Министерство образования Чувашской Республики

Мониторинг здоровья школьников: первые итоги

Недавно в интервью «Российской газете» Главный государственный санитарный врач РФ, академик РАМН Геннадий Онищенко, ссылаясь на данные диспансеризации детей, проведенной в 2002 году Минздравом РФ, сказал: «Здоровых среди нашей ребятни меньше половины. Недугами они страдают не только типично детскими, но и типично взрослыми, что, естественно, не может не сказаться на всем будущем нашей страны. Нынешние больные дети в обозримом будущем станут папами и мамами. Родителями здоровых детей? Вряд ли». Разделяя тревогу Геннадия Онищенко, корреспондент «Большой перемены» встретилась с заместителем директора Института возрастной физиологии РАО, доктором биологических наук, Валентином Дмитриевичем Сонькиным, который является одним из главных организаторов мониторинга здоровья школьников, проводимого Министерством образования РФ. - Валентин Дмитриевич, для чего проводится мониторинг здоровья школьников? - Пожалуй, впервые за 200 лет существования Министерства образования РФ решено предварить реформы школьного обучения внимательным наблюдением за тем, как широкомасштабный эксперимент, проводимый в рамках модернизации, отражается на здоровье учащихся. Специально для этого в министерстве создан Центр образования и здоровья. Особенность мониторинга в том, что он, в отличие от недавней Всероссийской диспансеризации учащихся, проведенной Минздравом России, охватил только экспериментальные классы, то есть те, на которых идет «обкатка» главных положений модернизации. Это приблизительно 2,5 тысячи школ в 48 регионах страны. Важно то, что в эксперименте представлены практически все варианты российской школы: гимназии, лицеи, общеобразовательные, сельские, в том числе малокомплектные, интернаты и другие. Здоровье их учащихся мы и исследуем. Наш мониторинг не является подменой или дублированием исследований, которые проводит Министерство здравоохранения. Наоборот, мы опираемся и на их данные. Cпециалисты нашего Центра -- кандидаты и доктора наук -- в основном получают сведения о состояния здоровья школьников из 8 анкет, которые заполняют и сами дети, и их родители, и педагоги, и администрация учебного учреждения, и школьный врач. Анкеты очень подробные, но мы не задаем вопросов «в лоб». В общей сложности, они охватывают 500 параметров, как самого здоровья учеников, так и условий обучения, отдыха в школе и дома. Очень важно, чтобы сведения о здоровье детей, которые получены в ходе диспансеризации и содержатся в их медицинских карточках в поликлиниках, были внесены в школьные медицинские карты, чтобы эта информация была доведена до сведения учителей и родителей. Поэтому мы следим за тем, чтобы сведения о здоровье детей, которые содержатся в их медицинских карточках в поликлиниках, вошли в школьные медицинские карты, чтобы эта информация была доведена до сведения учителей и родителей. Дело в том, что, по нашим данным, разница между тем, что знают о своем здоровье школьники и их родители, и тем, что содержится в медицинских картах в поликлиниках, существенная – 1,5-2 раза. То ли родители не желают, чтобы о здоровье их детей в школе было известно всё, то ли они не интересуются в должной степени состоянием здоровья своих детей. - Наверное, еще и не у всех родителей есть возможность всестороннего исследования здоровья своих детей? Я имею в виду жителей сельской местности и маленьких городков. - Возможно. Но, знаете, мы не обнаружили большой разницы между качеством медосмотра детей в мегаполисах и на селе. В глубинке медосмотры школьников проводятся достаточно регулярно и добросовестно. Во время диспансеризации врачей-специалистов привозят в школы из района и даже области, хотя с медицинским обеспечением школ в сельской местности дела обстоят примерно в 1,5 – 2 раза хуже, чем в больших городах. Однако если бы мы руководствовались лишь фиксацией того, что есть в медицинских картах, то в нашей работе не было бы никакого смысла. Наша задача, поскольку мы представляем собой Институт возрастной физиологии РАО, зафиксировать во время мониторинга такие данные о состоянии здоровья школьников, которые не могут знать ни педагоги, ни врачи. Мы