Министерство образования Чувашской Республики

Холодно дома без мамы

Дети как цветы. Они требуют ухода, внимания и любви. Иначе вырастают сорняки да колючки… Вот уже почти 8 лет Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Московского района набирает группу из детей дошкольного возраста, чтобы подготовить их к учебе в 1-м классе. Все ребята – из неблагополучных, многодетных и необеспеченных семей. Мало кто из них ходил в детский сад, а у родителей, как правило, не было времени заняться воспитанием. Мальчиков и девочек в таком случае улица подбирает. Дашеньку мама забрала из детдома, когда той было 4 годика. Но с мамой дочке легче жить не стало. Материнской ласки она не видела, а вот голод испытывала постоянно. Выросла слабенькой, худенькой, больной, но очень агрессивной. Она может ударить соседа по парте, отнять у другого ребенка булку или обругать учительницу. Мать Веры оставила своих детей бабушке. Но прокормить девочек на одну пенсию пожилая женщина не в состоянии. А гулящая и пьющая мамаша судьбой дочек не интересуется. Девочки очень страдают. Но Даша и Вера в реабилитационном центре не одни. С 21 июля с ними вместе стали жить и учиться Игорек, Артемка, Светлана… Всего – 12 человек. Кто пришел сюда с мамой, а кого-то привели бабушки или просто знакомые. Нынче в группе перебор. Как говорят сотрудники центра, обычно под опекой учителей и психологов находятся только 7-8 ребятишек. Все больше детей становятся ненужными для своих матерей… Здоровьем ребята похвастаться, к сожалению, не могут. У каждого – букет болезней: дефицит массы тела, деформация грудной клетки, кариес, расшатанная нервная система… Нередко дети - вспыльчивые, обозленные. Чтобы как-то исправить ситуацию, в центре появилась комната для психологических разгрузок. А излюбленным местом для маленьких стала сенсорная комната. Переливающиеся в темноте цвета радуги, лирическая музыка и аромат мяты и ментола – покой и умиротворение. В группе каждый ведет себя по-своему. Вова тихо сидит в уголочке, мечтает. Где-то там, в другой жизни, мама перестала пить, а папа вернулся домой. Они больше не голодают. А живут в красивом доме, где много игрушек. Вова даже готов поделиться ими с Раечкой, бойкой и любопытной девчонкой. Она командует детьми, что помладше, хочет быть лидером. На занятиях ребята тоже индивидуальны. Один любит рисовать, другого интересуют цифры. Но в одном они схожи: подготовительную учебную программу осваивают с большим трудом. Даже несмотря на то, что она легче, чем в детских садах. А 35 минут за партой многих утомляют. “Практически невозможно за полтора месяца наверстать упущенное за семь лет. Такие дети обычную школьную программу вряд ли потянут, хотя и занимаются у нас. Во вспомогательной им было бы проще”, - поделились проблемой учителя-дефектологи. Однако во вспомогательную школу ребятам из центра попасть тоже непросто. Ведь для этого нужно получить заключение психолого-медико-педагогической комиссии. А она, к сожалению, сделать правильные выводы о состоянии здоровья ребенка не может из-за отсутствия медицинских карт. Некоторые мамаши ни разу не водили своих детей к врачу. Что остается ребятам? Просидеть бесполезно год в обычной школе, стать всеобщим посмешищем, изгоем в классе. Помощь может прийти от классного руководителя. Но для того, чтобы исправить положение, обязательно нужна поддержка родителей. Когда дети чувствуют, что их любят несмотря ни на что, они расцветают. Так получилось с Лешей. В 2000 году он прошел реабилитационную программу в центре для несовершеннолетних. Его мать сумела бросить пить, прислушалась к советам воспитателей и психологов, стала для мальчика другом. Результат налицо: Леша окончил первый класс с похвальной грамотой! А без любви, увы, из детей вырастает лебеда у дороги, ведущей в жизнь...


22 августа 2003
00:00
Поделиться
;