Министерство образования Чувашской Республики

В школах ожидается большая перемена

Реструктуризация. Школ. В недрах управления образования г. Чебоксары зреет план реструктуризации городских школ. Ожидаются большие перемены. О том, что представляет собой этот грандиозный проект, рассказывает начальник управления образования Сергей Кудряшов. - Сергей Владимирович, зачем нужна реструктуризация? - В 90-е годы в Чувашии сложилась тяжелая демографическая ситуация. В результате одни школы и детсады переполнены, а другие лишь частично укомплектованы. Сейчас в Чебоксарах 126 дошкольных образовательных учреждений (в том числе 119 муниципальных), 66 общеобразовательных, 7 коррекционных школ, 2 негосударственных образовательных учреждения, 10 учреждений дополнительного образования, 6 вечерних (сменных) школ, 9 учреждений начального профессионального образования, 16 учреждений среднего профессионального образования, 20 вузов и филиалов. За последние три года сеть учебных заведений не менялась. Сегодня их материально-техническая оснащенность не позволяет дать качественное образование. Нужны большие денежные вложения. К примеру, только чтобы оборудовать один кабинет физики или химии требуется более 200 тыс. рублей. Помножьте эту сумму на 66 муниципальных школ! Из-за недофинансирования школа не может в полном объеме давать нужные сегодня знания. Так считают и педагоги, и родители. Из 1205 опрошенных только 335 довольны нынешним обучением, 299 - не полностью, а 571 - оно не устраивает. - Как же повысить качество образования? - Для начала необходимы новые образовательные программы. В 2004-2006 годах все школы должны перейти на профильное обучение. А для этого потребуется еще больше оснащенных классов. Обучать детей будут по трем направлениям: базовому (общеобразовательный курс), профильному (углубленный) и элективному (курсы по выбору самих учащихся). - На примере конкретного школьника как это будет выглядеть? - Сначала он получит базовое образование. Это набор предметов, обязательных для всех - с 1-го по 9-й классы. А потом, исходя из своих способностей, ученик определится, получать ли ему среднее специальное образование или поступать в вуз. Базовое обучение - для тех, кто продолжит учебу в профучилищах, ведь не все подростки пойдут в университеты и институты. А профильное (9-11 классы) позволит подготовиться к сдаче ЕГЭ. И при этом ребят разгрузят по непрофильным предметам. Элективные курсы - это предметы, выбранные самим учеником. Они дополняют содержание профильного направления или же расширяют минимальный общеобразовательный курс. Ребята, проявляющие интерес к предметам за рамками выбранного направления, смогут получить дополнительные знания по другим отраслям. Например, ребенок из класса гуманитарного профиля увлечется компьютерными коммуникациями или экологией, а подросток из технологического класса захочет расширить свой кругозор в области литературы и искусства. - Можно ли будет ученику получить полный набор знаний в стенах одной школы? - Здесь вариантов очень много. Можно и в стенах одной школы, если там будет многоступенчатая система образования. Или же в новых типах образовательных учреждений - центрах образования. - А это что такое? - Здесь, по сути, соединяются детские сады, школы, средние специальные учебные заведения или даже вузы. В Москве, в Ярославской области уже существуют подобные центры. - По проекту реструктуризации дети будут переходить из одной школы в другую, из одного здания - в другое. Как же ученики будут туда добираться? - Проект обеспечит ребенку возможность обучаться в близлежащих к его дому образовательных учреждениях. Но если все же встанет вопрос о перевозке учеников, то при помощи транспортных организаций будем искать решение. - Структурная перестройка поможет избавиться от второй смены? - Да, это вполне реально. Главное - равномерно распределить количество учащихся. - Как же отразится реструктуризация на педагогах? - По нашим прогнозам, в 2007 году количество учащихся старшего звена сократится примерно на 14 тысяч (26 процентов). А значит, потребуется меньше педагогов. Это вопрос для нас самый сложный. Ведь придется решать судьбу конкретного учителя. Однако в начальной школе, наоборот, ожидается рост числа учеников. Возможно, кто-то из педагогов старших классов захочет преподавать в начальной школе. Большинство учителей, скорее всего, вместе со своими классами перейдет в другую школу. Каждым конкретным случаем, каждым учебным заведением будем заниматься отдельно. Тут подход только индивидуальный. Мы хотим максимально "безболезненно" и для ребят, и для взрослых провести реструктуризацию школ. - И последний вопрос: когда ждать изменений? - Прямо с начала нового учебного года будем делать первые шаги по программе реструктуризации городской системы образования. Для координации и решения возникающих по ходу вопросов создана специальная рабочая группа.


24 апреля 2003
00:00
Поделиться