Дорога к школе
Операция. "Автобус". Результаты.
Четкая картина подготовки к новому учебному году вырисовывается по предварительным результатам операции "Автобус". Инициаторы всероссийского смотра готовности техники выявляют нарушения, которые должны быть устранены к началу осени.
В рамках программы "Школьный автобус" Чувашия второй год получает автобусы Курганского завода. К новому учебному году в республике будет 141 единица техники. Водитель спецавтобуса обязан пройти предрейсовый медицинский контроль, его машина - техосмотр. Проверки показали, что в этом вопросе "хромает" исполнительская дисциплина. Шофер Кугесьской школы N1 частенько выезжал из гаража без медосмотра, автомеханик не проводил техосмотра.
Абашевская школа находится в 15 километрах от райцентра, но там отношение к перевозке детей совсем иное: водитель не получит путевой лист, пока не пройдет требуемой проверки. Это к вопросу о "человеческом факторе", который при дорожно-транспортных происшествиях играет не последнюю роль.
Нет сомнения, что к началу учебного года все организационные недоработки будут искоренены. Благо, 11 августа начался второй этап федеральной операции "Автобус". Однако имеются вопросы, которые не в силах разрешить районные власти, проверяющие из транспортной инспекции и Министерства образования Чувашии. Шофером школьной машины может стать профессионал, который 3 последних года крутил баранку автобуса. Но зарплата перевозчика школяров смехотворно мизерная, а ответственность и требования - высокие. Опытные водители подались в "хлебные" фирмы и предприятия. По информации транспортной инспекции, экономические "ножницы" существенно "проредили" ряды высококлассных шоферов школьных автобусов. В середине августа их не было на машинах Канашской СШ N6, Комсомольской СШ N2, Трехбалтаевской (Шемуршинский район), Чутеевской (Янтиковский район), Сугутской (Батыревский район) и некоторых других сельских школ.
КАВЗ - не вездеход, по разбитой дороге долго не покатаешься. Если бы все трудности сводились к ямочному ремонту маршрутов, то, уверен, местные власти и дорожники с этим быстро справились бы. Нынешние проблемы не разрешимы на уровне районных и сельских администраций. К примеру, на конечных пунктах школьных маршрутов обязательны оборудованные места для посадки-высадки детворы. Но асфальтированная разворотная площадка размером 500 квадратных метров местной власти обойдется в 130 тысяч рублей. Порядка миллиона рублей потребуется, чтобы в одном сельском районе установить барьерное ограждение на 700-метровом дорожном отрезке.
Минобразования Чувашии закупило КАВЗ длиной 7 и 9 метров. Согласно требованиям по безопасной перевозке людей, на многих участках дорожное полотно необходимо расширить с 4,5 до 6 метров. Решение этих проблем не под силу отдельному району и городу.
Как стало известно "МК" в Чебоксарах", Кабинет Министров Чувашии утвердил 7-летнюю программу "Дорога к школе". В правительственном документе учтены копившиеся годами замечания, в список для исполнения внесены рекомендации и пожелания педколлективов сельской глубинки. Так что к 2010 году республика намерена покончить с бездорожьем. Информированные источники сообщили, что республиканский Департамент дорожного хозяйства провел первые торги. Выигравшие тендер подрядные организации уже приступили к подготовительным работам. Кстати, программа "Дорога к школе" расписана по годам, финансирование работ будет производиться из бюджета Чувашии.
Но как быть с 12 железнодорожными переездами, по которым курсируют школьные автобусы? Половина из них находится в ведении железнодорожников, а за 6 других отвечают ведомственные предприятия. Чувашская транспортная инспекция проверила в Канаше 4 ведомственных переезда, по которым с 1 сентября должны перевозить школьников из поселка ПМС в городскую школу. Все они относятся к категории нерегулируемых, что не отвечает требованиям Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами. Проверка выявила кучу нарушений, особенно их много на переезде через подъездной путь "Топсбыта". Поэтому в целях безопасности движения решено исключить из маршрута полукилометровый участок с железнодорожным переездом от поселка ПМС. Маршрут начнется от территории ГУП "Топсбыт", там планируют устроить асфальтированную разворотную площадку и остановочный павильон.
Из 3 железнодорожных переездов на территории Канашского района (все они - на балансе Министерства путей сообщения) самым неудовлетворительным признан переезд на 661 километре участка Канаш-Сергач. Школьные автобусы на автотрассе Кармамеи-Семеновка проезжают через 2 железнодорожных переезда, которые нуждаются в ремонте дорожного покрытия.
Это - предварительные итоги операции "Автобус". До начала учебного года осталось 11 дней.