учитываем широкий комплекс характеристик: и школьную среду, и структуру и организацию питания, и режимные моменты, не говоря уже о заболеваемости, уровне физического и моторного развития, психофизиологических характеристиках каждого ученика. Все это для нас важно потому, что мы хотим понять, какую цену платит детский организм за школьные нововведения. Ведь мы – физиологи детства. - Так ли страшна картина здоровья школьников, как об этом сообщают в СМИ многие специалисты и, в частности, Геннадий Онищенко? - Абсолютно здоровых детей сегодня – от 7 до 10%. Больных, хроников – приблизительно столько же. Остальные дети либо чуть больны, либо не совсем здоровы. Сказать, что картина их здоровья «страшная», я не могу. Этим 85% детей незначительные отклонения в их здоровье не мешают учиться и развиваться, но создают в процессе учебы дополнительное напряжение. Поэтому модернизацию образования мы, физиологи, да и работники Минобразования, рассматриваем как попытку снять с детей лишнее напряжение. Насколько успешна эта попытка, наш Центр и призван понять. Мы наблюдаем за физическим и психическим напряжением учащихся. Отслеживаем их физическое и моторное развитие. Обращаем внимание на то, как организован у них учебный процесс и досуг. Когда все данные анкет и медицинских карт сводятся воедино, создается модель жизни каждого из школьников – участников эксперимента. И становится ясно, где слабое звено в этой цепи. Слабым звеном могут быть и социально-психологические факторы, и индивидуальные, и семья школьника, и организация его учебной деятельности. - Вы провели анкетирование, обработали часть информации, перед вами развернулась подробная и широкомасштабная картина жизни российских школьников. Что же вы увидели? - Далеко не везде в школах выдерживается здоровый режим учебной деятельности. И в то же время говорить о том, что наши дети измучены и у них «нет сил учиться», нельзя. Потому что наиболее существенные нарушения здорового режима жизни школьников наблюдаются главным образом в «продвинутых», элитных школах: лицеях, гимназиях, школах с углубленным изучением отдельных предметов. Эти дети и их родители сознательно идут на то, чтобы получить наиболее качественное и объемное образование за счет некоторого ущемления здоровья. А если это так, то они и школа должны понимать, как можно компенсировать усталость детей, за счет чего, какими средствами. - И как же его компенсировать? - Российские школы начинают использовать здоровьесберегающие технологии, вводят третий урок физкультуры. Мы выстраиваем кривую здоровья школьников, анализируем положительный опыт школ. Я должен заметить, что в каждой школе существует своя специфическая школьная среда, поэтому мы не даем одни и те же советы всем. У одной школы есть прекрасная спортивная база: три-четыре спортивных зала, восемь учителей физической культуры с высшим образованием, стадион, бассейн, тренажеры. А у другой школы один зал и один физрук. И тогда администрация школы, чтобы разгрузить детей, вводит, например, более щадящее расписание уроков. - Что значит «щадящее»? - Ну, допустим, после урока физкультуры никогда не ставят математику. И это очень правильно. Когда дети приходят на урок потными, возбужденными, физически усталыми, эффект от таких занятий невелик. Кроме того, в любой, даже самой небогатой школе администрация может организовать «дни здоровья», устроить спортивные праздники, соревнования в лесу, на городском стадионе, походы в лес. Всё это и восполняет детям те потери здоровья, которые они получают в результате своей учебы. - Но ведь далеко не все школы озабочены сегодня здоровьем своих учащихся? - По закону «Об образовании» забота о здоровье детей – одна из основных обязанностей школы. А сегодня успех этого дела в большой мере зависит от давления на школу со стороны родителей. Они должны предлагать школе разные формы оздоровления детей. - Мне приходилось встречаться с иной ситуацией. Родитель идет к директору, говорит, что учебная нагрузка на детей, в частности, на его ребенка очень большая. А директор на это отвечает: «Если вашему сыну (дочери) тяжело, забирайте его из нашей школы». - Случай довольно типичный. Но, знаете, на мой взгляд, директор по-своему