Министерство образования Чувашской Республики

ЧТО В ПОРТФОЛИО У ШКОЛЬНИКА?

До выпускных экзаменов времени полным-полно, но газеты и уличные стенды уже пестрят объявлениями: «Даю уроки одиннадцатиклассникам по русскому языку», «Готовлю к ЕГЭ по математике». Расценки «педагогов по найму» приличные: за час – 80-100 рублей и выше. И родители потенциальных абитуриентов, доставая кошельки, вздыхают: наступит ли время, когда выпускник сможет поступить в вуз, опираясь только на школьные уроки, без дорогостоящего репетиторства? Единый экзамен, введенный у нас три года назад, объективности в оценке знаний школяров, конечно, прибавил и путь в студенты им упростил. Но на самом уровне знаний учеников введение ЕГЭ не отразилось – да и не те у эксперимента были главные цели. Что касается качества знаний… Есть, конечно, гимназии и лицеи, но пробиться туда не каждый сможет. А в глубинке «продвинутых» учебных заведений раз-два и обчелся. И с учетом этого в нынешнем году по решению российского Минобразования в школах ряда регионов страны в порядке эксперимента начато профильное обучение в 10-11 классах и предпрофильное – в 9-х. Цель новшества: не только углубить познания школяра в том или ином предмете (подобное в школах и раньше практиковали), но и помочь ему найти свое место в жизни, выбрать профессию. Для того в концепции профильного обучения предусмотрены уроки профориентации, углубленные курсы-уроки (по нескольким темам, какую выбрать – решает сам ученик) и многое другое. В российском эксперименте Чувашия не участвует. Но проводит свою, местную, апробацию новшества - с нынешнего сентября в 7 школах республики ввели профильное обучение и еще в 32 (в том числе в одиннадцати сельских) – предпрофильное. За новое дело взялись педагоги на свой страх и риск, без особой предварительной подготовки: решение участвовать в эксперименте в школах приняли за месяц до начала учебного года. Проблем с новым делом, понятно, масса: нет методической литературы, нет пока и специальных учебников (их сейчас разрабатывает группа российских ученых). И с дополнительными курсами каждая школа определяется по своему разумению. В Юськасин-ской школе Моргаушского района девятиклассников сейчас обучают методике решения задач по математике и физике, написанию сочинений, со следующего полугодия планируют ввести углубленные компьютерные курсы. А в Траковской гимназии (Красноармейский район), помимо более детального изучения немецкого и математики, ребятам предложили на выбор еще и занятия по истории географических открытий, и даже курс «Юный журналист». Притом жалеют педагоги, что курсов маловато: в следующем году, мол, надо будет их побольше ввести, чтобы ученики могли, «примерив» на себя и школьные науки, и основы профессий, выбрать то, что больше по душе. С курсами этими возникла поначалу небольшая проблема. Проводятся они в статусе уроков, но есть твердая норма учебных часов, перекрывать которую нельзя. Да и загружать школяров без предела не стоит. Выход тем не менее нашли: в одних «предпрофильных» школах убрали из программы предмет «технология», в других – урезали его до одного учебного часа, объединив заодно ОБЖ и физкультуру, культуру родного края и историю. За счет такого «секвестирования» отыскались и деньги на оплату учителям, ведь в бюджете районов расходы на эксперимент не предусмотрены. В «профильном» эксперименте заложено еще несколько нововведений. Во-первых, у каждого девятиклассника (а в перспективе – и у учеников помладше) появится портфолио. Термин этот, пришедший из модельного бизнеса, в школах будет означать не что иное как копилку достижений ученика: в портфолио отправятся его грамоты и дипломы за победы на олимпиадах и конкурсах, участие в научных конференциях, награды за спортивные успехи и т.д. Это, как полагают организаторы эксперимента, тоже поможет определить склонности и способности школьника. Во-вторых, для учеников предпрофильных классов вводится новая форма экзамена, которую иногда именуют «малым ЕГЭ». Что, по сути, не совсем верно, разница между двумя испытаниями значительная. Проводить экзамены для девятиклассников будут не по тестам – по обычным заданиям. Только сдавать их ребятам придется не своим школьным учителям, как прежде, а районной или межшкольной комиссии. Впрочем, пока идет эксперимент, строгой «обязаловки» на этот счет нет: по своему усмотрению школа может выбрать и прежнюю форму экзамена. Остается один вопрос: всевозможных образовательных новшеств за последние годы в республике появилось с лихвой, зачем нужно было ввязываться в очередной эксперимент, чреватый массой хлопот и забот? У руководителей экспериментальных школ мотив такой: раз уж профильное обучение собираются в перспективе вводить по всей стране (планируется это в 2006 году. – Прим. авт.), новшество стоит побыстрей освоить. У учеников согласия, как водится, не спрашивали, но в Траковской гимназии на днях провели анкетирование девятиклассников и выяснили: новую систему занятий ребята одобрили… Кстати, упростить будущему абитуриенту дорогу в вуз может не только единый экзамен. По положению о всероссийских предметных олимпиадах, не так давно принятому Министерством образования России, победители этих олимпиад, а также участники сборных команд, выступавших на международных олимпиадах, принимаются в государственные вузы страны без вступительных испытаний. Умники и умницы возрастом помладше (9-10 класс) на тех же условиях могут поступить в техникумы и колледжи. Между прочим, москов-ские вузы уже несколько лет практикуют «олимпийский» метод отбора талантов. Так, выпускник чебоксарского лицея № 44 Евгений Андреев, став в этом году призером на российской школьной олимпиаде по экономике, был принят без экзаменов в Высшую школу экономики. А сейчас, по словам министра образования В. Филиппова, готовится новый проект, согласно которому со следующего года одиннадцатиклассники – победители региональных школьных олимпиад - получат право поступать без экзаменов в вузы своей области или республики (и даже в высшие учебные заведения других регионов – при условии, что на зачисление дадут «добро» руководители этих вузов).


26 ноября 2003
00:00
Поделиться
;