Министерство образования Чувашской Республики

Это сладкое слово «шефы»

Хоть и ругают старые времена сегодняшние чиновники, а порой и сами не прочь позаимствовать из них что-нибудь полезное. Да и как отмахнешься оттого, что многие годы приносило хорошие плоды. В начале нынешнего года глава города Чебоксары вынес постановление о возрождении шефства над образовательными учреждениями. То, что это может дать хороший результат и, причем в довольно короткие сроки, не понаслышке знали и первое лицо столицы, и его зам. В не меньшей степени, чем на государстве, держались школы на шефах во времена, когда стояла у руководства Московского района, а позже - Калининского Крета Лазаревна. И ей ли не знать, что предприятия своим подопечным разве манны небесной не предоставляли. А Николай Иванович в роли доброго дяди был совсем недавно: когда возглавлял "Водоканал", не на словах, а на деле помогал школе № 61. Не пропала помощь и при новом руководстве "Водоканала". Результат налицо: школу как наиболее оснащенную показывают заезжающим в столицу гостям. Наработанный опыт и хотел, видимо, закрепить своим постановлением мэр. Ведь если каждое предприятие или небедные предприниматели возьмут под опеку хоть одну школу или детский сад, очень скоро наши дети не будут заниматься в пустых физкультурных залах, в неоснащенных кабинетах, в школах с прохудившейся крышей. Да много чего еще не хватает сегодняшним учреждениям образования. Один учитель физики как-то посетовал на то, что ему буквально на пальцах приходится объяснять детям закон Ома - нет приборов. А учитель биологии пожаловалась, что из всех экспонатов остался лишь старенький скелет. Но вернемся к постановлению Николая Емельянова о шефстве над школами. Документ принят и подписан, но... оказывается, от слов до дел ой как далеко. Управление образования приняло его к действию, мало сказать, однобоко. Собрали руководителей образовательных учреждений, довели до них желание главы города помочь подрастающему поколению и... предложили им найти себе шефов. Самим! Так буквально на корню было подрублено благое начинание. А на бумаге вроде бы все хорошо: в управлении образования появился еще один документ - "Перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих шефскую помощь образовательным учреждениям г. Чебоксары". Так что если вдруг случится какая проверка иль Николай Иванович захочет узнать, как идет исполнение его указа, то... показать будет что. На бумаге! А на деле? Подшефные школы и детсады в Чебоксарах действительно есть. Опекаемым живется лучше, чем тем, кто не смог найти и уговорить доброго дядю стать им вместо отца. А теперь, дорогие наши чиновники, положа руку на сердце: легко ли школам найти себе шефов самим? Кто захотел, скажете, тот нашел. Возможно. Но легче всего обвинить тех директоров, кто остался у разбитого корыта. Не умеют, мол, налаживать мосты, так какие они руководители. Но директор все же еще и учитель. Так, где он в первую очередь должен "мышей ловить": в педагогике иль в умении пить на брудершафт? Кстати, разрешите тогда и встречный вопрос: а зачем нам управле-ние образования? Чтоб приложения к постановлениям печатать? Теперь посмотрим, кто нашел себе шефов. Во-первых, повезло тем, от кого, несмотря на многочисленные перемены, не отказались шефы прежние. Многие из них никогда и не отказывали в помощи. Это и тот же "Водоканал", и "Энергозапчасть", и электроаппаратный завод, и некоторые строительные организации. И, наверное, кто-то еще, о ком я просто не знаю. Далее. В выигрышном положе-нии оказались учебные заведения, в коих некогда учились те, кто нынче у руля. Или, опять же, как не помочь школе, где камень науки грызет любимое чадо большого папы. Хотя... дети избранных уже давно пристроены в небезызвестные лицеи и гимназии. Хорошо еще и тем, чей директор не просто директор, а еще и народный избранник. Они еще в период гонки клялись помочь своим. Помогают. А как быть с коллегами? Депутатство передавать как эстафету отстающим? Не будем отрицать, что есть и действительно хваткие директора, у которых коммерция просто в крови. Но на всех, к сожалению, таких не хватит. Как же быть школам, которым в этом плане с руководителем не повезло? Снова вернемся к указу о шефстве. Постановление хорошее, но, как это нередко бывает, недейственное. А помогать подрастающему поколению нужно! И как можно скорее. Как это сделать - пожалуй, лучше других знают находившиеся у руля в те времена, когда шефы школам действитель-но помогали. Сегодня расклад другой. Но если вспомнить, что в руководстве нашего города - практики и тех, и этих времен, то нам дважды повезло: Николай Емельянов еще вчера был шефом и знает все "как" и "почему", а Крете Валицкой очень хочется возродить добрые традиции, и она помнит их механизм. А двое - это уже сила. Тем более с властью в руках. А подчиненным... нужно доверять. Но проверять! И не только бумаги. О бумагах... Чтоб лицезреть приложение к постановлению о шефстве, мне пришлось изрядно позвонить и побегать по нашим образовательным инстанциям. Сей документ мне долго не только не хотели показывать, но и говорить о нем. Не можем, говорят, пока на то не даст разрешения сам Сергей Владимирович. Мои наивные удивления по поводу того, что, мол, в нем такого засекреченно-о, аргументировались лишь одним доводом: без ведома руководства нельзя. Начальство бумагу тоже сначала не хотело показывать. Потом пошло на снисхождение. Но то ли чуя подвох, то ли в оправдание добавило: "В список вошли лишь те, между которыми заключено письменное соглашение". Все встало на свои места, когда перед глазами встал недлинный список подшефных школ. На слова начальника городского образования хотелось бы заметить: на письменное соглашение в сегодняшние времена, когда деньги считать умеют все, пойдет не каждый. Для этого нужен толчок свыше. Или разнарядка, от которой не увильнешь (как в старые времена), или стимул материальный (что с руки дню сегодняшнему). Желающих стать добрыми окажется куда больше, если пообещать за помощь снизить им налоги. Бюджет, конечно, полегчает, но... не из того ль котелка потом школам и хлебать-то придется?


17 декабря 2003
00:00
Поделиться