Министерство образования Чувашской Республики

Для перемен открыта в школе дверь

Пожалуй, никогда Чебоксарам не доводилось встречать столько гостей - журналистов. Десятки корреспондентов и главных редакторов из Махачкалы и Санкт-Петербурга, с Сахалина и Камчатки - всего из почти пятидесяти регионов страны - приехали в столицу Чувашии на открывающийся сегодня Всероссийский семинар-совещание журналистов, пишущих о модернизации образования. В этом мероприятии примут участие также руководители Минобразования России, пресс-секретари "образовательных" ведомств более чем полусотни республик и областей страны. Инициаторами большого сбора прессы стали Министерства образования России, Президент и правительство ЧР и Альянс руководителей региональных СМИ России (АРС-Пресс), который в нашей республике представляет газета "Советская Чувашия". - Не секрет: перемены, произошедшие в последние годы в системе образования республики, дались не так-то легко, - сказала нашему корреспонденту Галина Петровна. - Не все сразу поняли и приняли федеральные новшества, во многом ломавшие привычные стереотипы. Без помощи прессы здесь было не справиться. Пришлось много и активно сотрудничать с журналистами - рассказывать, доказывать, убеждать. А потом уже они, в свою очередь, рассказывали и убеждали. И, я считаю, именно наш конструктивный диалог и открытые отношения с прессой во многом помогли успешно воплотить в жизнь проекты по модернизации образования. Опыт совместной успешной деятельности у нас есть. Теперь на своем примере можем и другим регионам показать: не так страшен эксперимент, как его малюют: - Новшеств за минувшие два-три года республике выпало действительно немало - ЕГЭ, ГИФО, реструктуризация сельских школ, введение профильных классов активная компьютеризация и т. д. И иные граждане стали уже задаваться вопросом - а надо ли их так много и сразу? - Все преобразования эти не чья-то прихоть - насущная необходимость. Ведь жизнь в стране изменилась кардинально, а школы наши, да и вся система образования (в целом все-таки достаточно консервативна). Конечно, можно было ничем этим не заниматься, но при этом безнадежно отстать от времени. Для Чувашии, кстати, возможность дать подрастающему поколению современное, качественное образование особо актуальна. Президент нашей республики Н. Федоров последовательно реализует тезис поскольку нет у нас богатых сырьевых запасов, ставку надо делать на реaсурсы интеллектуальные. Именно этим и была вызвана к жизни президентская программа "Новая школа", появившаяся в 1996 году. Кстати, многие ее направления совпали с принятой пять лет спустя Концепцией модернизации российского образования. Поэтому к заявленным в ней преобразованиям мы были, по сути, уже готовы. Чувашия в числе первых включилась в федеральные эксперименты в рамках модернизации. Наиболее масштабные из них - введение в 2001 году единого государственного экзамена, а в 2002-м - государственных именных финансовых обязательств. Да, был тут определенный риск, но риск продуманный и просчитанный по всем статьям - и экономическим, и социальным. Такой же всесторонний анализ обязательно предшествовал и другим нашим новшествам - переводу школ на нормативное (подушевое) финансирование, реформированию начального профессионального образования, преобразованию сети сельских школ. Последняя задача решается у нас несколькими вариантами. Это и создание образовательно-социокультурных центров (школа плюс клуб, плюс библиотека и спортзал), и внедрение комплексов "начальная школа - детский сад". И, наконец, самое главное - открытие базовых школ, современных, хорошо оборудованных, имеющих собственный транспорт для подвоза учеников. В прошлом году по президентской программе "Школьный автобус" мы приобрели для сельских школ 71 специализированный автомобиль, в нынешнем к ним добавится еще столько же. Особо надо отметить - задачи по модернизации образования в республике решаются не сами по себе, комплексно, вкупе с остальными проблемами. Строится, к примеру, новая школа - одновременно решается вопрос о газификации и ее, и всей деревни. Появились в сельских школах компьютеры - значит, надо наладить в глубинке хорошую связь, чтобы ученики могли работать в Интернете. И школьные автобусы по бездорожью, по ухабам не поедут. Поэтому с нынешнего года в республике работает президентская программа "Дорога к школе". Предусматривает она строительство и ремонт дорог, ведущих к базовым школам, сооружение разворотных площадок, остановочных павильонов. Так что в какой-то степени образование работает и на социальное обустройство жизни людей, и для местной власти выгодно его развивать. - Со стратегией и тактикой реформ, можно считать, в целом определились. Теперь давайте перейдем к практике: что конкретно дают все эти новшества конкретным школьникам - Ване Петрову, к примеру, Тане Ивановой? - Начнем с того, что уже установилось и прижилось - с единого экзамена. И разберем его на конкретном примере, предложенном вами. Предположим, есть ученица Таня, заканчивающая в этом году школу и решившая поступать в вуз. Сейчас сделать это куда проще, чем 2-3 года назад. Таня может сдавать только выпускные единые экзамены в школе, и о сумасшедшей абитуриентской гонке в июле у нее, да и у родителей голова болеть не будет (так же, как и о дополнительных расходах). Допустим, училась Таня хорошо, экзамены выдержала успешно. Свой сертификат с оценками за единый экзамен она может потом представить не только на один факультет в один вуз - сразу нескольким приемным комиссиям (в этом году, кстати, за-считывать результаты ЕГЭ будут больше сотни высших учебных заведений страны). А дальше остается только ждать результатов. Зачислят Таню в два или три вуза - она сама выберет, какой ей больше нравится. Но даже если облюбованный выпускницей вуз не включился пока в систему ЕГЭ - не беда: она может спокойно сдавать там вступительные экзамены, для подстраховки отправив копии документа в другие вузы. А если посмотреть