Не только демография меняет «географию» Реформа: возможны варианты
|
Практически каждый год народ обсуждает очередное преобразование в образовательной отрасли. Отшумели уже страсти по единому экзамену, никого не удивляет аббревиатура ГИФО. Еще одно новое направление - реструктуризация школ - значилось в повестке дня заседания республиканского координационного Совета по модернизации и развитию образования в Чувашии (Совет этот был создан в ноябре 2002 года и объединил в своих рядах представителей педагогики, власти, промышленных предприятий, общественных структур).
Самое время было собраться:
во-первых, президентом Чу-вашской республики Нико-лаем Федоровым подписан указ о дополнительных мерах по обеспече-нию реструктуризации школьной сети, во-вторых, хоть само дело уже знакомое, но нынче реструктуриза-ция должна затронуть не только сельские, но и городские школы...
...То, что перемены в системе сельских школ жизненно необходи-мы. вряд ли бы кто рискнул оспо-рить. Вот типичное «лицо» сельской малокомплектки последних лет: в классе по 8-10 учеников, педагог, что ведет одновременно несколько предметов. Неудивительно, что при огромных затратах на обучение сельских школяров, те заметно от-ставали в знаниях от городских сверстников.
К началу 2002-2003 учебного года школы республики по президентской программе получили 71 специальный автобус. И хотя пона-чалу жители глубинки с некоторым недоверием восприняли новшество, своевременная доставка детей к месту учебы и домой в течение не-скольких месяцев(причем в сопро-вождении социального педагога, который и за безопасность отвеча-ет, и настроением детей поинтересу-ется, и пожурит за плохую отметку), сомнения рассеяла. Конечно, быва-ет, что транспорт «буксует», выхо-дит из строя. Но местные власти на-ходят решения. Сегодня школьные автобусы ежедневно перевозят 2300 детей из 243 населенных пунктов по 109 маршрутам. Общая про-тяженность дорог - около 850 км. В прошлом году реорганизованы 50 малокомплектных сельских школ. За счет сэкономленных от реструк-туризации средств при сельских школах было открыто более 90 дет-ских садов.
Нынче процесс продолжен уже с учетом прошлогоднего опыта. В этом году по президентскому указу для села будут закуплены еще 70 школьных автобусов, и 10-12 из них пойдут в резерв - на случай поломки техники. Взят в расчет и другой «фактор риска» - дороги. По разра-батываемой сейчас программе «До-рога к школе» в ближайшие 2-3 года будут построены и отремонтирова-ны трассы к 130 деревням. Факти-чески реструктуризация школ дала импульс модернизации всей соци-альной инфраструктуры села: осу-ществляется газификация, благоус-тройство, обновляется связь и др.
Всего в 2003 году намечено реорганизовать 50 сельских школ. Учеников их примут укрупненные базовые школы - современные, оборудованные компьютерами и прочей техникой, с возможностью профильного обучения для старших классов.
Впрочем, только на создании базовых школ «реформа» сельского образования не зацикливается. Есть и другие варианты. В республике застрельщиками в плане школьной перестройки стали жители Моргаушского района. Именно они начали внедрять объединенные проекты «школа+клуб+учреждения спорта и даже здравоохранения», «школа+детский сад». При таком подходе к делу выгода очевидна: появляется возможность сохранить школу даже при малом количестве детей, объединить социум вокруг села. Сейчас в районе работают уже четыре школы, «совмещенные с очагами куль-туры» и шесть комплексов «школа - детский сад».
С селом понятно. А что же ждет в этом году городские школы? В плане реструктуризации «горожанам» предлагаются две модели. Первая: создание самостоятельных школ-ступеней (отдельно - начальная школа, основная и старшая профильная).
Вторая: открытие образовательных центров, где ребята смогут получить и профессиональное, и дополнительное образование.
Один из мотивов грядущих перемен - улучшение качества образования. Что греха таить - и в иных городских школах уровень знаний учеников оставляет желать лучшего. Дру-гая веская причина - демографический кризис. Начальник управления образования г. Чебоксары Сергей Кудряшов привел на Совете такую статистику: сейчас в среднем звене столичных школ (5-9-е классы) учатся 34 тысячи ребят, через четыре года их останется только 18 тысяч. Отряд же старшеклассников через 7-8 лет сократится почти на треть - с одиннадцати тысяч до четырех.
Но все-таки, насколько необходимы эти перемены? Для сельских школ, конечно, в плюс и собственные художественные студии, и курсы профподготовки. Но так ли они нужны в городе, в тех же Чебоксарах, где и без того немало возможностей для развития ребятишек? Есть и кружки при дворцах культуры, и центры детского творчества, и курсы при вузах: кто захочет, вариант для себя всегда найдет. Да и упомянутое «опустение школ» - дело будущего, пусть и не столь отдаленного. Пока же в Чебоксарах иные школы загружены под завязку, и занимаются в них ребята в две смены, и учеников в классах - сверх нормы.
Все же без реструктуризации не обойтись, считает министр образо-вания Чувашской республики Галина Чернова, ведь преобразования нацелены на перспективу, на новый уровень требований к городским школам. И укомплектованных школ, по словам министра, реструктуризация не коснется - речь только о тех, где учеников не хватает. А если и придется делить школы по ступеням, то исключительно в рамках одного микрорайона, чтобы малышам далеко на уроки не ходить. Есть, между прочим, у такого разделения и научная мотивация: психологи утверждают, что учебный процесс пой-дет куда эффективней, если млад-шие классы будут заниматься отдельно от старших.
Екатерина КАЗНИНА
Чувашская Республика