Кто думает о будущем, тот не скупится на образование
Развивать образование – дело выгодное. И не только с учетом дальних, лет этак на 15-20 вперед, перспектив. Современные станки, новенькие компьютеры, автотранспорт – все это придет в учебные заведения республики вместе с финансами Всемирного банка. И “заработала” их Чувашия благодаря эффективной политике в сфере образования.
О проекте образовательных реформ с привлечением средств Всемирного банка начали говорить у нас еще два года назад. Активная же работа стартовала с апреля нынешнего года, когда вступило в силу соглашение о займе на проект. Реформы, подкрепленные банковскими долларами, будут идти по нескольким направлениям. Это поддержка реструктуризации сельских школ, развитие материальной базы профессиональных училищ и повышение уровня профобразования, внедрение в учебных заведениях нового финансового механизма.
О делах финансовых главным образом и шла речь на состоявшемся вчера в правительстве республики рабочем совещании по проекту. Собрались на него представители миссии Всемирного банка и национального фонда подготовки кадров, заместитель министра образования РФ Е.Чепурных, министр образования Чувашии Г. Чернова, местные участники и исполнители проекта. Обсуждали они, в частности, насколько успешно выполняется у нас одно из условий проекта – перевод школ на работу в условиях финансовой самостоятельности, с собственной бухгалтерией и лицевыми счетами. Как оказалось, от России Чувашия в этом плане пока отстает – на сегодняшний день собственные счета имеют лишь 105 школ республики. С другой стороны, в Моргаушском районе, где гости побывали накануне, все школы уже работают в режиме финансовой самостоятельности. Значит, можем, если захотим? Специалисты нашего Минобразования пояснили, что главным образом стопорится дело из-за проблемы с кадрами: опытного бухгалтера школьной зарплатой не привлечешь, да и нагрузка немалая. Что касается Моргауш, то тут сработал чисто российский фактор, метод команды сверху: глава района распорядился, что все школы должны иметь лицевые счета, – директора указания четко выполнили.
Освоение школами новой финансовой системы важно еще и потому, что одних только государственных денег образованию нынче явно маловато. Начальник финансового отдела Минобразования республики Р. Ванеркина рассказала, что несколько лет назад попробовали они подсчитать, сколько денег нужно дать школам, чтобы жили они, ни в чем не нуждаясь. И вы-шло, что “идеальный” бюджет расходов на образование перекрыл бы бюджет республики в целом… А внедрение финансовой самостоятельности позволяет активнее привлекать в школы дополнительные средства. Если в 2000 году в общую школьную казну “пришло” 54 миллиона внебюджетных рублей, то в прошлом – уже 129 миллионов… Да и руководители образовательных учреждений учатся деньги считать и тратить их с умом.
Надо сказать, экономику образования развивают в республике всесторонне. Работают на нее и идущая второй год реструктуризация сель-ских школ (а с 2003 года и городских), и введение подушевого финансирования – когда деньги приходят в школу вслед за конкретным учеником. Успешную работу республики в воплощении этих программ представители Всемирного банка отметили в ходе встречи с Президентом Чувашии Н. Федоровым, особо подчеркнув полное совпадение их с общими целями и задачами проекта.
Между прочим, вписаться в этот проект было не так-то просто. Выбирая участников, представители банка выдвигали три основных требования: чтобы регион сам активно развивал образовательную отрасль, не имел долгов по зарплате учителям и аккуратно выплачивал полученные раньше международные кредиты. Отступления не прощались: так, из-за долгов по кредитам из проекта исключили Ярославскую область, заменив ее Воронежской. Чувашия же все препоны успешно прошла, и получила в итоге около десяти миллионов долларов от Всемирного банка. На что пойдут деньги займа? На покупку техники, мебели и на ремонт 27 сельских базовых школ, которые должны стать “визитной карточкой” проекта. На создание при профучилищах республики 11 ресурсных центров, оснащенных новейшим оборудованием (кстати, в них будут проходить переподготовку и безработные). На внедрение новых программ профессионального образования, отвечающих требованиям рынка труда. На обучение директоров школ, школьных бухгалтеров, мастеров ПУ, управляющих попечительских советов… И еще на многие другие важные дела…
МНЕНИЕ
Мэри Каннинг, руководитель программы по вопросам образования Всемирного банка.
- Я считаю, в республике идет действительно очень важная работа, нацеленная на то, чтобы молодые люди получали доступное качественное образование. И замечательно, что руководство Чувашии уделяет образовательным реформам большое внимание. Впечатлило то, как идет у вас реструктуризация сельских школ, как реализуется программа “Школьный автобус”, создаются ресурсные центры при профучилищах. Кстати, о проблемах развития системы начального профессионального образования мы говорили на встрече с Президентом Николаем Федоровым. Сейчас на рынке труда очень много рабочих вакансий, но училища далеко не всегда способны эту нишу закрыть. Надо сделать так, чтобы система подготовки рабочих кадров стала более привлекательной. И в дальнейшем вместе с экспертами Европейского фонда развития мы проработаем этот вопрос более детально.
БИЗНЕС-ПЛАН ДЛЯ ШКОЛЫ
Вчера в республике завершила свою работу контрольная миссия Всемирного банка. Два дня ее представители внимательно изучали жизнь сельских школ и училищ. Вчера они побывали в Ходарской гимназии имени И.Н.Ульянова Шумерлинского района и в Ядринском профессиональном училище.
Как отметила министр образования Чувашии Г. Чернова, наряду с положительными впечатлениями у представителей миссии есть “некоторая озабоченность”: сельские школы не так быстро смогут стать полностью независимыми. Директорам часто не хватает знаний, многие не умеют составлять грамотные бизнес-планы и сметы.
А начальник департамента Всемирного банка госпожа Маурин Маклафлин искренне порадовалась детям, которые учатся в сельских школах, их “дружелюбности и непосредственности”: “В них нужно вкладывать силы и деньги. Такие школы должны стать примером партнерства между общественностью, образовательным учреждением, руководством республики и Международным банком реконструкции и развития”.