Министерство образования Чувашской Республики

Встречная полоса

О ПРОБЛЕМАХ И СПЕЦИФИКЕ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ В.Ф.: Перед Чувашией мы хотели бы поставить ряд вопросов, которые прояснят ситуацию в регионе, и ответы на которые заинтересуют все субъекты Российской Федерации. Ю.Я.: В последние годы было реализовано несколько целевых программ, направленных на поддержку и развитие сельской школы. Мы признательны за такое внимание, но хотели бы знать, планирует ли Министерство образования в ближайшее время предпринять еще какие-либо действия в отношении нас? В.Ф.: Есть совершенно конкретные программы, которые мы планируем осуществить, опираясь именно на опыт Чувашии. На протяжении трех лет совместными с вашей республикой усилиями на федеральном уровне в чувашские сельские школы мы поставляли комплекты методических пособий для учителей. Затем была всероссийская программа компьютеризации, состоящая из трех основных направлений (пока реализованы только два): поставка компьютеров в школы, поставка программного обеспечения, повышение квалификации учителей. Сегодня отдельные сельские школы оснащены лучше, нежели московские. Мы не завершили «процедуру» повышения квалификации, но это вопрос ближайших двух-трех лет. Необходимо также, я думаю, продолжать компьютеризацию: два-три компьютера на одну школу - мало. Нужно создать полнокомплектные компьютерные классы. Новое в программе - это комплекты спортивного инвентаря, которые школы уже получают. Следующее, что планируется сделать (и уже делается), - пополнение школьной библиотеки. Надеемся найти средства еще на сто томов современной русской и зарубежной литературы. В школах сохранились классики XIX века (Толстой, Достоевский, Гоголь), книг за последние годы в библиотеках нет и в помине, о них не знают даже учителя. Ю.Я.: У меня есть вопрос по компьютеризации: число компьютеров в школах увеличилось в несколько раз. Но эффективность их использования, в связи с тем что телефонные линии слабые, низкая. В режиме интернета возможно работать крайне ограниченное время. Обидно. «Окно в мир» станет шире, если будет налажена спутниковая связь... В.Ф.: Связь через модем (телефонная) намного дешевле спутниковой. Но, учитывая удаленность некоторых сельских школ от центральных районов, в этом и в следующем году мы планируем поставить «тарелки» на крыши десяти тысяч школ. Доступ к информации, правда, будет только односторонний. Мы понимаем, что это ограничивает возможность поиска, но система обратного выхода через спутник очень дорогая, сейчас мы не можем себе этого позволить. Наша задача - насытить сельские школы информацией хотя бы таким образом. Совместно с Министерством связи и информатизации мы обязательно поставим вопрос о создании интернет-школ в райцентрах, где есть телефонные линии. Школам-счастливчикам помогают успешные выпускники, они выделяют средства на устройство (спутниковый телефон), способное обеспечить обратный доступ к Интернету. Компьютеры и «тарелки» остаются при этом те же. Необходимо апробировать различные варианты: на примере Тамбова мы знаем о возможности радиорелейной связи. О ЕДИНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКЗАМЕНЕ И НОРМАТИВАХ Ю.Я.: Третий год Чувашия участвует в эксперименте по проведению единого государственного экзамена. В связи с перспективой перехода на профильное обучение на старшей ступени всем выпускникам необходимо сдавать математику. В.Ф.: Можно, конечно, рассуждать так: поступающим в сельскохозяйственные вузы не нужно сдавать русский язык, зачем агроному тонкости, которые проходят в старших классах? Читать и писать он научился, сдал экзамен в 9 классе... Русский язык и математика - системообразующие предметы. Проблема заключается совсем в другом: ребята, выбравшие гуманитарный профиль, математику на едином экзамене сдают по той же программе, что и те, кто математику изучал углубленно. Мы решили сделать одну математику для гуманитариев, другую для «технарей». Но с «пятеркой» по базовому уровню в технический вуз могут и не взять, уровень, на котором сдавался предмет, будет отражен в сертификате. В Англии подобная система уже введена давно, более того, экзамен там сдают в возрасте 10, 14 и 16 лет, что позволяет контролировать качество полученных в школе знаний. Ю.Я.: На протяжении нескольких лет мы в своем пригородном районе работаем в режиме образовательно-культурного комплекса. В его состав входят средняя школа, дошкольно-образовательные учреждения, система дополнительного образования, детская школа искусств. В четырех километрах от нас, в соседней деревне, также есть наш филиал, своего рода мини-комплекс: в него входят начальная школа, дом культуры и библиотека. В нашем районе планируется открытие еще одного такого комплекса, где будут оздоровительные и образовательные учреждения, огромный актовый зал, дом культуры, контора по хозяйству. Скажите, каким образом нормативная база для таких школ разрабатывается на федеральном уровне? В.