Министерство образования Чувашской Республики

Модуль для сварщика и портного

Коль заходит речь о новшествах в образовании, чаще всего вспоминают о школах и вузах с их единым экзаменом, ГИФО, двенадцатилеткой и пр. Ну а что же техникумы и училища, они-то сейчас на каком фланге реформ? Да там же, рядом со всеми, в одном строю. И перестройка идет у них по-рабочему основательно. Освоило наше среднее профессиональное звено единый экзамен - в прошлом году его держали в 20 ссузах. По линии Международного банка реконструкции и развития в республике создаются ресурсные центры профобразования - мощные технические базы, рассчитанные на воспитанников нескольких училищ. А в пяти чебоксар-ских ПУ несколько лет ребят обучают по новой системе - модульной. Метод этот, напомним, внедряется у нас как эксперимент, предложенный по линии Британского Совета. В чем разница между традиционной и экспериментальной системами подготовки рабочих кадров? Попробуем объяснить на примере из строительной отрасли. Если привычный метод обучения - словно монолит, сложенный из выверенного годами педагогического опыта, то модульный - как блоки-кирпичики - более компактен и мобилен. Не так-то легко сдвинуть с места монолитную глыбу, модуль же куда проще перестроить с учетом веяний на рынке труда. Возникнет, к примеру, нужда в той или иной специализации будущих слесарей и портных - в училищах добавят к основному курсу нужный "блок" и начнут готовить дефицитные кадры. Ну а главное - сам процесс обучения в "модулях" выстроен по-другому. Еще до того, как начать внедрять новшество, организаторы провели опрос среди кадровиков предприятий и частных фирм, выясняя, какая рабочая смена им нужна. Оказалось, что потенциальных работодателей интересуют не только практические навыки "новобранца" - это, в конце концов, дело наживное. Куда важнее для них, чтобы новичка на производстве не пришлось водить за ручку, как детсадовца, чтобы был он самостоятельным, коммуникабельным, имел творческий подход к делу. Здесь как раз и будет на руку модульная система. Ведь один из основных ее принципов - научить человека самостоятельно добывать знания. Важно это еще и потому, что школьные передовики учебы кузницам рабочих кадров не достаются. А привить пассивным троечникам вкус к самостоятельной работе - в классе ли, в мастерской, в заводском цеху - задачка не из легких: Новое дело, понятно, быстро не сладится - из двадцати педагогов, что три года назад взялись осваивать модульные технологии, полностью по ним работают пока лишь пятеро. В числе этой пятерки первопроходцев - преподаватель чебоксарского ПУ № 23 Светлана Самойлова, наставница будущих портных. В учебном курсе, ею же самой и разработанном, четыре модуля: от "Основ технологии" - азов швейного дела - до "Сложных изделий" (пошив костюмов из бархата, кожи, замши и т. п.). При этом, по словам Самойловой, ничего нового она не изобретала - просто привела в систему то, что уже знала. "Старый" наш метод обучения ведь тоже хорош и силен в первую очередь своей фундаментальной основой. Потому, кстати, Британский Совет и решил проводить эксперимент именно в России - чтобы подкрепить свои разработки нашей мощной теоретической базой. Один из главных принципов модульного метода - "сделай (узнай) сам" - на занятиях Светланы Леонидовны соблюдается свято. Каждая новая тема начинается с того, что ученице вручается комплект документации, так называемый раздаточный материал, - листы со схемами, рисунками и текстами, что, как конспекты, емко излагают суть урока. Чтобы составить эти "выжимки", Светлане Леонидовне пришлось перелопатить горы учебников, добыв из "тысяч тонн словесной руды" самое важное и практически ценное. Раздали карточки-"конспекты" - и началась работа. Легкий шумок, разговоры вполголоса на уроках этих - дело привычное. Потому как тему частенько изучают девчонки и на пару, и группами по нескольку человек. Такой бригадный подход, кроме всего прочего, - опыт совместной работы, практический урок той самой коммуникабельности. И к доске своих учениц Самойлова тоже не вызывает. Завершено изучение темы юбок или блузок - и девушки получают листы-карточки с контрольными вопросами. Проверить можно всех и сразу и тут же вычислить пробелы в знаниях. Бывает, вроде и работали девчата старательно, а из восьми заданий ответили в лучшем случае на три-четыре. Значит, надо вернуться, повторить тему. Что прошли в теории - сразу закрепили на практике. В паре с Самойловой в училище работает по модульной системе и мастер Фаина Михайловна Шурцева. На ее занятиях после инструктажа юные портнихи получают те же карточки-задания, в которых шаг за шагом описаны все этапы работы: "обвести мелом деталь", "выкроить полоску, обрезать неровности кроя", "заутюжить полоску, застрочить на 5-7 мм" и