Министерство образования Чувашской Республики

Министр образования России В. ФИЛИППОВ: "Ключевые слова - доступность, качество, эффективность"

В последние годы в российском обществе резко усилилось внимание к проблемам образования детей и молодежи. Родителей, учащихся и педагогов интересует не только срок обучения, но и предлагаемые новации по повышению качества образования (чтобы не надо было думать о репетиторах и платных курсах), по изменению управления школой, по созданию нужного уклада жизни детей в школах (ибо практически все школы стали собирать средства с родителей) и т.п. Уже появилось множество интерпретаций и домыслов о том, что предполагается изменить в жизни школы. Поэтому считаю необходимым изложить, что же на самом деле, каким образом и когда планируется изменить в нашем образовании. В Концепции модернизации российского образования, утвержденной 29 декабря 2001 года правительством РФ, определены три основные цели: 1. Расширение доступности образования. Необходимо реализовать комплекс мер, чтобы сделать доступным качественное школьное образование для всех учащихся с учетом их способностей, а не с учетом финансовых возможностей их родителей. Это планируется обеспечить в том числе путем введения в старших классах школы профильного обучения - бесплатного, за счет бюджета. Еще одно направление - введение взамен выпускных экзаменов в школе и вступительных экзаменов в вузы системы единых государственных экзаменов, которые позволят выпускникам школы по более объективным критериям поступать в высшие учебные заведения. Процедура единого государственного экзамена (ЕГЭ) обеспечивает организационно равные возможности поступления в вузы детей из семей с разными доходами, из разных регионов страны. ЕГЭ устраняет разрыв между школьной программой и требованиями вузов; при этом полностью ликвидируется возможность коррупции и необъективность работы приемных комиссий вузов. 2. Повышение качества образования. Его планируется обеспечить разработкой и введением новых стандартов и нового содержания школьного образования, в том числе и профильного обучения. Предстоит осуществить также комплекс мероприятий по повышению качества высшего образования, которое снизилось в последнее десятилетие в связи с появлением негосударственных (частных) вузов, введением платного образования в государственных вузах и созданием многочисленных филиалов вузов по всей стране, а также из-за недостаточно квалифицированных педагогических кадров и отсутствия необходимой учебно-материальной базы. 3. Повышение эффективности образования. Это многомерная проблема. С одной стороны, образование - это не только обучение, но и, прежде всего, воспитание. Школа должна в большей мере, чем сейчас, готовить своих выпускников к жизни в семье, обществе. Школьные знания должны быть значительно более практико-ориентированными - нужно преодолеть сложившийся на сегодня односторонний, фактологический подход в реализации школьной программы, когда от школьника требуется в основном запоминание фактов, правил, а не освоение возможностей их использования в жизни. С другой стороны, повышение эффективности образования - это также более эффективное планирование структуры приема выпускников 9 и 11 классов школы в учреждения профессионального образования - начального (ПТУ, профлицеи), среднего (техникумы, колледжи), высшего (вузы). Нельзя допустить такого положения, когда 100% выпускников школы смогут поступать на платной или бюджетной основе в высшие учебные заведения, а по окончании вуза половина из них не найдет работы по специальности, ибо обществу по-прежнему будут нужны кадры квалифицированных рабочих, техников. Конечно, российское общество устало за последние 20 лет от многочисленных реформ "для народа". В данном случае наш подход в модернизации российского образования - это не только модернизация образования для российского общества, а модернизация образования вместе с обществом. Только с активным участием родителей, педагогов, работодателей, властей всех уровней можно достичь истинных целей обновления российского образования, обеспечить его новое, более высокое качество.


28 марта 2003
00:00
Поделиться