Мастера и преподаватели учатся учить
Все возрастающие требования работодателей к уровню квалификации специалистов, конкурентная борьба на рынке труда обуславливают необходимость внедрения новых, современных технологий при подготовке квалифицированных рабочих кадров. Система начального профессионального образования обязана выстраивать учебный процесс в тесной взаимосвязи с работодателем, формировать у выпускников высокие адаптационные способности к решению практических задач в условиях рынка, готовить учащихся к самостоятельному обучению и поиску информации по избранной профессии. Одним из эффективных способов удовлетворения таких требований является внедрение инновационных образовательных технологий в учебный процесс.
Особое место среди них занимает модульная технология профессионального обучения, нацеленная на обучение на основе принципа профессиональной компетентности. В отличие от стандартного подхода к обучению, ориенти-рованного в основном на передачу знаний, модульный подход нацелен на достижение определенной, строго заданной профессиональной компетенции (готовности действовать в конкретной ситуации).
Модульная технология профессионального обучения - стандартизованная, детально разработанная система принципов проектирования учебно-программной документации для выполнения гибких модульных программ профессиональной подготовки и организации процесса обучения с их использованием.
Чувашский республиканский фонд образования совместно с Минобразования Чувашии 13-15 ноября 2003 года на базе санатория «Волга» в рамках реализации проекта «Реформа системы образования» провел очередной, третий обучающий семинар для заместителей директоров по учебно-производственной работе, мастеров производственного обучения и преподавателей спец дисциплин всех 29 учреждений НПО на тему «Модульные технологии обучения в системе НПО».
В работе семинара участвовали специалисты Министерства образования Чувашской Республики и эксперты из соседних регионов, которые познакомили участников семинара с современными технологиями обучения и провели практические тренинги.
Особенно большой интерес у участников семинара вызвали лекционные и практические занятия, проведенные директором Международного центра развития модульной системы обучения С. А. Каиновой (г. Москва) по организации учебного процесса на основе «Модулей трудовых навыков» (МТН).
Учитывая важное значение системы НПО и необходимость повышения качества образования, особенно в преддверии передачи учреждений НПО на региональный уровень, в работе семинара приняли участие также ми-нистр образования ЧР Г. П. Чернова и ее заместитель В. В. Матвеев.
Во время "круглого стола" участники семинара поделились своим положительным опытом по внедрению и использованию современных обучающих технологий и провели дискуссию по применению различных подходов в практике модульного обучения: системно-деятельностного (разработан Международной организацией труда - МТН концепция), модульно-компетентностного (Шотландская модель - компетентностно-ориентированная система) и предметно - деятельностного (модульная методология профессионального обучения соединяется с предметной системой образования).
В ходе работы семинара были разработаны рекомендации по применению модульных технологий обучения, которые будут апробироваться в создаваемых многопрофильных ресурсных информационно-образовательных центрах НПО при подготовке рабочих кадров, в частности, по про-фессиям «оператор станков с числовым программным управлением» и «электросварщик ручной сварки».