Министерство образования Чувашской Республики

Учителя будут востребованы

По статистике, каждый четвертый житель Чувашии так или иначе сталкивается с системой образования. Не случайно в нашей редакционной почте так много вопросов о школе, учениках, учителях. Ответить на них мы попросили министра образования ЧР Галину Чернову. - Галина Петровна, сегодня в очереди на бирже труда стоят и учителя. С чем, по-вашему, это связано? - На 1 октября этого года республиканской службой занятости зарегистрировано 203 человека с педагогическим образованием. Служба занятости предлагает всего 22 вакансии учителя. Это связано с тем, что демографический спад дошел и до школы: количество учащихся уменьшается, соответственно, становится меньше и учительских мест. - В связи с демографическим спадом изменятся ли планы подготовки педагогических кадров учреждениями профессионального образования, или они по-прежнему будут готовить такое же количество специалистов? - Не изменятся. Мы по-прежнему будем готовить такое же количество учителей, и вот по каким причинам. Во-первых, для подготовки хорошего учителя требуется много времени. В любом устойчивом обществе должен быть запас людей с определенными профессиями, в том числе и педагогическими. Во-вторых, люди с педагогическим образованием находят себе применение и в других сферах. Не секрет, что из учителей получаются неплохие менеджеры. Они обладают знанием педагогики, психологии, владеют организаторскими способностями. Кроме того, мы будем продолжать такую линию и ради повышения культуры и образования общества в целом. Уверена, что ситуация в скором времени изменится, ведь уже сейчас в республике рождаемость повышается, так что в скором времени учителя будут востребованы. - Сейчас проводится активная ком-пьютеризация сельских школ. Хватает ли преподавателей по информатике? - Действительно, в последние годы сделан колоссальный рывок по насыщению компьютерным оборудованием школ Чувашии. На сегодня в школах республики около 3500 компьютеров. И пополнение компьютерного парка продолжается. Так, если в 2000 году один компьютер в среднем приходился на 300 учеников, то сегодня - на 52. Что касается учителей информатики, то их в школах республики хватает. Более половины из них прошли курсы повышения квалификации и имеют высо-кую категорию. Но остро стоит вопрос овладения информационными техноло-гиями учителями других предметов. - В школах часто уроки начинаются в 7.10. Имеет ли право учитель проводить «нулевые» уроки? - Не имеет. Это нарушение санитарных норм. Если есть такие прецеденты, родителям нужно обратиться к директору школы с требованием отменить уроки, начинающиеся до 8.00. У нас огромное количество школ и учащихся, и на каждое учебное заведение проверяющего не найти. Родители лучше знают, что происходит в школе и классе. Поэтому во всех случаях, когда в школе что-то нарушается, они должны активно отстаивать свою позицию. И в этом помогут попечительские советы, которые необходимо создавать в школах. Они имеют большие полномочия и могут следить за тем, как соблюдается режим дня учащихся, как выполняется устав школы и решать многие другие вопросы. - Многие родители в субботний день отдыха-ют, а дети учатся. Буде ли вводиться в школах пятидневка? - Режим дня и недели устанавливается уставом школы. Единственное ограничение вводится для школ повышенного уровня образования: лицеев, гим-назий и классов с углубленным изучением какого-нибудь предмета. Они должны учиться шесть дней, иначе им просто не хватит учебных часов. Все остальные школы определяют сами, сколько дней им учиться в неделю - пять или шесть. Родители могут поднять этот вопрос на общешкольном собрании и потребовать внести изменения в устав школы. - Обязательно ли проводить все уроки в последний день перед каникулами, когда уже выставлены оценки? - Уроки проводятся не ради оценок, а ради знаний. В течение учебного года учитель обязан провести определенное количество учебных занятий, дать уче-никам необходимый по его предмету объем знаний. Накануне каникул, как и в другие дни, все учебные занятия проводятся по школьному расписанию. - Будет ли вводиться 12-летнее образование? - Вопрос этот обсуждается. Основной противник 12-летнего образования - Министерство обороны. Его представители считают, что с введением двенадцатилетнего обучения отодвинутся сроки призыва в армию. С точки же зрения педагогов, - это большой плюс: разгрузим школьника. Кроме того, двенадцатилетнее образование станет пропуском на европейский рынок образования. Дети там тоже учатся 12, а в некоторых странах и 13 лет. - Играют ли роль «золотые» и «серебря-ные» медали при поступлении в вуз? - По существующему законодательству - да. Медалисты сдают один экзамен и если получают «отлич-но», то зачисляются в вуз. В нашей республике и более чем в 100 вузах России, где принимаются результаты ЕГЭ, учитывается, прежде всего, количество баллов, которые абитуриент получил по соответствующим предметам. Но если, к примеру, 2-3 человека имеют равное количество баллов, то преимущество будет иметь тот, у кого есть медаль. Когда ЕГЭ станет обязательным для всей России, медаль, как льготный способ поступления в вуз, будет отменена. Она останется лишь как поощрение ребенка, который великолепно учился по всем предметам. Кстати, с введением ЕГЭ мы убедились, что медалисты, к сожалению, не всегда оправдывают свою медаль. В разных школах к будущим медалистам относились по-разному, а ЕГЭ выровнял требования к ним. - А нужен ли ЕГЭ? - Единый государственный экзамен, несмотря на все свои издержки, очень объективен. Мы не жалеем, что вступили в эксперимент по введению ЕГЭ. Сегодня немало наших выпускников по результатам ЕГЭ поступило учиться в высшие учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга. На 5% выросло коли-чество ребят, поступивших в вузы из сельской местности. Предлагаю к этому разговору вернуться весной. Тогда эта тема будет более актуальной и мы подроб-но ответим на все вопросы читателей. - Есть ли бюджетные группы в филиалах московских вузов? - У нас открылось более 10 филиалов московских и питерских институтов и университетов. Целенаправленная политика в области образования, проводимая руководством нашей республики, состоит в том, чтобы в каждом филиале государственного вуза были бюджетные места. Не случайно, общее количество студентов, обучающихся бесплатно, выросло за эти годы с 19 до 23 тысяч человек. Больше всего бюджетных мест в филиале Московского государственного социального университета.


09 декабря 2003
00:00
Поделиться