Как академики задачки решали
(Из рассказанного В. Филипповым во время чебоксарских встреч)
"Ненавижу классиков"
По словам министра, недавнее "упрощение" ряда школьных программ вызвало бурные дискуссии в московских кругах. Особенно жаркие споры шли о литературе. Причем досталось министерству и слева, и справа. Одни возмущались тем, что в программе сократили Маяковского и Горького, другие заявляли – без Пастернака и Платонова никак на уроках литературы не обойтись. Но, возражал Филиппов, зачем перегружать ребят? Реально ли, что большинство школьников не то, чтоб осмыслят – просто прочтут от корки до корки "Войну и мир" или "Тихий Дон"? А к чему может привести "усиленный" курс литературы, явствует опрос, проведенный среди старшеклассников Тулы. У ребят спросили, как они относятся к русским классикам, и предложили на выбор несколько вариантов ответов: "читал", "не знаю", "не понимаю" и т. д. И 40 процентов опрошенных дружно ответили: "ненавижу". "Разве этого мы хотим добиться? – спрашивал Филиппов. – Если да, давайте ничего менять не будем".
Из жизни инфузорий
С протестом в Минобразования России обратились и биологи – дескать, школьный курс их науки незаслуженно "секвестирировали". В ответ Филиппов предложил ученым мужам решить контрольную по биологии за седьмой класс. Ответить на задание "экзаменуемые" так и не смогли, а один из академиков чест-но написал на листочке с вопросами - "сдаюсь". Но на том диспут не кончился. Министр заявил: если ученые объяснят ему то, что здесь написано, он сам скажет: "сдаюсь". И зачитал им два абзаца из учебника биологии за тот же 7-й класс – про размножение инфузорий. Кстати, процитировал он этот отрывок и на конференции в Чебоксарах – заумный текст про цистомы, вакуоли, многократное деление ядер; в зале кто смеялся, кто от души сочувствовал школярам. В общем, и этот раунд тогда остался за министром…
Пятерка назло
К проведению ЕГЭ во всех 47 регионах страны готовились старательно, учли, казалось бы, все моменты. Но пресловутый человеческий фактор нет-нет, да давал о себе знать. К примеру, в соседней с нами области вышел такой казус. Закончился экзамен, бланки ответов обработали, компьютерные копии переслали в Москву. А потом сотрудница повезла бланки части "С" на проверку экспертам. И – забыла пакет с ответами в троллейбусе. Хорошо еще, что пропажу удалось быстро отыскать. В том же регионе, в небольшом городке, преподавательница запечатывала бланки с ответами в спецпакеты и нечаянно "заклеила" и свой палец. А "секьюр-пак", по сути, одноразовый, после того, как запечатаешь, вскрывать его нельзя. Так и везли пакет, "припечатанный" к сотруднице, до местного центра обработки.
А этот случай, по словам Филиппова, о многом заставил задуматься. В одном из регионов, в небольшом поселке практически все выпускники неожиданно получили на ЕГЭ по физике очень высокие баллы. "Наверняка утечка информации" – всполошились организаторы эксперимента. Результаты ЕГЭ были аннулированы, а ребят через три дня отправили на переэкзаменовку. Как выяснилось потом – зря детям не поверили. Просто учительница в этом классе была очень сильная, натаскала учеников. Школьники, говорят, на чиновников от образования очень сильно обиделись. И когда пересдавали экзамены, назло решили задания еще лучше, чем в первый раз.