Министерство образования Чувашской Республики

Новое побеждает

На днях в редакцию заходил давний знакомый ветеран педагогики. После того как долгие годы преподавал в сельской школе, до пенсии он работал директором школы в городе. В обучении, работе с кадрами он широко использовал новшества. И сейчас частенько бывает в родной школе. Поэтому при каждой встрече наш разговор о школьной жизни. «Только за последние 5 лет жизнь удивительно сильно изменилась. 15-20 лет назад о том, что система образования поднимется на настоящий уровень мы и мечтать не могли, - с завистью говорил он в этот раз. – Сегодня учителю детям давать глубокие знания помогают не как в наше время сделанные своими руками дополнительные пособия и принадлежности, а компьютеры, Интернет, новые учебники. Как интересно работать!». Действительно значимы успехи большого дела обновления и развития системы образования и качества обучения. Надо отметить, что в нашей республике этим вопросам уделяется особое внимание. Принятая по инициативе президента Н.В. Федорова программа «О развитии образования в 1996-2000 годах» стала первым шагом в изменении ситуации в системе образования. И сегодня на потеряли свою актуальность новые задачи поставленные в принятой в 1996-1997 года президентской программе «Новая школа» и Концепции государственной образовательной политики Чувашской Республики. Это обучение и подготовка людей способных конкурировать, соревноваться в условиях нового времени, рыночной экономики. Значит, изменение содержания образования не достаточно, мышление, кругозор надо менять, учителей надо развивать, обучать. Потому что в новой школе со старыми знаниями работать нельзя. Поэтому в целях повышения образованности педагогов в республике ведут целенаправленную работу. В Чувашском государственном университете имени И. Я. Яковлева открыли 10 новых специальностей для подготовки педагогических кадров, необходимых в современной школе. В институте образования организовали лаборатории качества обучения, диагностики и аттестации учреждений образования, центр развития и физвоспитания. В районах и городах есть информационно – методические центры помогающие повышать образовательный уровень педагогов. Сегодня для нас стало привычной сдача 6-7 новых школ ежегодно. А вот реструктуризация школ и создание базовых школ всего год назад вызывало немало споров. Сегодня мало сомневающихся в том, что этот шаг был правильным. Родители понимают, что в больших, просторных школах с компьютерными классами, обеспеченными специалистами по всем предметам их детям дадут лучшее образование. И школьный автобус, регулярно доставляющий ребят на уроки и обратно домой, быстро вошел в деревенскую жизнь. Со школьными автобусами в районы пришла программа «Дорога к школе». В соответствии с ней заасфальтируют дороги ведущие к деревням в округе базовой школы. Короче говоря, вместе с обновлением и изменением школы и деревня развивается быстрее. Проявилось и значение участия в федеральных экспериментах – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) и Государственные именные финансовые обязательства (ГИФО). По результатам ЕГЭ молодежь Чувашии сумела поступить в 128 высших учебных заведения страны, участвующих в эксперименте. По сравнению в предыдущими годами, количество поступивших в вузы возросло на 2,5%. Особо значимо это для деревенских ребят – для них открываются новые дороги, новые возможности. Если в 2000 году из сельских школ в вузы поступило 33,8% (без ЕГЭ), в 2001 году – 37% (по ЕГЭ), в 2002 году – 37,9% (по ЕГЭ). В эксперименте по ГИФО участвуют Чувашский государственный университет и Чувашский государственный педагогический университет. Его основная задача – обеспечение вуза средствами, связанное с ЕГЭ и с уровнем знаний принятых на первый курс. Этот дает возможность 50% студентов принимать на обучение на бюджетной основе. В настоящее время идет еще один эксперимент на республиканском уровне: профильное обучение в школах. Его организовывают для того, чтобы помочь ребятам пораньше определиться со своим местом в жизни. Во всех сферах образования все новое побеждает. И у школ, и у начальных, и у средних, и у высших учебных заведений профессионального образования одна задача – воспитание людей, умеющих найти свое место в быстро меняющихся условиях жизни, умеющих более полно использовать полученные знания, стремящихся постоянно учиться, познавать все новое.


"Хыпар"
25 ноября 2003
00:00
Поделиться