Министерство образования Чувашской Республики

Учиться, учиться и учиться, чтобы потом лечиться?

- Представьте: маленькие ребятишки, только заканчивают первый класс, - рассказывает директор чебоксарской школы № 59 Сирена Арыченкова, - и более чем у половины - серьезные нарушения опорно-двигательной системы. Через 5-6 лет этот недуг поражает уже 80 процентов учащихся. А впереди - еще такой же срок учебы в школе: Такая картина нарисовалась два года назад, когда руководство 59-й провело экспертизу здоровья учеников. Оно и понятно, отмечает Сирена Михайловна, подрастающему поколению задан сидячий образ жизни. Иначе гонку за все расширяющейся учебной программой не осилишь. Считается, что старшеклассник, чтобы справиться со всеми заданиями, должен просидеть в неделю до 167 часов. Плюс к этому еще и занятия на разных подготовительных курсах и с репетитором. Заметим, в неделе лишь 168 часов. Результаты такой нагрузки подробно описаны Республиканским центром лечебной физкультуры и спортивной медицины. В так называемую первую группу здоровья, то есть практически здоровых, входит не больше 20,4 проц. учащихся, во вторую, имеющих разные отклонения, - 66,8, а в последнюю, хронически больных, - 12,8. Самая большая проблема - нарушения осанки. Они выявлены почти у каждого пятого школьника. Другая опасность - ухудшение зрения у более чем 16 проц. учащихся. Правда, эти показатели - не самые худшие. Так, всероссийская диспансеризация детей, прошедшая в 2002 году, показала, что более четверти детей страны уже "заработали" хронические заболевания, около 40 проц. имеют различные отклонения и лишь каждый десятый практически здоров. При этом считается, что недуги половины школьников - так называемые болезни информационного стресса. В 59-й школе после той экспертизы не ахнули, а решили оценить, чем можно "разбавить" сидячий образ жизни. Учебные программы, понятно, не урежешь. Правда, Министерство образования России в последнее время отмечает необходимость изменения организации учебного процесса, чтобы ограничить нагрузку на учащихся. Например, заместитель министра Елена Чепурных на пресс-конференции 7 апреля, во Всемирный день здоровья, который нынче прошел под девизом "Здоровые условия для детей - залог будущей жизни", сообщила, что разрабатывается новый учебный стандарт. Им предусматривается до минимума сократить то, что должен делать сегодня школьник. Но это еще впереди, а 59-я школа настроилась решить проблему еще вчера. Педагоги посоветовались с родителями. Без их понимания и помощи школе трудно предпринять что-либо существенное. И без специалистов нельзя. Тут в помощники вызвались врачи городской детской больницы № 1. Так родился свой, школьный реабилитационный центр, который будет сглаживать последствия гиподинамии. Например, в комплексе физиотерапии есть даже водолечение и массаж. А программа лечебной физкультуры включает в себя психо-, фито- и офтальмотерапию. Можно ли охватить такой реабилитацией всю школу? Да, это реально, если точно знать, у кого что болит. Диагностика проводится врачами больницы № 1, на основе ее данных составляется "реабилитационное расписание". Им управляет школьный врач. Ну а дети с серьезными отклонениями в здоровье - на особом положении. Дня них оборудован специальный зал, где занятия ведет медицинский работник - инструктор лечебной физкультуры. Только разных видов тренажеров здесь около десяти. Пока трудно сказать, насколько отступил главный бич школьников - нарушения осанки. А вот эффект от работы кабинета охраны зрения уже точно известен - видеть стали лучше 63 проц. его пациентов. Но главная надежда, конечно, - на уроки физкультуры. Важно, чтобы они побудили учащихся заниматься спортом самостоятельно. Ведь двух уроков в неделю очень мало для нормальной физической нагрузки. Проблема знакомая, она обсуждается в масштабах страны. Учитель физкультуры 59-й, педагог с большим стажем Валерий Карпухов, одновременно и тренер по плаванию, был и остается борцом за расширение спортивной составляющей школы. Он часто общается со своими коллегами. И замечает, что многие из них чувствуют себя второсортными в своей работе, ибо физкультура не везде в почете. Планы введения третьего урока физкультуры в 59-й школе приветствуются. Эту проблему здесь решили. И без самовольной корректировки учебного стандарта. Дополнительно физкультурой ребята занимаются в рамках так называемого факультатива. Проще говоря, в секциях, которых в школе столько, сколько нужно, чтобы охватить всех учащихся. Впрочем, и для "чужих" места в спортзалах хватает. Примечательно, что в этих же секциях занимаются и взрослые, в том числе родители учеников. И платят за это. Образно говоря, покупают здоровье. Тут для учащихся-"бесплатников" и задачка, и пример. Да и внеплановый урок освоения значимости здорового образа жизни. Ведь если он не будет поддерживаться родителями, то все старания школы могут пойти насмарку. Это подтверждается и практикой 42-й школы, что в поселке Новые Лапсары. Она тоже работает по здоровьесберегающей программе. Здесь еще в 1997 году ввели третий урок физкультуры. Выяснилось, что этого все же мало. Выработался режим: без физкультуры - ни дня. На уроках - физкультминутки, а большой перерыв - это так называемый динамический час. Сегодня в 42-й лишь у 10 проц. учеников отклонения в здоровье. Есть любопытные данные статистики: Новые Лапсары входят в тройку сельских населенных пунктов республики, в которых рождаемость не снижается. Может, тут и влияние школы сказывается. 59-я и 42-я школы - это пока экспериментаторы, своего рода загляд в будущее российского образования. Москва, похоже, крепко настроилась на то, чтобы оно побыстрее пришло во все школы. Притом Минобразования России особо указывает и на чебоксарский опыт здоровье сберегающей учебы. Тиражирование этих наработок при нынешней малокомплектности школ вполне реально и не потребует больших затрат. Не случайно участники недавнего Всероссийского совещания журналистов, прошедшего в Чебоксарах, побывали именно в этих школах.


07 мая 2003
00:00
Поделиться
;