прав. И вот почему. Как возрастной физиолог, знаю, что дети растут и развиваются с разной скоростью. Есть очень медленно развивающиеся дети, которые потом становятся гениями, Нобелевскими лауреатами, «звездами». Например, Альберт Эйнштейн был в детстве очень слабеньким и плохо учился в школе. Есть дети, которые с раннего возраста, как говорится, были «впереди планеты всей». А потом из них ничего особенного не получалось. Родители не должны бежать впереди паровоза. Чуть сбавив темп своего обучения, дети могут резко повысить его эффективность! Если ребенку трудно учиться, возможно, мозг его ещё не получил нужного физиологического развития, и, следовательно, все силы уходят на развитие других жизненно важных систем организма. Ничего страшного не случится, если на полгода или год ребенок «притормозит», не будет из кожи вон лезть в отличники. Или перейдет в другую школу - попроще. - Но позволит ли сегодняшняя школа ребенку «притормозить»? Если он будет плохо, вяло учиться, попадет ли он в предпрофильный девятый класс, а потом в профильную школу, сдаст ли он ЕГЭ? И не будет ли переход в новую менее сложную школу с её новыми учителями и новым детским коллективом еще более значительным стрессом для ребенка, чем обучение в прежней, элитной? - Я уже сказал, что универсальных советов быть не может, с каждым случаем надо разбираться отдельно. Родители сами должны подумать над тем, что будет лучше для ребенка: оказаться в роли отстающего, может быть, даже изгоя в знакомом коллективе или перейти в новую, менее перегруженную школу. Немало трудностей ожидает школьников только потому, что родители на год раньше отдали их в первый класс. Ребенок ещё функционально не готов к школе, а он уже ученик. И это его отставание от одноклассников может преследовать его до самого выпуска из школы. Я понимаю, что каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок был самый умный и самый успешный, но, повторяю, бежать впереди паровоза всё же не следует. Для сравнения скажу, что детеныш обезьяны развивается очень быстро, в отличие от человеческого, который развивается страшно медленно! Так нужно ли подстегивать развитие маленького человека? «Гонка» в учебе скажется на развитии творческих способностей ребенка. Устав, он перестанет относиться к учебе, да и к жизни творчески. Человек ведь тем и отличается от животных, что у него есть творческие способности: он умеет изобретать, конструировать, фантазировать. Все животные из поколения в поколение передают один и тот же опыт, и только у людей в каждом новом поколении появляется то, чего раньше никогда не было. Весь интеллектуальный мир считает, что в изобретательстве, творчестве - смысл и счастье человеческой жизни. - А каковы признаки усталости ребенка? - Обычно дети начинают жаловаться, что им скучно: учиться, ходить в школу, заниматься в кружках, в которых прежде было интересно. Скучно читать. Хотя, казалось бы, скучно быть не должно: материал познания интересный. - Допустим, родители увидели, что ребенок переутомлен. К кому им обращаться? К врачам? К учителям, чтобы они дали их сыну или дочери возможность отдохнуть, не «дергали» его некоторое время на уроках? А может быть, надо водить ребенка на плавание? Говорят, это прекрасно расслабляет. - Если ребенок пострадал в результате перегрузки, то и плавание ему может оказаться в тягость. Часть сил отнимет дорога до бассейна, потом час он проведет в интенсивном движении, потом душ, одевание, дорога домой… Физическая нагрузка – тоже нагрузка, не менее тяжелая, чем учебная. Повторяю, все рецепты строго индивидуальны. Но, прежде всего, родители должны посмотреть на то, есть ли у ребенка свободное время. Возможность просто выйти во двор или поваляться на диване. Понимаете, самое большое напряжение создает такой режим дня, при котором вся жизнь расписана по минутам. Существуют довольно распространенное родительское мнение, что если ребенок максимально загружен, то только тогда из него и выйдет толк. Однако риск велик, и необходимо все взвесить и хорошо подумать, а стоит ли загонять ребенка в болезни? Кстати, во время мониторинга мы выясняем, курит ли учащийся, употребляет ли он алкоголь. Так вот, среди юных токсикоманов немало