В Ватикан с красным дипломом
Россия присоединилась к Болонской конвенции по созданию общеевропейского образовательного пространства
Вопреки прогнозам скептиков, это не встретило серьезных препятствий. 19 сентября на встрече министров образования европейских стран в Берлине Владимир Филиппов вместе с коллегами-министрами Албании, Андорры, Ватикана, Македонии, Сербии и Черногории, Боснии и Герцеговины поставил подпись под документом о присоединении к Болонской конвенции.
В следующей подобной конференции в мае 2005 года в норвежском Бергене наша страна будет участвовать уже в качестве полноправного члена Болонского движения. По словам председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Александра Шишлова, это позволит нам "встроиться в процесс международной интеграции высшего образования".
Теперь под "Декларацией о Европейском пространстве для высшего образования" стоят подписи 40 министров образования европейских стран. Предполагается, что к 2010 году на континенте не будет барьеров для вольного студенческого племени: абитуриенты смогут поступать в любой вуз Европы и беспрепятственно продолжать обучение в другой стране. Не будет и споров о взаимном признании дипломов, а академическая мобильность - обмен студентами и преподавателями - существенно расширится.
Подписанный в Берлине документ приближает то время, когда российские дипломы будут признаваться в Европе и появится реальная возможность экспортировать российское образование в тех масштабах, на которые претендует наша страна.
Включение России в европейское образовательное сообщество нужно рассматривать в контексте перехода на единый рынок труда. Высшее образование - важный фактор мобильности. Издержки людей на поиск работы и работодателей на поиск работников станут существенно меньше. Западный менеджер, который руководит заводом или нефтяной компанией, будет доверять российскому диплому и беспрепятственно брать на работу его обладателя.
Что же сегодня тормозит сближение нашего образования с европейским? Сложность, например, в сравнении наших учебных планов с западными. В Европе и Америке действует система кредитов или зачетных единиц, с помощью которых "измеряется" образовательная программа. При расчете кредитов учитывается не столько длительность курса в академических часах, сколько его значимость. В сущности курс можно пройти экстерном или дистанционно, но в любом случае математика будет "дороже" физкультуры. Дело это для России новое, но уже успешно внедряемое такими вузами, как РУДН и ГУ-ВШЭ. С помощью кредитов может быть обеспечена сопоставимость российских учебных планов с западными.
Другой камень преткновения - продолжительность обучения в России. Сейчас она меньше, чем в Европе. И об этом тоже нужно будет договариваться с европейцами. Единая форма приложения к диплому, документы об окончании отдельных курсов - все это те вопросы, которые теперь необходимо оперативно решать. Введение бакалавриата и магистратуры уже идет в России, но пока не очень быстрыми темпами. Многие опасаются, что оно может привести к "выпадению" более бедного населения из пятилетней магистратуры в трехлетний бакалавриат.
Трудность и в том, что образование в России очень неоднородно: масса вузов готовит специалистов сомнительного качества. Эта неоднородность вытекает из того, что государство слишком слабо, чтобы следить, правильно ли соблюдаются заявленные стандарты. Более жесткое ядро стандартов закрепило бы сложившуюся традицию фундаментальности российского образования.
Проблемы, связанные с объединением, есть и в самой Европе. Например, высокая плата за обучение в некоторых государствах. Большинство европейских министров образования сходятся во мнении, что унификация системы финансирования учебы в вузах - задача слишком сложная и дорогая, а потому нереалистичная.
Эксперты отмечают, что европейцам надо поторопиться: многие американские вузы, которые не стеснены в средствах и не обижены вниманием крупных фирм и предприятий, открыли в Европе свои филиалы. Как сказала европейский комиссар по делам образования и культуры Вивьан Рединг, "поздно звать охотников: волк уже в стойле и уходить не собирается". Создание единого вузовского пространства от Осло до Мессины и от Лиссабона до Москвы - насущная необходимость. В Берлине нашей страной сделан лишь первый шаг на пути к объединению. Все спорные вопросы (а их немало) будут очень тщательно проанализированы рабочей комиссией, созданной при Минобразовании РФ.