Школьница повесилась из-за «двойки»?
Одиннадцатиклассница новочебоксарской школы №4 Женя Яндайкина была уверена, что если не сдаст зачет по алгебре, ее выгонят из школы. Она знала, как поступит в этом случае. Учительница не догадывалась, что, выставляя «двойку», подписывает ученице смертный приговор
Последний зачет
- Ты же можешь учиться хорошо, - убеждала Женю мама вечером, 21 октября.
Девочка молчала. Математика ей давалась с трудом. На уроках она сочиняла стихи и мечтала о любви...
- Ты же сотовый хотела, - уцепилась за последний аргумент мать. - Если сдашь «хвосты» в школе, мы его тебе подарим. Доченька, пожалуйста!..
- Хорошо, - пообещала Женя и ушла в свою комнату. Уткнувшись в подушку, она заплакала. В прошлом году ее чуть не выгнали из школы: в аттестате было пять «неудов». В одиннадцатый класс перевели условно. В начале года надо было сдать долги. По четырем предметам Евгения «отчиталась», сдала на 3 и 4. Остался последний - алгебра.
- Держи, - учительница математики Лидия Анатольевна протянула листок с заданием. - У тебя в запасе 40 минут.
- Я не справлюсь, - пробурчала Женя, но принялась решать. Почему-то косинусы и синусы совсем не лезли в голову. Наскоро решив несколько примеров, Женя стала писать стихи.
Хочу, чтоб были звезды,
Хочу 16 роз,
В фате из белой бронзы
Меня вложите в гроб.
Добро мое храните,
И карточку в столе.
Не плачьте, не ревите,
Так будет легче мне...
- Плохо, - вздохнув, сказала Лидия Анатольевна, держа листок с ответами. - Только на «двойку».
- Я повешусь, - чуть не плача проронила Женя. Учительница и подумать не могла, что девочка не шутит...
- Ань, - позвонила Женя лучшей подруге, когда вернулась домой, - я хочу умереть.
- Ты что, с ума сошла?
- Я серьезно, мне Григорьева «двояк» влепила. Теперь меня из школы выго-нят, родители будут переживать...
- Что ты такое говоришь? - насторожилась Аня. - Плюнь ты на эту «пару». Ты же сама меня всегда учила верить в лучшее.
- Я решила, - твердо сказала Женя, - прощай.
И повесила трубку. Не долго думая, Аня Чуприна бросилась к подруге домой...
Самоубийство
- Женька, открой дверь, - что было мочи колотила в дверь Аня, - пожалуйста! Но никто не открывал. Девочка побежала в магазин, где работала Женина мама.
- Тетя Наташа, там Женя...
Они вместе бросились домой. Дрожащими от напряжения руками Наталья открыла дверь.
- Женька! - крикнула она. В квартире было тихо. Никто не откликался. Женщина забежала в зал, в детскую, в кухню... Потом Наталья медленно открыла дверь в ванную.
- Дочка! Девочка моя... - задыхалась от слез Наталья. Схватив бездыханное тело, она попыталась его снять,
- Помоги, - попросила Наталья Аню. Они прекрасно понимали: после звонка Жени прошло около часа и спасти девочку шансов нет. Но смириться с этим было невозможно.
«Скорую»! Вызывай «скорую»! - умоляла мать подругу своей дочери. Заплаканная Аня рванулась к телефону.
Приехавшие врачи дали успокоительное матери. Больше они ничем не могли помочь...
Аня позвонила отцу на работу.
- Дядя Витя, приезжайте домой, - с трудом проговорила она. - Женя умерла...
Отец был дома через пять минут. Увидев безжизненное тело дочери, мужчина заплакал... Труднее всего родителям пришлось, когда вернулась из школы младшая сестренка Жени - восьмилетняя Катя. Девчушка никак не могла по-нять, почему сестра не просыпается, сколько ее ни буди...
Похороны
Похоронили Женю Яндайкину через два дня. Нарядили невестой, как она просила в предсмертном стихотворении, надели фату. В гроб родители положили 16 алых роз (по числу лет) и... сотовый телефон, который обещали дочке купить, если она сдаст все зачеты. Проводить в последний путь девоч-ку вышли все учителя и школьные друзья. Многие плакали. Одноклассники мол-ча косились на преподавателей. Виноватыми в смерти подруги они считали их... Лидия Анатольевна, узнав о смерти своей ученицы, потеряла сознание. Ее увезли в больницу. А спустя сутки после похорон неизвестные подростки разбили стекло в кабинете математики... В тот же день Григорьева написала заявление об увольнении. То же самое сделала классная руководительница Жени.
Помните и любите меня!
За день до самоубийства Женя вместе с классом сдавала сочинение по литературе. Из десяти тем она выбрала одну: «Мой след в сердцах людей...»
«Я хочу доставлять людям радость, - писала в сочинении Женя, - хочу делать добро для мира... Чтобы долго-долго помнили, или даже рассказывали, что жила когда-то Яндайкина Евгения и сделала в свое время много хорошего для людей» Так заканчивается сочинение Жени.
Таких, как Женя, больше нет!
- Женя и Коля? Они очень любили друг друга, - поведала нам Женина сестренка Катя, - они не ругались. И дома у нас было нормально. Родители нас одинаково любят, и мы никогда не ссорились.
Катя показывает фотографии из семейного альбома. Маме сейчас плохо, - говорит Катюша, - Женя ведь у нас такая хорошая. Она никогда не кричала, меня всегда жалела. Таких добрых в мире больше нет...
- Школу сейчас выгораживают, - рассказывает несчастная мать, - говорят, будто у нас семья была неблагополучной. Неправда! Мы любили и будем любить Женю. Если бы учительница не поставила «двойку»...
Мнение
Валерий Кузьмин, директор школы:
- Говорят, в семье у Жени было неспокойно. Отец не признавал ее родной дочерью. Младшую Катю они любили, а вот Женю не очень. Я сомневаюсь, что девочка повесилась из-за «двойки». Вероятно, оценка стала последней каплей. Еще, как нам известно, она рассталась с любимым парнем. Конечно, с нашей стороны тоже была допущена ошибка. Вопреки тому, что в школе была создана комиссия по переэкзаменовке, «двойку» учительница поставила самолично, не посоветовавшись с коллегами.
Звонок подруге
Аня Чуприна:
- Женя была очень чувствительным и эмоциональным человеком. Она всех жалела и всех любила. Жила в каком-то своем мирке, часто мечтала. Очень любила жизнь. Если у нее в жизни были проблемы, она всегда улыбалась и говорила: все будет хорошо! И меня тому же учила. А еще она очень хотела стать зубным техником. Мы с ней были лучшими подругами, она всем со мной делилась. Но последнее время перестала.
Комментарий специалиста
Анна Корнилова, психолог:
- Если верить тому, что рассказывают про Женю друзья и близкие, она действительно была очень чувствительным человеком. Я бы не стала обвинять ни одну сторону в ее смерти. Скорее всего, совокупность причин подвигла ребенка на этот шаг. Например, она боялась доставить боль родителям этой «двойкой». Или разочаровалась в себе, стала считать себя неудачницей.