Ф.: Я был в одном из таких комплексов вместе с вашим президентом Н.В. Федоровым, - в нем действительно есть все, и это огромный прогресс. Но вопрос, который у вас возник, на федеральном уровне до конца не проработан. На этот учебный год будет составлен план работы Министерства образования и каждого его отдела. Определением круга проблем для образовательных комплексов, рассмотрением отзывов об их деятельности будет заниматься отдельное подразделение. К активному участию в этой работе я обязательно привлеку министра образования Чувашии Галину Петровну Чернову, - вместе мы подготовим нормативную базу. Ю.Я.: Будет ли в ближайшее время на законодательном уровне утвержден норматив на финансирование одного учащегося? В.Ф.: Идея ежегодного утверждения бюджетного норматива на финансирование одного учащегося была записана в законе об образовании. Но из-за того, что норматив заключался здесь, на федеральном уровне, а финансировал его местный орган власти, возникало противоречие. Все муниципалитеты разные, и по инициативе президента Владимира Владимировича Путина недавно было принято следующее решение: зарплата финансируется на государственном уровне субъекта федерации, куда переходят и налоги. За финансирование школ по учебному процессу теперь также ответственность несет субъект федерации. Благодаря этому, мы надеемся, местные власти предоставят школе больше возможностей. Теперь они не смогут сказать, что все деньги у них ушли на зарплату, - это не их проблема. Но они должны будут что-то дать учебному заведению, так как в противном случае родители и учителя «прокатят» их на выборах. Закон уже принят, и с Министерством финансов мы разработали механизм его внедрения. В связи с тем, что сельские школы очень сильно разнятся по своему расположению, численности учителей и учеников, ввести для них общий норматив невозможно, и мы ввели понятие методики расчета норматива на каждую школу. Причем, Министерство финансов пошло на такое впервые и уже после принятия закона, после того, как он был подписан президентом, мы дорабатываем методику расчета нормативов. Данная методика рассчитана на три типа школ: сельская малокомплектная, районная, крупная городская. Существуют также базовые показатели, ниже которых школы не должны опускаться, - с учетом всего этого разрабатывается норматив, который будет утвержден на федеральном уровне. ОБ УЧИТЕЛЯХ И ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ Ю.Я.: Как вы себе представляете день сельского школьника? В.Ф.: Мне кажется, будет правильным, если вы сами ответите на этот вопрос и скажете, каким бы хотели видеть день сельского школьника, что мы с федерального уровня для этого должны сделать. Ю.Я.: Я бы хотел, чтобы большую часть времени ученик находился в школе. Чтобы помимо традиционных занятий были дополнительные, а свободное время он мог бы посещать компьютерный класс. Мы пытаемся реализовать эту мечту: создали медиа-сервис центр, где могут проводить время учителя и ученики, оснастили его необходимой техникой. У нас есть музыкальный оркестр, танцевальный коллектив, третий год старшеклассники изучают вождение автомобиля, получают профессиональное образование по специальности «тракторист». Девочки изучают домоводство, кройку и шитье, кулинарию. В.Ф.: В вашем ответе заключена постановка некоторых вопросов, помочь разрешить которые должны мы. Идеологически я с вами согласен: развитие ребенка не только в школе, но и после занятий - очень важно. Городские школы сегодня закрываются в три часа дня. Отработав положенные часы, учитель идет домой, а мы сидим и думаем, откуда берется безнадзорность. В стране наблюдался временный спад рождаемости, но ситуация изменилась, и через 10-12 лет детей в школах будет намного больше. Я обращался к главам субъектов федерации по поводу необходимости найти дополнительные средства на зарплату учителям за внеурочную работу. Если мы не сделаем более доступными кружки, спортивные секции, вдвое больше средств потом придется потратить на борьбу с последствиями недостаточного воспитания. Также мы хотим ввести для учителей такую заработную плату, которая будет зависеть от отработанных часов, и учитель будет проводить время с детьми, скажем, до пяти часов вечера. Вообще, как только повышение заработной платы учителю будет существенным, мы перестроим систему оплаты его труда.


08 октября 2003
00:00
Поделиться