на эффект от новшества в целом: За два года эксперимента с ЕГЭ выросло и общее количество наших выпускников, поступивших в университеты и институты, и число ребят, ставших студентами престижных вузов - МГУ, МГТУ, Высшей школы экономики и т. д. И что нас особо радует, среди первокурсников вузов прибавилось и сельских школьников. Между прочим, споры о том, надо или не надо внедрять ЕГЭ, в республике давно уже не идут. Потому как выгоды очевидны. Если еще раз, коротко, это - один экзамен вместо двух, несколько вузов вместо одного и - максимальная объективность при зачислении в студенты. - Возможность выбирать, в каком вузе учиться, - это, конечно, замечательно. Но для начала надо еще хорошо сдать единый экзамен. А тут у городского и сельского школяра, согласитесь, возможности не совсем равные: - Разница в знаниях между учениками из города и глубинки сейчас, увы, действительно велика. И ради решения этой большой и больной проблемы и задумана реструктуризация сельских школ. Какого, скажите, качества знаний можно требовать от деревенской "малокомплектки"? На всю школу - в лучшем случае один старенький компьютер, в классах - по 5-10 учеников, а учитель ведет параллельно 3-4 предмета. А как это должно быть, и как уж есть на деле: Опять же конкретный пример. Живущий в небольшой деревеньке ученик Ваня садится утром в теплый удобный школьный автобус в сопровождении педагога и через 10-15 минут приезжает в базовую школу. Для него это не просто соседняя, - принципиально иная школа. Здесь большой коллектив сверстников (для Вани это и новый круг общения, и другие условия учебы - в духе состязательности), и компьютерный класс с Интернетом, и хорошие учителя - в базовые школы кадры подбираются особо тщательно. Формирование сети базовых школ начато в республике несколько лет назад. И в следующие год-два ставка будет сделана на развитие этих "баз", на укрепление их спортивным и техническим оборудованием, снабжение учебной литературой. А работающие в этих школах педагоги будут чаще проходить профессиональную переподготовку. Кстати, уже через год-два во всех базовых школах появятся профильные классы. И Ваня, став старшеклассником, сможет выбрать, к каким наукам он больше склонен - к гуманитарным или математическим. А выбрав - получить более глубокие знания, успешно сдать единый экзамен и уже на равных с городскими ребятами бороться за место на студенческой скамье. - Мы все говорили о цепочке "школа - вуз". Но не всем же выпускникам суждено стать студентами. Кто-то в техникумы пойдет, в училища: - Да, сложилась такая практика: коль заходит речь об успехах школы, обычно смотрят, сколько ее выпускников поступило в вузы. Но вернее все же оценивать школу по тому, насколько она подготовила своего ученика к выбору и получению будущей профессии. В том числе - и рабочих специальностей. А на них в свзяи с развитием производства в последнее время заметно вырос спрос, видно это и по заводским зарплатам. Но в цене далеко не всякий рабочий - высококвалифицированный профессионал. Значит, снова встает вопрос о качестве обучения -уже профессионального. Полтора года назад у нас была разработана концепция модернизации начального профессионального образования, планирующая изменение содержания учебы и переоснащение технической базы училищ. Но это стоит больших денег, каких ни у Чувашии, ни у России сегодня нет. Поэтому мы и включились в федеральный проект, осуществляемый на средства займа Международного банка реконструкции и развития. По этому проекту предусмотрено создание в республике нескольких крупных ресурсных центров для училищ, оборудованных самой современной техникой. Уже подготовлены помещения, оформлены документы - дело только за финансовой поддержкой. Но процесс "перестройки" профессионального образования не ограничен одними заграничными кредитами. Много и других направлений деятельности. К примеру, в рамках соглашения между Чувашией и Республикой Беларусь намечено открытие у нас ресурсного центра профобразования. В нем будущих механизаторов научат работать на принципиально новой, современной технике, выпускаемой в Беларуси. Словом, мы ищем разные варианты. - Ну а теперь о главном. Можно построить современные школы, снабдить учебные заведения суперсовременным оборудованием, но далеко ли пойдут реформы, если делать их будет некому? - Они в этом случае просто не состоятся! Успех модернизации, как и всякого нового дела, кроется прежде всего в личности учителя. Можно придумывать сколько угодно продвинутых проектов, но если они не будут поддержаны педагогами - хороших результатов не ждите. Поэтому так много усилий приложено в республике для того, чтобы не было ни рубля задолженности перед педагогами, чтобы все положенные выплаты от государства учитель получал сполна. Другое дело, что выплаты эти малы, что планируемая реформа оплаты труда бюджетников (в том виде, в каком она сейчас предлагается) вряд ли существенно их прибавит. Впрочем, это тема отдельного разговора. Однако просто сидеть и ждать, пока зарплата изменится к лучшему, тоже нельзя. Поэтому у нас используются и иные финансовые стимулы, поощряющие творческую работу учителя, поднимающие его престиж. Это и ежегодные солидные премии, присуждаемые лучшим учителям-новаторам республики. И президентские стипендии творческой молодежи: среди тех, кто получает их в нынешнем году, - около сотни молодых педагогов. И всевозможные республиканские конкурсы с хорошими призовыми наградами: они дают людям возможность и профессионально раскрыться, и одновременно поработать на себя, на семью. Кстати, педагогических талантов в республике немало - в последние годы трое учителей из Чувашии стали лауреатами Всероссийского конкурса "Учитель года", а директор одной из чебоксарских школ вошел в десятку лучших на конкурсе "Лидеры в образовании". И это еще одно подтверждение того, что педагоги наши - народ творческий, опытный, конкурентоспособный. С такой гвардией любое новое дело по силам


28 марта 2003
00:00
Поделиться
;