Помогать тем, кто работает
"Ровно в полночь по всей стране начнется зачисление в вузы. Переводить абитуриентов в студенты будет… компьютер, распределяя их по рейтингу в зависимости от набранных баллов. Следить за этим процессом сможет любой россиянин – достаточно зайти в Интернете на сайт нужного учебного заведения".
Так, полагает федеральный министр образования Владимир Филиппов, будет проходить прием в вузы через несколько лет, когда в России повсеместно начнут сдавать единый экзамен. О перспективах образовательных реформ рассказывал Филиппов практически весь день, что находился в Чувашии, – и на августовском педсовете, и на прошедшей в ЧГУ встрече с руководителями вузов республики, и на пресс-конференции, в которую эта встреча плавно перетекла.
Особо подробно остановился он на эксперименте-2003 – введении в старших классах профильного обучения. Напомним, с нынешнего учебного года оно в пробном порядке будет внедряться в девяти регионах страны. Чувашия на сей раз в участниках эксперимента не значится. Да, собственно, у нас это дело уже и начато – по данным Минобразования ЧР, профильным обучением охвачено в республике 21,7 проц. старшеклассников. Другой вопрос, что сейчас эти "профили" однообразны – гуманитарный да естественно-научный. А с 2006 года, когда профильное обучение планируется ввести по всей стране, прибавятся новые направления – и аграрное, и инженерное, и даже эстетическое. Конечно, хлопот и затрат новшество потребует колоссальных: нужны будут новые учебники, предстоит провести массовую переподготовку педагогов. Плюс к тому, по новым учебным стандартам информатику ребятам начнут преподавать со второго класса – значит, и школьных наставников компьютерной грамоты тоже придется "перестраивать" на работу с малышами.
Естественно, учительский народ интересовало, как будут материально подкреплены уже идущие реформы, какая ожидается поддержка из центра. По словам Филиппова, во-первых, в течение трех лет школам глубинки будут поставляться спутниковые антенны. Во-вторых, в нынешнем году в школы страны поступят комплекты спортивного оборудования и инвентаря на общую сумму 300 миллионов рублей. И эта программа - также на три года подряд.
У руководителей вузов и ученых к министру были свои вопросы. Спрашивали они о возможности предоставления налоговых льгот, об отношении гостя к крупным вузовским комплексам, и о том, прим-кнет ли Россия к странам – участникам Болонского соглашения (напомним – наряду с единым экономическим пространством в Европе создается и единое образовательное – с общими стандартами высшей школы для всех стран ЕС). Как заметил Филиппов, пускать Россию на европейский рынок образования не очень-то торопятся: кому нужны лишние конкуренты? Причем "сильные" страны – такие, как Англия, Франция, Германия –против партнерства в принципе не возражают. Против – бывшие друзья по соцлагерю: Чехия, Словакия и т. д. Из Чехии недавно даже ноту прислали о том, что не будут признавать российские дипломы.
Тем не менее, полагает Филиппов, даже без оглядки на Европу необходимо разработать единые для всех вузов страны образовательные стандарты и системы зачетов. Особенно это важно в свете активного внедрения компьютерных технологий. Тогда, в перспективе, студент из Благовещенска или Чебоксар сможет "прослушать" виртуальный курс лекций в МГУ, сдать экзамен или зачет, и зачесть этот курс в свой диплом.
Ну а каковы общие впечатления министра Филиппова от того, что довелось увидеть и услышать во время визита? Главное его резюме: "Опыт Чувашии показывает – при грамотном менеджменте, даже в отсутствие природных богатств, можно добиться многого". В нынешний приезд очень впечатлила гостя сельская модельная библиотека в Моргаушском районе. "Было бы замечательно, если б в каждом субъекте федерации появились такие", – заметил он.
По части образовательных реформ, по строительству новых школ Чувашия, как уже не раз отмечалось, идет по стране в лидерах. А иногда даже работает на опережение. Один только пример – в школах республики досрочно, еще до приказа россий-ского министра ввели третий урок физкультуры, и уже знают, что и как на нем преподавать.
Вообще Филиппов предпочитает придерживаться принципа - помогать стоит не слабым и беспомощным, а тем, кто реально работает. И здесь республика наша заслуживает, по его словам, всяческой поддержки