Близится время охоты на абитуриентов
"Студентом может стать каждый желающий. Даже двоечник" - так называлось обозрение, опубликованное в "Советской Чувашии" в начале учебного года. В заголовок вынесен вывод, который был сделан на основе сравнения числа выпускников школ республики и количества мест для первокурсников в местных вузах и средних специальных учебных заведениях (ссузах) всех рангов и типов. Получалось, что теоретически конкурса у нас нет, потенциальных абитуриентов почти столько же, сколько нужно для полноценного набора. Но при этом было сделано предположение, что вузы и ссузы не остановятся на достигнутом, а продолжат увеличивать прием абитуриентов. И это подтвердилось.
Тот вывод основывался на данных госстатистики по итогам вступительных экзаменов 2001 года. Выходил такой расклад. Выпускников - более 23 тысяч. Из них порядка 16 тысяч - с аттестатами о среднем полном образовании, то есть те, кто нацелился попасть в вузы. В них около 16 тыс. вакансий для первокурсников. Еще где-то 9 тыс. мест в ссузах. Подсчитать соотношение несложно.
И вот госстатистика подвела итоги вступительных экзаменов 2002 года. 15 вузов, имеющих государственную лицензию, зачислили студентов на 17,6 проц. больше, чем в предыдущем году. На 11 проц. увеличили прием 5 негосударственных вузов. Скромнее показатели у ссузов: вместо прежних 9 тыс. человек они приняли только на 100 больше.
Что ж, спрос на дипломы есть. О том в некоторой степени говорит и рост конкурса. В 2001 году в среднем по вузам на 100 мест претендовало 185 человек. В прошлом году - уже 245. В ссузах увеличение с 186 до 209. А "говорит в некоторой степени" потому, что заявления абитуриентами подаются сразу в несколько учебных заведений - нынче, например, таких документов было в 1,6 раза больше, чем годом раньше. Хотя это тоже показатель стремления человека попасть в студенты.
Вузам и ссузам, конечно, выгодно иметь такой рост цифр, пусть и искусственный, накрученный условиями приема. Как-никак он позволяет диктовать свои правила игры в сделках с абитуриентами, вернее, их родителями. На это указывает и статистика. В прошлом учебном году в государственных вузах обучались с полным возмещением затрат 49,6 проц. студентов, в нынешнем - 55,4 проц. Но любопытнее посмотреть на абсолютные цифры. Так вот, 49,6 проц. - это 21,5 тыс. человек, а 55,4 проц. - 30,7 тыс. То есть за летние каникулы число "платников" увеличилось на 9,2 тысячи. Заметим, вузы данного типа нынче приняли около 14 тыс. первокурсников. Комментарии, как говорится, излишни. Главное - есть рост и в количественном, и в денежном выражении. В остальных вузах, как известно, обучают только платно. Правда, ссузам не удалось увеличить прежнюю 45-процентную долю "платников".
И все же в поисках абитуриентских ресурсов вузам приходится копать глубже. Это высвечивает опять-таки статистика. В прошлом учебном году на дневных отделениях числилось 57,8 проц. студентов. Нынче эта цифра упала до 48,6 проц. Отметим, что снижение произошло при увеличении общего количества принятых на 17,6 проц. Думается, это вполне понятно. Кто рвется в очники? В основном "свежие" выпускники. Но их число ограничено, прибавки нет. К тому же не каждая семья в силах обеспечить платное обучение своего отпрыска, ведь при очной учебе у того нет возможности зарабатывать самому. Вот и сокращается доля очников.
А ситуация грозит перейти в тенденцию. Это - уже удар по вузовскому бизнесу. И он нашел выход. Сокращение доли очников восполнилось увеличением корпуса заочников. В прошлом учебном году в нем состояло 35,9 проц. студентов. Нынче эта цифра выросла до 45,6. Заочников вместе с вечерниками (их 5,8 проц.) теперь больше, чем очников.
С точки зрения бизнеса расчет верный. Работающие студенты обычно при деньгах, нередко за них платят фирмы. Да и увеличение такого контингента в глаза не бросается. К тому же растет потребность в получении второго высшего образования. Кстати, сократили долю очников и негосударственные вузы - с 80,9 проц. до 71,3.
Чувствуется, труднее в такой переориентировке ссузам. За год они уменьшили число очников лишь на 1,3 проц. Оно и понятно: поступают-то в основном "свежие" выпускники, а их ресурс ограничен, исчерпан. Это же, думается, не позволяет ссузам увеличивать долю "платников" - она так и осталась на уровне прежних 45 проц. Хотя конкурс вырос - с 186 заявлений на 100 мест до 209.
Но масштабный маневр с заочниками да вечерниками, пожалуй, могут позволить себе в основном крупные вузы. Зачем, скажем, работающему человеку бросать деньги на учебу в каком-то филиале, когда его с распростертыми объятиями ждут в заочном отделении солидного вуза. Поэтому филиалам надо будет искать другие пласты абитуриентских ресурсов. Идеи появляются. Например, один из "университетов" объявил о дистанционном обучении заключенных. Студенты в зонах штудируют учебники, пишут контрольные и курсовые, а на экзамены к ним преподаватели приезжают как на свидание. В колониях у нас сидят 11 тысяч, там от безработицы страшно скучно. Так что за умеренную плату да при доброте начальства кое-какую аудиторию собрать можно. Филиалам не так уж много и надо.
Главный ресурс - все же выпускники. Ведь граждан постарше, нуждающихся в дипломах, при таком старании в вузах становится все меньше. Отсюда и другой маневр - перехват будущих абитуриентов еще на школьной скамье. Пример подали ведущие вузы, взявшись за развертывание сети своих лицеев и спецклассов в глубинке, развитие договорных отношений с городскими школами. Зашевелились и мелкие. Тоже договариваются, но уже обещая "своим" выпускникам зачисление сразу на второй курс. А предложения о приеме без экзаменов - дело почти обычное.
Только ненадолго хватит этих маневров на все 20 вузов и 36 ссузов. Нынешний 23-тысячный корпус выпускников еще в силах заполнить их аудитории. Через шесть лет школы окончат родившиеся в 1992 году. Тогда в республике на свет появилось 16,7 тыс. малышей. Это почти столько же, сколько сегодня мест для первокурсников в одних только вузах. В прошлом году в республике родилось 13 тыс. человек.
Какие ходы будут делать при таком раскладе ректоры - покажет время. Ну а абитуриентам, надо полагать, должно стать легче.