Почему россияне едут учиться на Запад
Реформирование системы образования может вернуть российским вузам их былой престиж, а также существенно улучшит качество образования. До тех пор они будут не в состоянии конкурировать с зарубежными университетами
Среди российских студентов все большей популярностью пользуется получение высшего образования за рубежом: реклама зарубежных учебных заведений, включая, к примеру, даже университеты Чехии, заполонила этим летом российские СМИ. Ежегодно за рубеж с целью получить или продолжить образование выезжают уже около 30 тысяч россиян. Причем процедура поступления для нас с каждым годом упрощается: теперь в иностранных вузах принимают не только дипломы о высшем, но также аттестаты о среднем образовании. Однако популярность иностранных университетов говорит не только об их доступности, но также о нежелании учиться за те же деньги в вузах российских. Отчасти изменить ситуацию сможет реформа, которую проводит министр образования Владимир Филиппов: введение государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) даст возможность наиболее способным выпускникам школ претендовать на бесплатное обучение в самых лучших вузах России.
Как сообщили RBC daily, средняя стоимость образования за рубежом колеблется от 5 до 20 тысяч долларов в год, в зависимости от страны, выбранного университета и факультета (без стоимости проживания). При этом самое «дешевое» обучение предлагают в Новой Зеландии и Австралии, а самое дорогое – в США. «Чаще всего высшее образование за рубежом интересует представителей среднего класса, преимущественно из крупных городов. В 95% случаев это люди с высшим образованием, чаще всего работающие в бизнесе, – сказал RBC daily руководитель Бюро международных образовательных программ «Прямой разговор» Алексей Сурин. – Как правило, их интересует бизнес-образование, большинство стараются выбирать элитные вузы. Кроме того, популярностью у россиян пользуются факультеты информационных технологий, дизайна, медицины и права». По мнению г-на Сурина, в последние несколько лет на Западе по отношению к обладателям российских аттестатов складывается все более благожелательное отношение, и во многом это объясняется тем, что российские студенты показывают неплохой уровень подготовки, особенно по предметам естественно-научного цикла – математике, физике, химии.
Похоже, что оттоку студентов во многом способствует усиливающаяся коммерциализация российского высшего образования при одновременной деградации его качества. Интересно, что в российских вузах расценки за обучение сегодня нередко мало чем отличаются от западных. Так, например, в прошлом году стоимость обучения на факультетах политологии и международных экономических отношений МГИМО составляла порядка 5 тысяч долларов. Ниже расценки были в Московской государственной юридической академии и РЭА им. Плеханова (3 тысячи долларов), а также в Высшей школе экономики (2 тысячи долларов в год за обучение на факультете экономики). При этом далеко не всегда наиболее «дорогие» вузы занимают лидирующие позиции в официальных рейтингах популярности. В сводном рейтинге, представленном на официальном сайте министра Филиппова, например, в пятерку лучших среди университетов попали МГУ им. Ломоносова, МФТИ и РУДН, среди экономических вузов – Санкт-Петербургский госуниверситет экономики и финансов, Государственный университет управления и Высшая школа экономики.
Очевидно, что при таких «запросах» вузов, а также при таком соответствии цены и качества предлагаемого обучения, российские студенты предпочитают уезжать за рубеж, где могут получить самое современное образование и впоследствии устроиться на работу в одну из западных компаний. Такая ситуация, по мнению специалистов, будет продолжаться до тех пор, пока российский рынок образовательных услуг не станет ориентироваться именно на предоставление образования, а не на вытягивание у абитуриентов или их родителей денег. Об этом, в частности, на недавней пресс-конференции в РИА «РБК» говорил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Он отметил, что сейчас уже 54% студентов сами оплачивают свое обучение и только 46% учатся за счет государства. По его мнению, для сохранения традиции массового высшего образования необходимо перейти на систему единого госэкзамена, а также реформировать систему финансирования высшего образования, с тем чтобы талантливые россияне могли учиться бесплатно. «Возможным выходом из положения может стать нормативное подушевое финансирование, – сказал г-н Кузьминов. – То есть средства государства будут адресоваться именно конкретным будущим студентам. А если этих денег будет недостаточно, они смогут брать кредиты на образование». Такая мера, по мнению ректора ВШЭ, поможет, помимо всего прочего, устранить потери системы образования, которые оцениваются в 1–1,5 млрд долларов (примерный объем взяток в данной сфере. – RBC daily).
Кроме того, для решения этой проблемы предусмотрено, например, введение так называемых государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), которые гарантируют самым талантливым выпускникам школ бесплатное образование в любом престижном вузе России. Уже в прошлом году в качестве эксперимента система ГИФО заработала в вузах Чувашии и Якутии. Смысл именных обязательств заключается в том, что государство берет на себя обязательства по финансовому обеспечению образования в вузе для студентов. То есть выпускник школы, сдав экзамены, получает своего рода чек на дальнейшее обучение. При этом чем лучше он сдал экзамены, тем больше у него шансов на бесплатное обучение. Однако полного перехода к использованию ГИФО следует ожидать лишь тогда, когда во всех регионах будет введен единый государственный экзамен, то есть не раньше 2005 года.
Впрочем, у системы ГИФО есть и еще одно явное преимущество. Дело в том, что за его введением неизбежно последует передел рынка образовательных услуг. Ведь чем выше спрос на обучение в вузе, тем лучше его образовательные услуги и тем больше он сможет «зарабатывать». Как следствие, те институты, которые не смогут предоставлять студентам достаточно качественного и современного образования, попросту будут вынуждены «подтягиваться» к назначенной планке или же прекращать образовательную деятельность. Поэтому очевидно, что до тех пор, пока в российских вузах будет существовать традиционная пятибалльная оценка знаний, и столь будут широко распространены платные отделения, российские студенты будут ездить учиться за рубеж.
«Полезность получения зарубежной квалификации очевидна, – сказал RBC daily директор агентства Study Flight Михаил Кудрявцев. – За границей человек имеет возможность получить самое современное европейское образование. Кроме того, учиться за рубежом легче и быстрее, а сроки обучения меньше, чем в России. Именно поэтому сейчас все больше людей стремятся получить международный диплом. Посмотрите: если раньше степень MBA считалась почти экзотикой, делала ее обладателей на голову выше других, то сейчас она стала вполне привычной». Кроме того, существует еще одна весьма веская причина для того, чтобы подавать документы именно в зарубежный вуз. Дело в том, что с получением диплома иностранного университета человек вполне может рассчитывать на то, что получит работу в этой стране. «В Ирландии и Великобритании, например, предпочтение в первую очередь отдается гражданам этих стран, затем гражданам стран – членов Европейского Сообщества и Британского содружества, – рассказал Алексей Сурин. – Подобные правила есть в любой стране, где существует преимущественное право граждан этого государства на трудоустройство. А вот в Канаде, Австралии, Новой Зеландии найти работу и даже впоследствии остаться жить в одной из этих стран легче. Но вообще в западных компаниях будут рады любому способному и энергичному выпускнику, независимо от гражданства и национальности, у которого есть диплом престижного университета».
РИА «РосБизнесКонсалтинг»