Министерство образования Чувашской Республики

Бумажный тигр готовится к прыжку

Бумажный тигр готовится к прыжку В Минобразовании РФ считают, что в 12-летних спорах о стандартах должна быть поставлена точка 17 октября в Госдуме запланировано второе чтение по законопроекту "О государственном стандарте общего образования". Мысль о стандартизации общего образования возникла в 1992 году, когда школам разрешили быть разными. Госстандарт определяет обязательный минимум содержания программ, максимальный объем учебной нагрузки и уровень подготовки выпускников школ. Иначе говоря, речь идет о том, что государство установит планку, ниже которой учебное заведение не сможет опускать свои требования. Со времени первых разговоров о стандарте прошло уже 12 лет, а он так и не был принят. Два года назад академики РАН воспротивились варианту стандартов, подготовленному группой Эдуарда Днепрова. Стало ясно, что спорить о самом содержании стандартов можно до бесконечности. Решено было не проводить стандарты через Думу, а установить законом их рамки - общие требования к стандарту. Вот этот рамочный закон и будет слушаться в Госдуме в пятницу. Каков же расклад сил накануне слушаний? Профильный Комитет Госдумы по образованию и науке, выносящий законопроект на рассмотрение депутатов, надеется, что он пройдет. Так же думают и в Министерстве образования. Что же ждет нас дальше? После принятия такого рамочного закона Правительство РФ своим постановлением должно будет утвердить федеральный компонент стандарта. С вопросами, существует ли окончательный вариант стандарта, который будет представлен в Правительство, и что он собой представляет, мы обратились к заместителю руководителя Департамента общего образования Минобразования РФ Алексею Водянскому. - Нет, окончательного варианта стандартов пока нет. Не забывайте, что за вторым слушанием последует третье, затем закон должен будет пройти утверждение в Совете Федерации и пойти на подпись к Президенту. Вот тогда мы и форсируем подготовку окончательного текста стандартов. Он будет представлен в Правительство в начале следующего года. Но компромисс по большинству вопросов уже найден. - Споры вокруг федерального компонента стандартов по математике и литературе были особенно острыми и выплеснулись на страницы газет, удалось ли достичь согласия? - Эти споры будут бесконечными. В основном противоречия были сняты, спорные моменты согласованы. В частности, с математиками достигнут компромисс. Решено немного облегчить программу в основной школе и усложнить - в профильной. Туда мы перенесем наиболее сложные разделы. По литературе тоже достигнут компромисс между всеми силами, хотя идеального варианта стандарта, наверное, никогда не будет. - Как, по-вашему, отразится принятие рамочного закона на школе? - Да никак. Стандарты будут введены не ранее 2006 года. Пока же будет идти эксперимент. За два года должны быть подготовлены учебники и кадры. - Какие школы будут участвовать в эксперименте? - В 2004 году эксперимент пройдет в небольшом масштабе, в 2005 году число его участников расширится. Экспериментальные школы определят региональные органы управления образованием. * * * Один из разработчиков образовательного стандарта по математике член-корреспондент РАН Лев Кудрявцев категорически не согласен с тем, что "согласительный" вариант стандартов, о котором говорят в министерстве, действительно компромиссный. - Лев Дмитриевич, в Министерстве образования говорят, что достигнут компромисс по стандартам с математиками. Так ли это? - Буквально позавчера я звонил в министерство, где мне сказали, что окончательного варианта стандартов у них нет. Эдуард Днепров, который возглавляет в министерстве группу по разработке стандартов, сказал, что подготовленный нами вариант стандартов по математике (его готовила группа выдающихся российских ученых) он никогда не подпишет. - Вопрос о стандартах тесно связан с учебными планами. Видели ли вы их окончательный вариант? - Тот последний проект, который я видел, совершенно неприемлем для нас. Число часов на математику там недостаточно. А из списка требований, которые предъявляются к учащимся в основной школе, было вычеркнуто даже требование уметь доказывать теоремы. О какой же математике можно говорить, если не будет доказательств? Очень грустно, если проект утвердят в таком виде. - А что вы думаете о разгрузке основной школы за счет переноса ряда тем в профильную? - Я считаю, что этого делать нельзя. Любой выпускник обычной школы должен иметь возможность продолжать свое образование. А если он не будет уметь даже доказывать теорему, то о каком поступлении в вуз может идти речь?


15 октября 2003
00:00
Поделиться
;