Министерство образования Чувашской Республики

«Профильная революция» в российском образовании

Профильное образование в старших классах российских школ, о необходимости которого давно говорила педагогическая общественность страны, становится реальностью. Отрадно сознавать, что инициатива Министерства образования Российской Федерации поддержана на государственном уровне. Недавно состоялось постановление Правительства Российской Федерации «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях». Этот, без преувеличения, знаковый для отечественного образования документ предусматривает создание целостной системы специализированной подготовки - профильного обучения учащихся - в старших классах. Сегодня необходимость введения профильного обучения диктуют стремительно меняющаяся жизнь, динамично развивающаяся экономика. Современной школе не обойтись без четкой ориентации на требования рынка труда. Согласитесь, выбор учащимися профессии и, по большому счету, жизненного пути должен быть максимально осмысленным. Таким образом, профильное обучение - реальное требование сегодняшнего дня, а для Министерства образования Российской Федерации - это шаг по сближению общего и профессионального образования. Надо сказать, что фактически профильное обучение существует в России и сейчас - в лицеях, спецшколах, коммерческих учебных заведениях. Однако оно должно стать достоянием каждой российской школы, бесплатным и доступным для всех. Итак, уже с нового, 2003/2004 учебного года общеобразовательные школы в девяти регионах страны начнут работать в режиме эксперимента. В старших, а именно в девятых классах, вводится предпрофильная подготовка. Стоит особо отметить: предпрофильная подготовка - это неотъемлемая составляющая очень важного процесса профилизации школьного образования на старшей ступени. А в более широком смысле - и всего процесса обучения на разных его этапах. Введение предпрофильной подготовки на этом этапе обучения научно обоснованно, именно в этом возрасте - в четырнадцать - пятнадцать лет - подростки наиболее интенсивно взрослеют. Причем и физически, и социально. Происходит формирование жизненных ценностей, ярко проявляются различные индивидуальные способности, появляется интерес к выбору той или иной профессии. Эксперимент проводится по трем направлениям. Это курсы для школьников, своего рода аналог факультативов по избранным предметам, правильная ориентация ученика в образовательном пространстве - информирование ребят о том, куда они могут пойти учиться по своему профилю, и, наконец, консультативная работа с учащимися, психологическая поддержка. Одним из важнейших итогов эксперимента станут профессиональные рекомендации, которые позволят перейти в 2005 году к введению предпрофильной подготовки во всех российских школах, а в 2006 - повсеместного профильного обучения в 10-11-х классах. Далее, с 1 сентября 2004 года начнется эксперимент по введению профильного обучения, участвовать в котором намерены 50 регионов России. Министерство уже направило для обсуждения в регионы примерные учебные планы по десяти возможным профилям для 10-11-х классов, где учебное время на непрофильные предметы значительно сокращено. Действительно, зачем будущему филологу заниматься математикой или физикой на уровне ребят, решивших посвятить себя именно этим негуманитарным специальностям? Необходимо понимать, что введение профильного образования - комплексная программа, логически связанная с общей модернизацией российского образования. Речь идет, в частности, о государственных стандартах общего образования, которые должны быть приняты до начала 2004 года. Содержание предметов будет двухуровневым - базовое и профильное. Также значимость профилирования возрастает в связи с переходом на единый государственный экзамен (ЕГЭ). Школьник будет изучать предметы, которые необходимы ему для поступления в вуз на более высоком, профильном уровне, и по этим же дисциплинам сдавать выпускные экзамены, приравненные к вступительным. Помочь ученику сделать правильный жизненный и профессиональный выбор - таковы смысл и цель предпрофильной подготовки. Немаловажно, что органам исполнительной власти в регионах рекомендовано предусматривать в своих бюджетах необходимые средства для финансирования эксперимента. Таким образом, продвижению профильного обучения в России уже помогают и советом, и материально.


22 октября 2003
00:00
Поделиться