т. д. В качестве подсказки - карта предупреждения брака, показывающая, на чем может споткнуться начинающая швея. Кстати, в такой наглядности системы еще один плюс - учеба по карточкам идеально подходит для слабослышащих детей. Именно по этой теме Светлана Леонидовна готовит сейчас кандидатскую диссертацию в аспирантуре ЧГПУ. Новые веяния видны на "модульных" уроках даже в отметках. Вместо обычных пятерок и троек ученицы Самойловой слышат иные оценки - "компетентна", "недостаточно компетентна", "не хватает доказательств" (правда, потом в журнале педагогу приходится переводить их в обычную пятибалльную систему - метод-то пока экспериментальный). Но не в новых терминах суть - в воспитании иного отношения к учебе. Более взрослого, осознанного и - практического. "Компетентный" человек ведь учится не за абстрактную пятерку - для конкретных знаний и практических умений, которые потом ему же самому пригодятся. Для нашего отечества такой подход к делу, согласитесь, не очень-то типичен. Как иллюстрацию Светлана Леонидовна обычно рассказывает ученицам эпизод из своей студенческой жизни. Училась она тогда в Москве, в институте легкой промышленности, в одной группе с иностранными студентами. Шел в их группе экзамен, и преподаватель куда-то ненадолго отлучился. Наши студенты, понятно, мигом вытащили из-под столов заветные шпаргалки и конспекты. Иностранцы же так и остались в задумчивости над своими листочками. Наши глянули на них в недоумении: "Чего сидите? Списывайте тоже". "Зачем? - удивились те в ответ. - Если на самом деле мы этого вопроса не знаем?" Словом, не сошлись в интересах однокурсники: для одних важнее была отметка, для других - реальные знания. Как знать, может, те ребята-иностранцы свой курс профессиональных наук тоже начинали с модульной системы? Впрочем, и педагоги, уже знакомые с модульными технологиями, в приоритетах тоже не всегда сходятся. На одном из учебных семинаров, проводимых в регионе год назад специалистами Британского Совета, кое-кто из преподавателей-соотечественников затянул привычную российскую песнь: все, мол, хорошо, метод замечательный, но вы нам еще помогите, дайте денег, привезите компьютеры. Реакция "британцев" была в общем-то предсказуемой. Мы, сказали они, даем вам самое главное - знания. С их помощью возьмете все остальное. Но, заметим, тем, кто действительно работает, заграничные наставники готовы помогать и большим. Самойловой, подготовившей по своему предмету целый учебный комплект (четыре пособия с набором раздаточных карточек, рабочая тетрадь, инструкция для преподавателя и т. д.), "британцы" в прошлом году презентовали новенький "Пентиум". Очень кстати пришелся этот подарок - есть теперь на чем печатать учебные материалы. Своими наработками Светлана Леонидовна щедро делится с коллегами. И не только из Чувашии. "самойловские комплекты" уже разошлись по профучилищам Нижнего, Самары и даже Иркутска. Параллельно с модульными группами в 23-м ПУ учат будущих портных и по традиционным технологиям. Разница в знаниях между ученицами двух систем так уж резко в глаза не бросается. Хотя подвижки есть - по результатам контрольных испытаний средний балл в экспериментальных подразделениях оказался несколько выше, а на конкурсе профмастерства в ПУ ученица из модульной группы набрала по теории максимальное количество баллов. Но вот подход к делу у воспитанниц Самойловой уже совсем иной. В "обычных группах", как начнется урок, девчонки еще минут пять раскачиваются, тетрадки на столе раскладывают. В модульных же ученицы сразу говорят: "Давайте работать". Тем не менее главные оценки и выводы еще впереди. В этом году в училище состоится первый выпуск портних, обучавшихся по модульным технологиям. На госэкзамен ко всем выпускницам придут представители швейных фабрик и ателье, будут подбирать себе рабочую смену. И решающую оценку новому делу по большому счету выставят именно они. КСТАТИ По сути своей модульные технологии для нас - хорошо забытое старое. Именно по ним учили ребят в годы первых советских пятилеток в ФЗУ и ремесленных училищах СССР. Система, похороненная в нашей стране после 1937-го года, впоследствии успешно прижилась за рубежом. Начиная с 60-х годов по модульному методу готовят рабочие кадры в Великобритании, Франции и других странах. В России модульную систему практикуют сейчас более сотни профессиональных училищ. В Чувашии официальную ее апробацию начали почти три года назад со специальностей "сварщик" и "портной". За это время наши педагоги разработали восемь собственных учебных пособий по модульному обучению. А скоро полку новаторов прибудет - с прошлого года работать "по модулям" учатся наставники будущих автомехаников, электромонтеров и мастеров сельскохозяйственного производства.


21 марта 2003
00:00
Поделиться
;