НВП возвращается
Начальная военная подготовка (НВП) в школа началась в 1939 году, в начале 90-х годов прошлого века программу ее обучения сократили в два раза.
В советские времена этот предмет преподавал офицер в отставке или в запасе, вместе с армейской пенсией получал немалый оклад. Военрук считался заместителем директора школы по военно-патриотической работе, стоял выше других предметников. Он был ответственен за специальное оборудование, размещенное в кабинете НВП, за комнату для хранения оружия, за стрелковый тир, за музей воинской славы. Единственный в школе учитель в военной форме проводил смотр песни и строя, проверял опрятность внешнего вида старшеклассников, давал характеристики для поступления в высшие учебные заведения, помогал в проведении мероприятий по теме истории и патриотизма, вывозил учащихся на летние сборы. Конечно, свою основную работу – обучение предмету, физическое закаливание юношей и девушек, выработка их характера, воспитание порядочности - с честью, добросовестно выполняли.
В Кугесьской средней школе НВП нас учил ветеран войны, капитан в отставке Лев Тарасов. Проявивший героизм и отвагу, неоднократно раненный офицер держался крепко, никогда высокомерно не стучал себе в грудь. Нас, молодых, никогда не обидел ни словом, ни делом. Парни с удовольствием ходили на его уроки, беря пример со старших товарищей, стремились стать военными. Фотографии раньше окончивших школу курсантов в военной форме украшали стенд. Благодаря помощи и наставлениям Льва Тарасовича десятки парней стали настоящими защитниками Родины. Из нашего класса не было выбравших дорогу военного, и все же каждый сегодня только добром отмечают то, чему обучал военрук, его наставления, то, что его наука преодолевать трудности помогла в солдатской службе.
В октябре депутаты Государственной Думы РФ приняли решение о внесении изменений в закон об обязательном преподавании НВП в школах, коллед-жах, училищах. 338 депутатов в первом чтении проголосовали «за».
В федеральном законе «Об образовании» говорится, что преподавать НВП можно с согласия ребят и их родителей, поэтому НВП 10 лет назад осталось на уровне факультатива. Принятый в 1998 году закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» закрепляет то, что этот предмет должен быть в программе среднего учебного заведения. Теперь депутаты начали преодолевать противоречие двух законных актов.
Тех, кто говорит, «нужен ли милитаристский предмет в программе образования», пожалуй, стоит ознакомить с некоторыми показателями статистики. Вот возьмем, к примеру, те же показатели весеннего призыва 2003 года. Наряд Ге-штаба Вооруженных сил России в республике выполнили, отправлено на службу 2115 юношей. В некоторых районах и города план перевыполнен. В это же время количество уклоняющихся от воинской службы выросло почти на 29% (в прошлом году весной было – 156 человек, нынче - 201). Против «уклонистов» по части первой 328 статьи УК РФ прокуратура возбудила более 30 уголовных дел. Нет сомнений, если они будут доведены до конца и переданы в суд, парням вместо солдатской формы придется надеть тюремную робу.
Я думаю, в предвыборный период депутаты, проголосовавшие за это решение, не будут делать популистских шагов. Для них Родина, честь, долг, гордость, сильная армия – основные понятия. Можно надеяться, что вопрос НВП они решат достойно, не ввергая армейскую тему в политическое русло. Подобно тому, как большие реки питаются и разливаются водами маленьких родников, сила и мощь армии должна начинаться со школы и училища.