Министерство образования Чувашской Республики

Вся русская литература уместилась в одном томе, а времени для ее изучения не хватает

Сколько себя помню, в отечественном образовании всегда проходили реформы. Семилетка превратилась в восьмилетку, а затем и в девятилетку. Чтобы получить среднее образование, сегодня надо учиться уже одиннадцать лет, а не десять. Одни предметы изымались из программы, другие, наоборот, добавлялись, часов для изучения тех или иных предметов становилось то меньше, то больше, а что-то и вовсе переводилось на факультатив. С началом перестройки и последующих затем событий начались уже не просто реформы, а самая настоящая революция в образовании. Учителя математики или физики в общем-то не очень «пострадали», Законы Ома или бином Ньютона пересмотреть никому не удалось, даже самым радикальным революционерам. Гораздо сложнее дело обстояло с гуманитарными науками, особенно с историей и литературой. Ну как объяснить ребятам, что Великая Октябрьская социалистическая революция оказалась вовсе не благом для страны, а банальным дворцовым переворотом? И что любимый герой многих поколений Павка Корчагин, насыпавший батюшке махорки в пасхальное тесто, - обыкновенный хулиган? Таких примеров - великое множество. Да и учебников развелось - запомнить трудно. Хотя и называют их альтернативными, зачастую они трактуют те или иные положения диаметрально противоположно. И, наконец, многое отдано на откуп самим преподавателям - что хочется, то и изучается, как сами понимаете, так и объясняйте. Особенно трудно пришлось учителям с многолетним стажем: их-то ведь совсем иному учили. О проблемах преподавания в современной школе мы беседуем с учительницей литературы и русского языка одной из чебоксарских школ. Назовем ее Татьяна Григорьевна. Вы ведь застали доперестроечное время, когда изучались основоположники социалистического реализма. «Железный поток» А. Серафимовича, например. Или роман М. Горького «Мать», Как же сегодня без них? - Ну, скажем, «Железный поток» в школьной программе никогда не стоял, его проходили в общем списке. А сегодня туда и «Мать» Горького перевели. Должны же ребята иметь хоть какое-то представление о произведениях, которые широко изучались в прошлом. Зато теперь в программе есть публицистика Горького «Несвоевременные мысли». В прошлом мы эту книгу не только не читали, но даже не знали о ее существовании. А сегодня, пожалуйста, она печатается в школьной хрестоматии. - И как ученики к ней относятся? - Неплохо. Читают, представьте себе, понимают в основном. Ребята нынче умные пошли. Во всяком случае, в нашей школе. - Скажите, а какова степень свободы преподавателя? Существует ли ограничение в выборе авторов и их произведений? - Да, конечно. Есть так называемая программа, одни авторы обязательны для изучения, другие лишь рекомендуются. То же самое и с произведениями. Но дело в том, что программа настолько обширна, что все в ней значащееся изучить просто невозможно, времени не хватает. Поэтому приходится выбирать на свой вкус и риск. Хотя общую линию, утвержденную Министерством образования, необходимо выдерживать. - Недавно группа видных деятелей культуры выступила с беспокойством, что из школьной программы убирают значительные произведения русской литературы, особенно минувшего века. А вы, учителя, как к этому относитесь? - Я считаю, что этого делать не следует. Да, произведения Пастернака, Солженицына, другие, о которых мы недавно узнали, непросты для восприятия, но в этом и заключается роль учителя, чтобы донести до ребят смысл этого непростого времени. Во-вторых, мы должны ориентироваться на учеников думающих, которые хотят знать, а не на предпочитающих изучать литературу по комиксам. - Сегодня появилось великое множество пособий типа «Вся русская литература в одном томе». Как вы думаете, это доброе дело или зло? Пять страничек «Войны и мира», три странички «Преступления и наказания» и т.д. Какой школьник не воспользуется такими «шпорами»? - Может быть, они и нужны, когда школьник начинает готовиться к экзаменам, времени перечитывать уже нет. - Перечитать или прочитать? - Именно перечитать. Но если идет подмена - вместо первоисточника эти несколько страниц, конечно, зло. - Мне кажется, что это просто диверсия. Если лежат четыре тома Л. Толстого, а рядом пять страниц с изложением «Войны и мира», то и гадать не надо, за что примется обыкновенный человек. Таких Пушкин называл ленивыми и нелюбопытными. Вот скажите, сколько в вашем классе учеников прочитали «Войну и мир»? - В классе, скажем, тридцать человек. Треть из них прочитали роман полностью. Другая треть могут прочесть «войну», пропустить «мир» или наоборот. А остальные никогда не прочитают, разве что отрывки, а, скорее всего, те самые пять страничек. - А к сборникам «Золотые сочинения» как относитесь? - Вот это действительно зло. Это никакие не золотые сочинения, самоварное золото. В своем большинстве они примитивны. - А какие оценки вы ставите за подобные сочинения? - Разумеется, неудовлетворительные. И делаю приписку «Списано». - Единый государственный экзамен по русскому языку - это реальность. Но вскорости обещают ЕГЭ и но литературе. - Я плохо себе представляю, что это такое. Разве можно подобным методом выявить знания человека по литературе? - Я тоже так считал. Но вот познакомился с тестами, которые экспериментально использовались в одной школе, и понял, что составлены они достаточно убедительно. Без знания предмета, в данном случае первоисточника, на них не ответишь. Будете сторонником или противником ЕГЭ по литературе? - Если будут удачно составлены тесты, то, конечно, за. Экзамен ведь будет необязательным, по выбору. Не уверена, что его многие выберут. Впрочем, что гадать, поживем - увидим. - О литературе начала и середины двадцатого века мы уже говорили. А что проходите из самой новейшей литературы? - На нее, к сожалению, времени уже не остается. Просто не успеваем. Судите сами. В неделю отводится на литературу четыре часа, две пары, как мы говорим. А список авторов, которых хотелось бы предложить, такой огромный. - И кого из современных писателей вы бы рекомендовали читать ребятам? - Например, Людмилу Улицкую, Петрушевскую, Татьяну Толстую. Но времени, повторяю, не хватает катастрофически. Учебный год обычно заканчиваем авторской песней. Ребята с удовольствием читают и поют Высоцкого, Окуджаву, Галича, молодых бардов. - И последнее. Стало труднее или проще преподавать литературу? - Конечно, труднее. Раньше как было: подготовил конспект и используй его всю жизнь. Теперь все иначе. Надо самой много читать, и не просто прочесть, а разобраться в этих произведениях, проанализировать, познакомиться с критической литературой. Приходится покупать новые книги, а на учительскую зарплату, сами понимаете, не разбежишься. Школьная библиотека, к сожалению, очень бедная, новинки поступают не часто, «толстых» журналов и вовсе нет. Выручает то, что появились новые, неплохие учебники по литературе, в том числе и альтернативные


29 октября 2003
00:00
Поделиться