Министерство образования Чувашской Республики

8:25 Стандарты будущего

В минувший четверг, 5 июня, Комитет по образования и науке Государственной Думы рассмотрел поправки ко второму чтению законопроекта «О государственном стандарте общего образования». Кроме представителей комитета, в заседании принимал участие заместитель министра образования России Виктор Болотов. С момента прохождения законопроекта в первом чтении прошел почти год. За этот срок комитет 15 раз собирался для обсуждения поправок. Стандарт – это конституция для школы, и каждая деталь в ней должна быть максимально выверена. Закон «О стандарте» подтверждает государственные гарантии прав жителей России на бесплатное общее образование. Он подразумевает введение единых на территории страны требований к правилам преподавания предметов, определяет основные принципы и порядок нормативного бюджетного финансирования образовательной сферы. В идеале, после принятия стандартов, любому преподавателю школы станет ясно, какой объем знаний он должен дать учащемуся, по какому принципу оценивать успеваемость школьников и какие требования предъявлять к уровню подготовки выпускников. И в комитете, и в министерстве считают, что стандарт необходим для безболезненного перехода российской школы на систему единых государственных экзаменов. Ведь он точно определяет критерии оценки результатов тестов ЕГЭ, дающих ученику возможность поступить в вуз. Одновременно у учителя появляется возможность максимально объективно оценить знания школьника. Одной из серьезных новаций закона станет введение понятия «профильное обучение». На протяжении практически всего прошедшего года представители министерства образования и комитета Госдумы обсуждали, стоит ли вводить обязательный перечень предметов, так как понятие «профильного образования» предполагает разделение старшей школы – десятого и одиннадцатого – по желанию учеников на «гуманитариев» и «технарей». На последнем заседании все же решили, что в любом случае «для сохранения высокого уровня российской школы» необходимо сохранить в законе преподавание во всех школах обязательного курса русского языка, литературы, математики и истории. При этом так называемая компонента образования теперь будет состоять из трех частей – федеральной, региональной и школьной. То есть основная часть предметов – 75% программы - в средней школе будет формироваться в министерстве образования РФ, примерно 10% определятся на региональном уровне, остальное выберет сама школа по согласованию с управлениями образования субъектов федерации и, естественно, Москвой. По словам Виктора Болотова, этот пункт введен для сохранения уникальных экспериментальных школ, которых довольно много в наукоградах, и для поддержания национальных традиций и особенностей. Самым ярким примером, названным заместителем министра, стала немецкая школа в Омской области, в которой обучаются потомки этнических немцев. Эти дети учатся по отдельной программе, не приемлемой для остальных учреждений образования в регионе. Кстати, многие педагоги боятся введения профильного обучения, считая, что это может лишить их необходимой для получения заработной платы учебной нагрузки. По словам Виктора Болотова, над решением этой проблемы сейчас в министерстве работает специальная рабочая группа, цель которой – разорвать зависимость педагогов от такой системы формирования ставки. В ближайшем будущем школьным учителям будут платить по такой же схеме, как их коллегам в вузе. Хотя преподаватели высших учебных заведений и должны набирать определенное количество «часов», но напрямую его оклад от этого не зависит. Серьезные споры возникли вокруг системы гарантированного финансирования, закрепленного в государственном стандарте. Виктор Болотов считает, что государственные финансовые гарантии образования - одна из ведущих составляющих закона о стандарте. По его мнению, в законе необходимо отстаивать позиции комитета и министерства по гарантиям оплаты труда педагогов, материально-технического обеспечения школ и т.д. Практически все, что не касается оплаты жилищно-коммунальных услуг, должен обеспечивать закон о стандарте. Пока правительство эту поправку не поддерживает. И, по словам Александра Шишлова, «вопрос финансирования пока остается открытым». И все же, по словам председателя комитета по образованию и науке А.Шишлова, «год на доработки был потрачен не зря. Сегодня текст документа в том состоянии, за которое не стыдно». Комитет и министерство уверены, что он благополучно пройдет второе и третье слушания, став надежной гарантией дальнейшего развития российской школы и успешного перехода к сдаче ЕГЭ.


10 июня 2003
00:00
Поделиться
;