безнадзорных детей, которым нечем заполнить свой досуг. Зато на втором месте – приличные дети из прекрасных семей, но страшно загруженные учебой, дополнительными занятиями. Получается, что когда у ребенка практически нет свободного времени, он всегда находит пять минут, чтобы перекурить или пропустить рюмочку с приятелями. Ему необходимо «расслабиться». Его просто «загнали». - Весьма точный показатель усталости детей – их плохое засыпание, а то и бессонница. Исследовали ли вы эту сторону жизни школьников? - Безусловно, мы и этим интересовались. И вот что выяснили. Тревожность, плохой сон, подверженность стрессам – это всё характерно для детей мегаполисов: Москвы, Санкт - Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и других крупных городов России. А также – повсеместно – для учащихся элитных школ. Но 80-85% учащихся обычных школ особой тревожностью не отличаются. Плохо, что все дети мало гуляют, мало двигаются. Это негативно сказывается на их моторном развитии, особенно – у старшеклассников. От своих сверстников двадцатилетней давности они отстают и в весе, и в быстроте, и в выносливости. - Сейчас в школах вводится третий урок физкультуры. Как Вы думаете, компенсирует ли он двигательную пассивность учащихся? - Понимаете, цифра «три» не была выбрана случайно. Специальные исследования, проведенные на Западе, показали, что для людей, на занимающихся спортом, вполне достаточно трех часов активного движения в неделю. Дети в возрасте до 11-12 лет, играя между собой во дворе, прекрасно удовлетворяют свою двигательную потребность. Я рос в московском дворе, и мы постоянно во что-то играли – в «вышибалы», «казаки-разбойники», «прятки». Сегодня, к сожалению, дети играют во дворах меньше, а гулять, дышать воздухом на улицах мегополиса вообще вредно – настолько загрязнен воздух. Поможет ли третий урок физкультуры? Тут всё будет зависеть от профессионализма учителя физической культуры. Это единственный педагог в школе, который в институте подробно изучал физиологию, анатомию и спортивную психологию. Там, где школам с учителем физкультуры повезло, где им является профессионал высокого класса, там картина со здоровьем детей более или менее приглядная. - Но хотят ли сами школьники заниматься физкультурой? - Многим учителям физкультуры кажется, что не хотят. Но, как показывают анкеты самих детей, они ставят здоровье на первое, второе или третье место в шкале важнейших ценностей. - Какие самые распространенные заболевания школьников выявил мониторинг? - Уже среди первоклассников много детей с плохим зрением. На это обязательно должны обратить внимание родители. И очень много детей с плохой осанкой! Около 90% старшеклассников имеют нарушения осанки. Поначалу дети не обращают на неё внимание. А потом, когда искривления позвоночника становятся слишком заметными, уже ничего не могут изменить сами. А ведь от искривленного позвоночника идут нервы ко всем внутренним органам человека. Позвоночник – это вместилище спинного мозга. Он управляет всеми внутренними органами. - К кому могут обратиться дети, если захотят исправить свою осанку? - Прежде всего -- к учителю физкультуры! Он подскажет, какие надо делать упражнения, чтобы развить спинные мышцы. Дело в том, что именно эти мышцы играют роль корсета, которые держит позвоночник. Учитель физкультуры, если он профессионал, посоветует нужные упражнения. В зависимости от того, в каком отделе позвоночника есть искривления, в какую сторону он искривлен, требуются разные упражнения. К сожалению, в старшем школьном возрасте вылечить искривление нельзя, но компенсировать его можно. - Чем отличаются понятия «вылечить» и «компенсировать»? - Вылечить – значит устранить причину заболевания. А компенсировать - значит создать такой мышечный корсет, который будет поддерживать позвоночник в вертикальном положении. Конечно, частично я связываю нарушения осанки детей с плохими партами и неправильным ношением детьми портфелей и рюкзаков. Но есть и ещё одна немаловажная причина, которая актуальна сегодня для учащихся всего мира -- астенизация молодого поколения. Вы помните, наверное, что лет двадцать назад весь мир говорил об акселерации. Шло ускорение роста, развития детей, их полового