Большие проблемы маленького школьника
В первый раз в первый класс… Малыш собирается в школу как в неизведанную страну. Что ждет его за дверями «фабрики знаний», он пока не знает. Но бесспорно, что ему все-таки придется столкнуться с серьезными проблемами. О том, какие трудности возникают у первоклашек и как помочь ребенку с ними справиться, рассказали специалисты Центра социальной помощи семье и детям Калининского района г. Чебоксары – заведующая дневным отделением И. Иванова и психолог Л.Астраханцева.
Поступление в школу, считают они, – это настоящая революция в сознании малыша. Он попадает в совершенно другие условия, встречает новых людей. Поэтому школа для него – серьезное испытание.
- Верно ли, что большинство детей с трудом привыкают к новому распорядку и коллективу?
- В основном ребятишки достаточно легко включаются в школьную жизнь. Без проблем находят общий язык с учителями и сверстниками дети, посещавшие ранее детсад. Ведь там малышей приучают жить в коллективе. А вот "домашние" первоклашки часто теряются и замыкаются в себе. Поэтому некоторые родители перед школой все-таки определяют шестилеток в детский сад только для того, чтобы их научили общаться с ровесниками.
- Почему у некоторых первоклашек после первых дней учебы пропадает интерес к школе?
- Яркий ранец, разноцветные ручки и тетрадки, беленькие воздушные бантики – все это создает внешнее представление о школе как о празднике. Но вместо ожидаемых школьных радостей ребенка ждет серьезная работа. Он учится читать, писать, получает знания. Вот на что следует родителям настроить будущего школяра. А еще хорошо бы побывать в учебном заведении до 1 сентября, пообщаться со старшими учениками и, наконец, просто поиграть в школу.
- А если ребенок никак не хочет расстаться с любимой игрушкой и каждое утро норовит положить ее в портфель?
- Это значит, что он чего-то в школе боится, ведь игрушка помогает ребенку чувствовать себя уверенно. Наверное, следует объяснить малышу, что теперь он вырос и у него есть важные дела, а маленькие "друзья" будут ждать своего хозяина дома.
- Что говорить ребенку, если он боится учиться?
- Сначала нужно выяснить, что могло его напугать. Поговорить с педагогом, объяснить ему особенности своего дитяти. Ведь мир наших малышей сугубо индивидуальный. И руководитель порой не в силах уделить внимание каждому из учеников. Например, пишут школьники диктант: "Маша катала Мишу на санках…" Кто-нибудь сразу представляет себя эту картинку: как везет своего плюшевого медведя на горку. И несознательно делает ошибку – слово "Миша" пишет с маленькой буквы. А учитель механически зачеркивает, исправляет на заглавную и снижает оценку. Конечно, первоклашка этого не понимает и обижается.
А бывает, что ребенок постоянно вертится, ерзает на стуле, болтает ногами, залезает под парту. Это называется гиперактивностью – такого "болванчика" обычным замечанием не успокоишь. Единственный выход – дать ему свободу, чтобы он чисто физически "выдохся". На уроке этого, конечно, не сделаешь. Поэтому неугомонного непоседу можно "загрузить", отдав в какую-нибудь спортивную секцию.
Очень важно, чтобы родители психологически подготовили своего ребенка к учебе. Во-первых, нельзя запугивать будущих первоклашек: будешь, мол, плохо учиться, в школе – учитель тебя накажет. Во-вторых, надо учить малыша сосредотачиваться на какой-то одной цели. К примеру, дома ребенок одновременно кушает, смотрит телевизор, за столом у него и игрушка, и книжки, у ног трется кошка да тут еще и родители выясняют отношения – в таких условиях трудно сконцентрировать внимание на чем-то одном.
- Что еще должен уметь ребенок к школе? Важно ли научить его читать?
- Главное все-таки привить ему навыки общения, внимания, усидчивости. Умение читать и считать приходит быстро. А вот писать лучше начинать именно со школьной скамьи. До школы же надо развивать "моторику" рук: делать упражнения на кисти, рисовать кружочки, палочки, галочки. Иначе с почерком будут большие проблемы.
- Есть ли смысл в том, что сегодня первоклашкам вместо оценок ставят флажочки или звездочки?
- Конечно, ведь так меняется позиция ребенка к учебе. Каждый значок – маленькая победа, результат личных достижений. Пусть у школяра одна "звездочка", но она греет, дает уверенность – "когда-то же получилось, значит, еще раз получится". А поставят "тройку" – и стимула нет дальше учиться, тем более что малыш часто слишком близко принимает к сердцу насмешки одноклассников.