13:45 В ШКОЛАХ УСТАНОВЯТ ДЕМОКРАТИЮ. Власть директоров будет ограничена
6 июня на заседании коллегии Министерства образования обсуждался вопрос, который наверняка заинтересует родителей школьников. Речь шла о грядущих изменениях в федеральном законе об общеобразовательной школе, предусматривающих создание Общественных советов. Ведь по новому положению в ближайшем будущем мамы и папы школяров будут играть гораздо более серьезную роль в судьбе их учебного заведения.
В принципе, школьные советы существуют и сейчас, но с гораздо меньшим количеством полномочий. Во всяком случае, большинство из нас привыкло, что в сферу деятельности комитета класса в основном попадает организация детских экскурсий, да сбор финансов на ремонт и праздничные подарки. Родительский комитет школы вообще остается некоей мифической структурой.
Предложение советника Министерства образования, директора одной из ведущих московских школ Анатолия Пинского, призвано в корне изменить сложившуюся ситуацию. Как ни странно, именно глава общеобразовательного учреждения предлагает ограничить власть школьных директоров.
По замыслу авторов законодательной инициативы, теперь новый Совет школы – предположительно 21 человек – будет состоять из трех частей. Половину мест в нем займут родители учащихся, четверть достанется педагогам. И уж совсем революционное нововведение – на оставшиеся вакансии пригласят не только учредителей в лице представителей местных РОНО, но и выпускников прошлых лет, а также благотворителей-спонсоров. На коллегии даже обсуждалась возможность выделить два места лучшим представителям старших классов. При этом директор, а, возможно, и завуч школы не могут занимать пост председателя Совета. Более того, кандидатуру директора теперь будут назначать учредители и Совет, а обсуждать кандидатуры возможных претендентов на роль главы учебного заведения получат право все члены новой структуры. Причем, выдвигать претендента будет РОНО, а у родителей есть шанс согласиться с предложенным вариантом или наложить «вето» на назначение с их точки зрения недостойного кандидата. Самое интересное, что орган самоуправления школой, по предложению Анатолия Пинского, сможет даже снять с занимаемой должности уже действующего директора школы.
Теперь новая структура будет играть в школьной жизни заметную роль. Они смогут коллегиально вносить дополнения в Устав, обсуждать количество учащихся в школе, решая, сколько учеников набрать в первые классы. Более того, совету предоставляется право рассматривать апелляции родителей незачисленных первоклашек и решать, кого из уже учащихся исключить. Они также будут определять, имеет ли смысл сдавать часть здания школы в аренду, принимать приказы о поощрении или взыскании педагогов, составлять график работы школы и устанавливать сроки каникул. Даже право ввести в школе положения о дополнительных платных услугах и о лицензировании будет предоставлено коллегии лучших представителей родителей, учредителей и учителей.
При этом в министерстве образования прекрасно понимают, что введение новой структуры – дело долгое. Анатолий Пинский просит «временной лаг в 3 года». За этот срок предстоит внести соответствующие изменения в школьное законодательство, в нормы о местном самоуправлении, провести переподготовку работников РОНО и преподавателей. Однако затраченные усилия должны быстро окупиться. По мнению министра образования Владимира Филиппова, полностью поддержавшего предложение директора школы №1060 Анатолия Пинского, самоуправление предоставит возможность школе перейти на новый европейский уровень образования. Тем более, что за основу предложенного положения об Общественных советах взята система самоуправления учебных заведений Великобритании, которые гарантируют ученикам один из самых высоких уровней знаний в мире.