Трудно быть ребенком
Детский сад для малыша родители нынче выбирают очень придирчиво. И, прежде чем определить свое чадо в дошкольное учреждение, обязательно интересуются: научат ли его здесь читать и писать?
Сейчас это очень важно. Ведь в некоторых школах, прежде чем зачислить детей в первый класс, проводят для них своеобразный экзамен в виде тестов. Маленькие “абитуриенты” рисуют, выводят цифры, а иногда даже пишут диктанты. Редактор столичного журнала “Лидер в образовании” заявил однажды, что таким образом определяется профессиональная (!) пригодность ребенка. Но можно ли предугадать, если ему всего шесть-семь лет, кем он будет работать, ко-гда вырастет?
Об этой совсем не детской проблеме садов говорила директор чебоксарского ДОУ № 185 г. Козлова на недавней конференции “Современное качество дошкольного, школьного образования: опыт, проблемы, пер-спективы”. Присутствовавшие коллеги со всей республики подтверждали: школа присвоила себе право дифференцировать учащихся уже с первого класса. Приходится “подтягиваться” и детским садам. “Школы заставляют нас делать это, - говорят воспитатели. – Иначе наших выпускников не возьмут потом ни в один первый класс”.
А не нарушает ли такое тестирование права первоклашек? Министерство образования признает, что такие условия приема в школы не значатся ни в одном российском законе. Но учебным заведениям, среди которых есть и частные, правила, похоже, не писаны. Они прикрываются тем, что обучение в их школах заведомо профильное и насильно поступать к ним никто не заставляет.
А все эти несуразности оттого, что в до-школьном образовании до сих пор нет стандартов, считают педагоги-воспитатели. Есть программа, в соответствии с которой нужно обеспечить ребенку благоприятное эмоциональное и физическое развитие, привить навыки гигиены – и все. О том, чтобы научить его читать и писать под диктовку, не сказано ни слова. И не зря. “Любой испытательный эксперимент для семилетнего малыша – это сильнейший стресс, - считают детсадовские психологи. - У него психика до конца не сформировалась, а взрослые этого не замечают, торопятся из ребенка “слепить” Эйн-штейна или Моцарта. Так и не заметит малыш, куда детство ушло».