Из сельской школы - в столичный вуз
За партами в классе пять-шесть учеников, один учитель ведет и географию, и физику, и математику: в кабинетах - допотопная техника и старенькие наглядные пособия - вот типичный портрет малокомплектной сельской школы. Изменить, осовременить его - основная цель программы по реструктуризации школ глубинки. Она действует в республике с прошлого года, в рамках ее во всех районах созданы десятки базовых школ.
В Шумерлинском районе из 16 учебных заведений будут реструктурированы 11: вместо основных классов в мало комплектных школах остаются только начальные. Такой шаг в районе считают оправданным. Ведь проектная вместимость здешних школ - три с половиной тысячи человек, а учеников - чуть больше тысячи. И неудивительно. Демографическая ситуация у шумерлинцев плачевная: 37 проц. населения - пенсионеры, на одного новорожден-ного приходится четверо умерших.
Реструктуризацию в Шумерлинском районе намечают завершить на следующий год. В итоге останется пять кустовых учебных заведений, куда будут съезжаться ребята из отдаленных деревень.
Специалисты подсчитали, что реструктуризация - экономически выгодна. Ведь затраты на одного ученика «малокомплектки» намного больше, чем в городской и даже в крупной сельской школе.
Но не только ради экономии затевались перемены. Прежде всего требовалось улучшить качество знаний сельских ребят. И подвижки уже есть. В Вутабосинскую базовую школу Канашского района привозят детей из 5 деревень и даже из Канаша. Здесь созданы все условия: есть компьютерный класс с учебными программами по истории, географии, биологии, химии, самый большой в районе спортивный зал, где ученики после занятий играют в волейбол, баскетбол и теннис, работает филиал школы искусств. И учат ребят качественно. В этом году из 23 выпускников Вутабосинской школы 13 поступили в высшие учебные заведения, а Евгения Осипова, набрав 87 баллов на едином экзамене по математике, стала студенткой Московского текстильного института.
Но у этой медали есть и обратная сторона. «Мы стараемся, даем ребятам хорошие знания, - говорит директор Вутабосинской школы М. Николаев. -Получив аттестаты, они уезжают, поступают в вузы и потом в родные края уже не возвращаются. Выхо-дит, что с нашей "помощью" пустеют деревни".
Но эта проблема сейчас решается. Чтобы привлечь людей в деревню на жительство, правительство республики реализует программы по социальному обустройству села. Да и школьные реформы, по сути, тоже работают на глубинку: строятся новые дороги. Вслед за компьютерами появятся на селе и современные средства связи. И, будем надеяться, после окончания вузов многим дипломированным специалистам все же захочется вернуться в родные края, где можно будет достойно зарабатывать и прилично жить.