созревания. Сегодня процесс акселерации полностью прекратился, и дети даже начали по некоторым показателям немного отставать от своих родителей. Изменился и типичный характер телосложения. Раньше в средней полосе России чаще всего встречалось мышечное телосложение. Оно составляло 60-70% . А сейчас 60-70% молодежи составляют астеники: узкие, «тонкие, звонкие, прозрачные». - У них длинные конечности, тонкие слабые мышцы? - Да. В чем причина этого явления, я подчеркиваю, распространившегося во всем мире в течение последних 10-15 лет, антропологи пока не знают. И некоторые врачи склонны винить в этом наши социально-политические передряги, недоедание. Но это повсеместная популяционная подвижка, столь же непонятная специалистам, как некогда акселерация. Возможно, подобное явление не раз имело место и в прошлом. Известно, например, что средневековые рыцарские латы, сегодня могут надеть на себя только тринадцатилетние дети – настолько они узки. Меняется «типичный человек». Астенизация привела, в том числе, к утончению и ослаблению мышечного корсета, который держит позвоночный столб. На интеллект детей астенизация не повлияла. А вот физических сил у них действительно становится меньше, и мы видим это по результатам мониторинга. - Я слышала, что мониторинг показал большое число учащихся с желудочно-кишечными заболеваниями. Геннадий Онищенко, Главный Государственный санитарный врач РФ в своем интервью «Российской газете» заметил, что только 23 процента учащихся получают в школах горячую пищу. Что число детей, пользующихся школьным питанием, сократилось в последние годы на 30 процентов. Не этим ли объясняются распространившееся среди школьников заболевание желудка и кишечника? Вот ещё цитата из интервью Геннадия Онищенко: «Сплошь и рядом горячее питание заменяется буфетной продукцией. Все это ведет к резкому снижению витаминов, микроэлементов. Их дефицит достигает 80 процентов от возрастной нормы. Явно не достает в школьном питании мясных, рыбных, молочных продуктов. Все больше макароны, крупы. Из-за этого растет число эндокринных недугов, различных нарушений обменных процессов в организме. Все чаще дети до четырнадцати лет страдают онкологическими заболеваниями». Что вы можете сказать по этому поводу? - Да, многие школьники имеют различные заболевания желудочно-кишечного тракта. Связаны ли они с голоданием детей? Нет, скорее, с непродуманной политикой их питания. Так что в этом я могу с Геннадием Онищенко согласиться. Однако не все его данные кажутся мне достаточно убедительными. Мониторинг показал, что до 80% детей обследованных нами экспериментальных классов получают в школе горячее питание. Готовят обеды не все школы, только процентов пятнадцать. Остальные разогревают то, что привозят с базы, готовые обеды. Конечно, не очень вкусная еда. Но не эта еда ведет детей сегодня к гастритам. В значительной части желудочные заболевания являются результатами стресса, негативной реакции детей, и не только на школьные нагрузки, но и на то, что происходит в семьях этих школьников, в их социальной жизни. Физиологический механизм стресса впервые был описан 50 лет назад великим канадским физиологом Гансом Селье. Он брал крысу, привязывал её за четыре лапки к доске и держал так в течение нескольких часов. А потом снимал и видел, что у неё открылась язва желудка. Стресс – это саморазрушение организма. Конечно, какая-то доля стресса необходима человеку и является условием для любого развития, тренировочного процесса. Но если она слишком значительна, то первыми пострадают сердечно-сосудистая система человека и желудочно-кишечный тракт, особенно верхний её отдел. Не будет в школе на уроках стресса, станет значительно меньшим процент ученических гастритов. - А как реагирует на стресс сердечно-сосудистая система ребенка? - Так же, как и у взрослого. Начинается разбалансировка, нарушения работы сердца и сосудов. Другое дело, что у детей редко бывает гипертония и серьезные сбои сердечного ритма. Но вегето-сосудистая дистония среди детей распространена, особенно в подростковом возрасте. Дело в том, что каждая клеточка нашего тела работает как своеобразный компьютер. Есть такие отделы в организме, которые, подобно компьютеру, управляют