Ученый, достойный своих учителей
Заслуженному деятелю науки Россий-ской Федерации и Чувашии, одному из ведущих языковедов республики, доктору филологических наук, профессору, ветерану труда И. Андрееву исполнилось 75 лет.
За работой домашние стараются не беспокоить Ивана Андреевича. Только кошка Бася не церемонится. Смело забирается на стол и под настольной лампой сворачивается в клубок. И собака у Андреевых не породистая. Котенка занесли из подъезда, щенка с опухшим животом, дрожащего от холода, Иван Андреевич подобрал под соседской дачей. Вылечили, назвали Улей.
Детство И. Андреева прошло без материнской ласки. Мать умерла от туберкулеза костей, оставив трехлетнего сына. Этой же болезнью в детстве тяжело заболел Иван, два года не мог ходить. Рос голодным, оборванным. Крепкое хозяйство деда разрушили в 1919 году, поэтому во времена коллективизации отец не торопился с заявлением в колхоз, в руководстве которого находились те же разрушители. Семью душили налогами. Ни коровы, ни овец, а масло сдавать надо, шерсть требуют. Покупали на рынке и отдавали за бесценок. Яйца ели только на Пасху. Плодоносящий сад пришлось вырубить, потому что за каждую яблоню брали налог. Навсегда запомнил, как ему из единственного байкового одеяла к Пасхе шаровары сшили.
Если что-то хорошее осталось в памяти, то оно связано с дедом и бабушкой, которые и вырастили мальчика. Ведь отец все время пропадал на работе. Сидит, бывало, под навесом Николай Ксенофонтович, лапти плетет. Подбегает к нему внучок, а дед ему:
- Слышишь, как поют ласточки?
- Да они же никак не поют.
- А ты послушай…
И дед давай сыпать скороговоркой, да так складно – заслушаешься.
Детей в первый класс принимали раз в два года. Чтобы не потерять год, Ваню отправили в Таутовскую семилетнюю школу в 6 лет. Зря боялись, что не осилит. Он был в числе лучших.
В 1942 году отец вернулся с войны инвалидом. Он понимал, что способности сына надо развивать. Но молодых из деревни не отпускали - не давали паспортов. А желающих учиться не задерживали. Иван Андреев поступил в Калининское педучилище, что в 18 километрах от его родной деревни Ходяково Аликовского района. Суровые военные годы. Кроме хлеба и картошки, из дома нечего брать, денег тоже нет. Бывали дни, когда на горстке семечек держались. "Не только я, многие по пятницам голодные учились. Просидев занятия, пешком возвращались в свои деревни", - вспоминает Иван Андреевич. Весной 1944 года стало совсем невмоготу. Ни картошки, ни хлеба.
- Придется тебе оставить учебу, - сказал отец.
Через три месяца директор пригласил Андреева и определил на хозяйственные работы при училище. За работу не платили, но кормили.
Способности и тяга к знаниям открыли перед ним двери московских вузов, но бедность прогнала обратно на родину. Юноше не на что было снимать квартиру. Поступил учиться в пединститут в Чебоксарах. Старательного студента уговаривали перейти на чувашское отделение. "Ученым станешь", - говорили ему преподаватели Н. Павлов и М. Сироткин. Согласился. Получил специальность учителя чувашского языка и литературы, а затем – учителя русской филологии. Преподавал в Ядринском, Цивильском педучилищах, Канашском учительском институте. Почти 30 лет проработал в ЧГУ - доцентом, профессором, деканом, 25 лет заведовал кафедрой чуваш-ского языкознания.
Ему везло на хороших людей и умных наставников. Он прошел аспирантуру у известного тюрколога, чувашского языковеда, профессора В. Егорова. Под его руководством подготовил монографию "Причастия в чувашском языке" и в 1962 году стал кандидатом наук. В 1970-м защитил докторскую по теме "Структура простого предложения в современном чувашском языке". Обе работы высоко оценены крупными специалистами – Н. Баскаковым, А. Юлдашевым, Л. Кононовым.
Долгое время И. Андреев преподавательскую и научную деятельность совмещал с руководящей. Тринадцать лет заведовал сектором языка в НИИ языка, литературы, истории и экономики, а в 1971 году возглавил кафедру чувашского языка ЧГУ. При нем работали и стали профессорами Н. Петров, В. Сергеев, Н. Егоров, впоследствии сами возглавившие отделившиеся дочерние кафедры. Здесь же выросли М. Скворцов, Ю. Виноградов, А. Хузангай, стали ведущими специалистами научно-образовательных учреждений республики. Несколько лет И. Андреев возглавлял историко-филологический факультет ЧГУ.
В то же время научная деятельность ученого не прекращалась ни на один день. В его научном багаже более 200 публикаций по проблемам морфологии, словообразования, фонологии, синтаксису, орфографии и пунктуации, лексикографии современного чувашского языка, общим проблемам и истории чувашского языкознания, а также серия школьных учебников и учебных программ. Труды И. Андреева принято считать визитной карточкой чувашской лингвистической науки. Это подтверждает и присуждение ему Российской академией наук государственной стипендии в области языкознания, литературоведения и искусства. Профессор удостоился этой стипендии за серию публикаций о чувашском языке в журналах "Языки народов мира", "Языки народов СССР", а также за подготовку учебников чувашского языка для русских школ.
Профессора И. Андреева отличают сметливый ум, широкий кругозор, целостное видение проблем, касающихся языка и языковой ситуации. Он взял на себя разработку проекта Закона ЧР "О языках в Чувашской Республике", вместе с А. Хузангаем подготовил программу реализации этого закона. А со вступлением закона в силу взялся за учебники чувашского языка для русскоязычных школ. В результате все чувашское население, независимо от места проживания, получило возможность обучаться родному языку. В диаспоре стали восстанавливаться чувашские школы.
Учитель живет в своих учениках. Они у профессора И. Андреева по всей республике и за ее пределами. 15 из них пошли по его стопам и выбрали тернистый путь ученого и педагога. В семье тоже культ знаний. Сын и дочь Андреевых получили по два высших образования.
Еще предстоит осмыслить значение научного наследия ученого и его вклад в чуваш-ское языкознание, тюркологию в целом и культурное развитие чувашской нации. Чувашская наука должна быть благодарна благоприятному стечению обстоятельств, которые способствовали появлению такого видного, талантливого ученого, как И. Андреев. Он выучился не на специалиста по лесу, как советовали дома, не на психолога, как хотел сам, а стал филологом. Да и педагоги попадались ему талантливые и прозорливые – директор Калининского педучилища, впоследствии директор Чувашского пединститута В. Харитонов, директор Ядринского педучилища А. Суровцев, преподаватели пединститута Н. Павлов, М. Сироткин, Б. Бройтман, Т. Хмара-Борщевская, С. Горский, В. Егоров и многие другие, о благосклонном отношении которых к себе И. Андреев вспоминает с большой благодарностью