Министерство образования Чувашской Республики

Сельские школы: не числом, а уменьем

Школу, расположившуюся у окраины деревни Новое Изамбаево Комсомольского района, сразу и не приметишь. Среди густой заросли старожилов-тополей затерялся почерневший от дождей и снега деревянный домик. Он построен еще в 1939 году. Прогнувшийся пол и сгнившую крышу здания-«ветерана» держат большие столбы-подпорки. Оконные рамы, намертво врезанные в проемы, оплели пауки. На двух этажах белыми пятнами выступают печки: с октября их начинают топить, то и дело подкладывая в прожорливую топку уголь и дрова. Еще год назад пожарные признали эту школу аварийной – износ здания составил 100 процентов. Но и в этом году здесь будут идти уроки. Правда, не для всех. С 1 сентября в школе будут заниматься пятьдесят ребят – ученики 1-9 классов. А те, кто постарше, отправятся на школьном автобусе в базовую Нюргечинскую школу. Уже сейчас рядом со старым деревянным зданием в Новом Изамбаево начинают возводить новое. В нем расположится социально-культурный центр села: детский сад, начальная школа, офис семейного врача и спортивный зал. Но когда он откроется, неизвестно – финансирование ожидается только со следующего года. Поэтому с 2005 года всех остальных детей тоже будут возить в соседние Нюргечи. К приему новичков там готовятся: всей деревней возводят большой пристрой к основному зданию школы. Программа по реструктуризации ветхих и малоукомплектованных школ работает в Чувашии и по всей России еще с прошлого года. Главная цель ее известна: дать детворе из глубинки качественное образование, уравнять их в знаниях, в шансах дальнейшего устройства жизни с городскими сверстниками. Ведь в иных деревенских "малокомплектках" учеников можно по пальцам сосчитать. И можно ли получить в таких школах нормальные знания, если учителям приходится трудиться на нескольких "фронтах", вести одновременно по 3-4 предмета. То, что реструктуризация окажется делом нелегким и безболезненно не пройдет, было ясно заранее. Потому образовательную "перестройку" у нас подстраховали сразу по нескольким направлениям. Во-первых, детей из дальних деревень будут доставлять в базовые образовательные центры на школьных автобусах. Во-вторых, на 50 миллионов рублей, которые выделил республиканский бюджет, базовые школы смогут закупать новейшие компьютеры, спортивное оборудование, пополнить библиотеки. В-третьих, в республике принята специальная программа "Дорога к школе", но с ней – не все так просто. "Денег на строительство дорог нам пока никто не выделял, – говорит начальник районного управления образования Н. Максимов. – Получается, официальная бумага о закрытии школы есть, автобус пригнали, а как ребят привозить в школу в осенне-весеннюю распутицу – никто не подумал". Положение решила исправить администрация Комсомольского района. За счет местного бюджета строители проложат триста метров твердого покрытия от Нюргечинской школы до шоссе. Небольшой участок влетит в копеечку, а точнее – более чем в триста тысяч рублей. А в деревне Дубовка не будет и этого. Местная школа, где всего 60 учеников, тоже попала в программу реструктуризации. Здесь останутся 25 ребят из начальных классов. Все остальные будут ездить на школьном автобусе за двенадцать километров в базовую Комсомольскую СОШ № 2. Но чтобы сесть в него, детям нужно сначала немало пройти до шоссе. И это обстоятельство сильно смущает и родителей, и педагогов. Нет, против того, чтобы их дети учились в хорошей школе, никто не возражает. Почему, мол, в школу XXI века нужно ходить пешком через лес, по проселочной дороге. "К нам "скорая" не может проехать, молоко из колхоза неделями не увозят, потому что осенью и весной в грязи увязнешь, а зимой в сугробах, – говорят местные жители. – Может, сначала дорогу построить? Ведь наша школа крепкая, добротная, может еще послужить". Кажется, в этой озабоченности прослеживается, скорее, не то, что дети будут больше ходить пешком (здоровее станут!). Кажется, реструктуризацию школ местные жители хотят использовать как аргумент в пользу скорейшего строительства дороги. Порой в ходе реструктуризации возникает и другая проблема – если закроют школу, где педагогу найти достойный заработок? В особенности на селе, - здесь с трудоустройством всегда было сложно. Взять, к примеру, школу в деревне Новое Урюмово Канашского района. С этого года она тоже приобретает статус основной – учащиеся 10-11 классов будут ездить на уроки в Вутабосинскую СОШ. Там и здание поновее, есть и компьютеры, и центр дополнительного образования. Все бы хорошо, только у новоурюмовских преподавателей нагрузка сократится. "Вместо 18 часов у меня останется только 8, – говорит учительница физики и математики А. Васильева, – конечно, скажется это и на зарплате. Ума не приложу, как теперь содержать семью на 500 рублей". Разумеется, высокое качество образования, ради которого и начата реструктуризация сельских школ, подрастающему поколению позарез необходимо. Впрочем, знания школяра зависят не только от того, за каким компьютером он будет заниматься или какие книги прочтет в библиотеке. В конечно счете, воспитывает и направляет к знаниям педагог. И местным органам власти следовало бы достойно использовать их потенциал. Как и поощрять потенциал всех сельчан, получивших в вузах глубокие знания, приобщившихся в городах к культурным ценностям. По данным Министерства образования ЧР, на реализацию программы реструктуризации сети общеобразовательных школ предусмотрено 426 млн. руб. На селе, где расположены 77 процентов школ республики и обучается 42 проц. детей, в 2002 г. реструктурировано 50 сельских школ, на 2003 г. запланировано еще 46. В результате создаются кустовые базовые школы с современной учебно-материальной базой, возможностью введения профильного обучения в старших классах; комплексы “школа - детский сад”, социокультурно-образовательные центры. Для подвоза детей в такие школы приобретен 71 автобус, в 2003 г. – еще 70. Реструктуризация сельских школ повлекла за собой строительство дорог, модернизацию связи, газификацию населенных пунктов. Разработана республикан-ская программа “Дорога к школе”, в соответствии с которой будет построено, реконструировано и отремонтировано более 885 км дорог. В 2002 г. количество компьютеров в сельских школах по сравнению с 2000 г. увеличилось втрое, а в городских - в 3,5 раза. И если в 2000 г. один компьютер приходился на 300 школьников, то в 2002 г. – на 70. Реализация программы по развитию единой образовательной среды продолжается. К 2005 г. поставлена задача довести обеспеченность школ компьютерами до соотношения один компьютер на 50 учащихся.


27 августа 2003
00:00
Поделиться