целыми системами. А вегето-сосудистая дистония – это сбой в работе того компьютера, который обеспечивает согласованную деятельность сердца, легких и сосудов. То есть тех органов, которые обеспечивают нормальное кровоснабжение клеток. В результате у детей часто появляется тошнота, головные боли, слабость, липкий пот, головокружения. - Насколько я поняла, Вы видите главный путь к оздоровлению ослабленных и больных детей в снятии ненужного напряжения со школьной жизни, в правильной организации занятий, в частности, третьего урока физкультуры. Недавно в СМИ прошла информация о том, что будут отменены все нормативы для уроков физкультуры. Так ли это? И если так, то как вы к этому относитесь? - Это одна из предложенных попыток сделать уроки физкультуры более привлекательными для школьников. Вопрос в целом не простой. Что значит – «отменить нормативы»? Позволить детям на уроках физической культуры бегать и прыгать, как им вздумается? Это прямая дорога к травматизму. К тому же многим мальчикам придется потом служить в армии. Но должна ли школа готовить их к армии? Скорее, школа должна готовить детей к жизни. А в жизни ситуации бывают гораздо более жесткими, чем в армии. Да и менталитет нашего учительства направлен на нормативный подход к обучению, на оценку, на то, что учитель обязательно должен чего-то «дать» ученикам, чему-то их на уроках «научить». И от этого тоже невозможно отказаться. Буквально вчера я разговаривал с руководителем отдела физического воспитания Министерства образования РФ. Мы обсуждали новый вариант нормативов для уроков физкультуры. Но только не ГТО, а приблизительно то, что было раньше, в пятидесятых – шестидесятых годах, и называлось в нашей стране БГТО. Над тем, каким может стать урок физкультуры в школе, надо ещё думать. Экспериментировать, пробовать, смотреть. Возможно, в начальных классах и не нужны нормативы, а в пятом они необходимы. Но тогда в каком виде? - Вы собираетесь сменить ГТО на БГТО? И снизить нормативы? - Ну почему мы всё должны только снижать да упрощать? Так мы дойдем до того, что нормой станет мертвый, неподвижный человек, а не живой. Я считаю, и в министерстве есть мои единомышленники, что нормативы должны быть максимально дифференцированы. Они должны учитывать не только возраст ребенка, но и его рост, вес, тип телосложения. Вероятно, должна появиться система баллов, как это было в комплексе БГТО. Можешь поднять вес большой? Хорошо. Тогда тебя не заставят быстрее всех бегать. А в результате, по количеству баллов, ты выполняешь суммарный норматив и получаешь значок БГТО. При сдаче норм ГТО к детям подходили всё-таки формально. Считалось, что ребенок должен уметь делать всё: прыгать, бегать, метать, плавать, ходить на лыжах… Мальчишек учителя не милосердно «гоняли», готовили к армии. Зато на девочек почти не обращали внимания. Хотелось бы при составлении новых нормативов исходить из здравого смысла. Ведь очевидно, что у одного человека не могут быть способности ко всем видам спортивной деятельности. - И последний вопрос. У модернизации много направлений. Отслеживали ли вы во время мониторинга, как каждое из них отражается на здоровье детей? Например, реструктуризация сельской школы - на здоровье сельских детей? Часть сельских школ укрупнили, детям приходится ездить в школы на автобусе. Значит, раньше вставать утром. До школы километров пятнадцать-двадцать. А надо ещё вернуться вечером обратно. Автобусная тряска утомляет… - Как отражается реструктуризация сельских школ на здоровье детей? Столь конкретная задача перед нами поставлена не была. В этом году мы смотрели, как на второклассников влияет введение информатики и иностранного языка. Но и о результатах этого исследования сказать пока не могу. Эти данные в работе, которая завершится примерно через два месяца. С начала нового учебного года наш Центр подключается к эксперименту по профильной школе и предпрофильной подготовке. Мы посмотрим, как он отразится на здоровье школьников. - «Большая перемена» может надеяться получить итоги мониторинга одной из первых? - Конечно. - Спасибо за беседу! Мы обязательно расскажем нашим читателям об итогах ваших новых исследований.


18 августа 2003
00:00
Поделиться
;