Министерство образования Чувашской Республики

Повестка ...в вуз

Повестка …в вуз В самом начале заседания круглого стола, проведенного в рамках Российского образовательного форума "Школа-2003", первый заместитель министра образования Виктор Болотов пошутил, что многие до сих пор толком не знают, что такое ЕГЭ. "За тремя буквами этой аббревиатуры кроется для них монстр, страшный и ужасный. Это из серии: читать не читал, но все равно не нравится". Дав аудитории отсмеяться вволю, Виктор Болотов начал заседание, посвященное эксперименту по введению ЕГЭ, с вопроса: прошел год, как идет эксперимент, какие итоги можно подвести уже сейчас? Ответить на поставленный вопрос вызвался руководитель Департамента образования Самарской области Ефим Коган. Он рассказал, что эксперимент по ЕГЭ помог органам управления образованием области получить полную картину происходящего. Раньше, чтобы провести подобный мониторинг, приходилось раз в пять лет создавать специальную комиссию, долго собирать сведения. С введением ЕГЭ департамент образования области получил возможность ежегодно фиксировать изменения, и уже на основании этих данных планировать свою работу на следующий год. "Единая страна должна держаться на единых принципах", - отметил докладчик, - и ЕГЭ при этом играет роль независимой экспертизы, которая оценивает знания каждого выпускника". В конце своего выступления Ефим Коган сообщил, что по результатам ЕГЭ несколько тысяч выпускников Самарской области получили повестки… в вузы. Это был для них настоящий шок, но -- необыкновенно приятный. В дополнение к сказанному Виктор Болотов добавил, что не надо бояться ЕГЭ. Пока что две "четверки" в разных классах даже одной и той же школы могут иметь совершенно разный вес, и эту ситуацию необходимо исправлять. Еще один мотив введения ЕГЭ связан с перевесом на вступительных экзаменах выпускников, подготовленных на специальных курсах, с ЕГЭ у всех будут равные шансы. Кроме того, сдав один раз единый экзамен, можно уже не беспокоиться и не готовиться к вступительным экзаменам в вуз, тем более, что даже негосударственные вузы с удовольствием засчитывают результаты ЕГЭ. "Зачем тратить свои деньги на создание приемной комиссии и экзамены, - заметил Виктор Болотов, - если есть кто-то извне, который уже проверил уровень знаний". В этот момент из зала поступил вопрос: в настоящий момент уже существует централизованное тестирование (ЦТ), зачем тогда нужен ЕГЭ? "Это совершенно разные вещи, -- пояснил Виктор Болотов, -- ЦТ проводится трижды добровольно. Во-первых, в отношении детей: хочу - сдаю, хочу - не сдаю. Во-вторых, в отношении школ: хочу - засчитываю, хочу - не засчитываю. В-третьих, в отношении вузов: хочу - засчитываю, хочу - нет. ЕГЭ же будет обязательным". Кроме того, отметил первый замминистра, ЦТ - платное удовольствие, а ЕГЭ - нет. И еще один важный момент отметил Виктор Болотов: в ЕГЭ, в отличие от ЦТ, присутствует третья часть "С" - открытое задание. "Эта часть посвящена проверке логического мышления и собственного понимания проблемы учеником". Следующий вопрос заставил первого замминистра нахмуриться. Как будет решена ситуация со взяточничеством в вузах? "Взятки будут пресекаться! - отрезал Виктор Болотов, - Прокуратура работает". И сразу же после этого первый замминистра рассказал о другой проблеме: "Некоторые преподаватели мне так говорят: не посмотрев в глаза абитуриенту, я не могу его принять. Мне не нужны результаты ЕГЭ, мне необходимо посмотреть ему в глаза. Хорошо, отвечаю, я могу понять, когда при поступлении на творческие специальности артист должен, предположим, потанцевать. Но зачем смотреть в глаза математику, и что, кроме цвета глаз, там можно увидеть?!". Другое дело, если ребенок одарен, это может положительным образом повлиять на его зачисление. "Для таких случаев, - сказал Виктор Болотов, - и была принята поправка в закон, в соответствии с которой победители олимпиад, в том числе региональных, имеют право поступления в вуз без экзаменов". Развивая тему, Виктор Болотов рассказал о процедуре зачисления во Франции. Сначала работает независимая комиссия, которая проверяет знания. Затем абитуриент должен предоставить портфолио - дополнительную информацию о ребенке (не так давно в нашей стране аналогом служила характеристика). После этого проводится собеседование с целью выяснения, почему ребенок выбрал данный вуз для поступления. Однако решающую роль при поступлении играет именно независимая оценка. "Что касается нашей страны, то, уверяю вас, результаты ЕГЭ по математике и русскому языку перепроверяться не будут", -- отметил заместитель министра. В этот момент из зала поступил вопрос: может ли вуз засчитывать результаты ЦТ? "Если вуз по какому-то предмету ввел ЕГЭ, - ответил Виктор Болотов, - то он не имеет право принимать результаты ЦТ, так же, как и школа, если предмет входит в перечень ЕГЭ". А как отразится введение ЕГЭ на положении сельских школ? "В целом, - заметил Виктор Болотов, - сельские школы, конечно, отстают. Однако известно немало случаев, когда отдельные ученики показывали значительно лучшие результаты, нежели выпускники из привилегированных городских лицеев и гимназий. И еще один важный момент: процент поступающих в высшие учебные заведения из сельской местности увеличился". Виктор Болотов отметил, что руководители вузов начинают понимать, что у них появилась возможность выбора самых достойных среди абитуриентов, к тому же ЕГЭ позволяет более точно оценить знания выпускника, чем традиционная система. Зато неожиданно начали проявлять беспокойство школьные учителя. Если твои дети сдали ЕГЭ хуже других, то не будет ли ставиться вопрос о дисквалификации преподавателя? "Это не так", - отметил первый замминистра. В завершении заседания Виктор Болотов резюмировал, что необходимо заранее готовить базу для проведения эксперимента, как это сделали в Самарской области и в Челябинске, где готовят детей к ЕГЭ уже с пятого класса. При таком подходе трудностей будет значительно меньше. Таким образом был дан ответ на главный вопрос круглого стола, который проводился на тему "ЕГЭ: что необходимо изменить, чтобы избежать худшего?"


26 апреля 2003
00:00
Поделиться