Не только демография
Практически каждый год обсуждает народ очередное преобразование в образовательной отрасли. Отшумели уже страсти по единому экзамену, никого не удивляет аббревиатура ГИФО: Еще одно новое направление - реструктуризация школ - значилось в повестке дня заседания республиканского координационного Совета по модернизации и развитию образования (совет этот, напомним, был создан в ноябре 2002 года и объединил в своих рядах представителей педагогики, власти, промышленных предприятий, общественных структур). Самое время было собраться: во-первых, Президентом республики Н. Федоровым подписан указ о дополнительных мерах по обеспечению реструктуризации школьной сети, во-вторых, хоть само дело уже знакомое, но нынче реструктуризация должна затронуть не только сельские, но и городские школы...
То, что перемены в системе сельских школ жизненно необходимы, вряд ли бы кто рискнул оспорить. Вот типичное "лицо" сельской малокомплектки последних лет: в классе - по 8-10 учеников, педагог, что ведет одновременно несколько предметов. Неудивительно, что при огромных затратах на обучение сельских школяров, те заметно отставали в знаниях от городских сверстников.
Тем не менее начатая в прошлом году реструктуризация сельских школ не была безболезненной. С немалой долей сомнений восприняли ее поначалу жители глубинки, не сразу наладилось и само дело. Бывало, и автобусы выходили из строя, и плохие дороги "тормозили" работу школьного транспорта.
Нынче процесс продолжен уже с учетом прошлогоднего опыта. В этом году по президентскому указу для села будут закуплены 70 школьных автобусов, и 10-12 из них пойдут в резерв - на случай поломки техники. Взят в расчет и другой "фактор риска" - дороги. По разрабатываемой сейчас программе "Дорога к школе" в ближайшие 2-3 года будут построены и отремонтированы трассы к 130 деревням.
Всего в 2003 году намечено реорганизовать 50 сельских школ. Учеников их примут новые базовые школы, современные, оборудованные компьютерами и прочей техникой, с профильными классами для старших учеников.
Впрочем, только на создании базовых школ "реформа" сельского образования не зацикливается. Есть и другие варианты. Застрельщиками в плане школьной перестройки стали в республике моргаушцы. Именно они начали внедрять объединенные проекты "школа + клуб", "школа + детский сад". Сейчас в районе работают уже четыре школы, совмещенные с очагами культуры, и шесть комплексов "школа - детский сад". Между прочим, приезжавший недавно в Чувашию вице-премьер - министр сельского хозяйства России А. Гордеев предложил даже провести в Моргаушском районе слет руководителей сельских школ страны, чтобы те переняли опыт.
Ну а что дали нашим школам уже свершившиеся прошлогодние перемены? Председатель координационного Совета, глава правительства республики Н. Партасова на заседании настойчиво выспрашивала представителей районов об экономическом эффекте от реструктуризации школ. Те же больше говорили о моментах практических, житей-ских: что, наконец-то, оценили новшество родители учеников, что благодаря образовательным центрам появилась возможность обучать ребят новым профессиям и что в освободившейся школе открыли детский сад, в который пошли 37 сельских малышей: Для простых людей это по большому счету - самое важное.
С селом - понятно. А что ждет в этом году городские школы? В плане реструктуризации "горожанам" предлагаются две модели. Первая: создание самостоятельных школ-ступеней (отдельно - начальная школа, основная и старшая профильная). Вторая: открытие образовательных центров, где ребята смогут получить и профессиональное, и дополнительное образование.
Один из мотивов грядущих перемен - улучшение качества образования. Что греха таить - и в иных городских школах уровень знаний учеников оставляет желать лучшего. Другая веская причина - кризис с демо-графией. Начальник управления образования Чебоксар С. Кудряшов привел на совете такую статистику: сейчас в среднем звене столичных школ (5-9 классы) учатся 34 тысячи ребят, через четыре года их останется только 18 тысяч. Отряд же старшеклассников через 7-8 лет сократится почти на треть - с одиннадцати тысяч до четырех.
Но все-таки, насколько необходимы эти перемены? Для сельских школ, конечно, в плюс и собственные художественные студии, и курсы профподготовки. Но так ли нужны они в городе, в тех же Чебоксарах, где и без того немало возможностей для развития ребятишек? Есть и кружки при дворцах культуры, и центры детского творчества, и курсы при вузах - кто захочет, вариант для себя всегда найдет. Да и упомянутое "опустение школ" - дело будущего, пусть и не столь отдаленного. Пока же в Чебоксарах иные школы загружены под завязку: и занимаются ребята в них в две смены, и учеников в классах - сверх нормы.
Все же без реструктуризации не обойтись, считает министр образования ЧР Г. Чернова, ведь преобразования нацелены на перспективу, на новый уровень требований к городским школам. И укомплектованных школ, по словам министра, реструктуризация не коснется - речь только о тех, где учеников не хватает. А если и придется делить школы по ступеням, то исключительно в рамках одного микрорайона - чтобы малышам далеко на уроки не ходить. Есть, между прочим, у такого разделения и научная мотивация: психологи утверждают, что учебный процесс пойдет куда эффективней, если младшие классы будут заниматься отдельно от старших.
Отметим: все реформы городских школ пока только на уровне проектов. Тем не менее "брожение умов" уже началось. Вчера с письмом-протестом обратились в редакцию родители ребят из поселка Новые Лапсары. В поселке этом по соседству расположены две школы - № 42 и 58. И в обеих - некомплект: в 58-й учатся 402 школяра, в 42-й - около шестисот (а рассчитаны эти учебные заведения соответственно на 620 и 1176 детей). По проекту реструктуризации, недавно доведенному до местных школ, всех учеников с 1 по 4 класс намечено перевести в 58-ю школу, а более старшую школьную публику собрать под крышей 42-й. По мнению родителей, такая перетасовка породит и конфликт-ные ситуации среди учеников, и снижение успеваемости. К тому же в "старшей" школе ребятам наверняка придется заниматься в две смены, в то время как "младшая" останется полупустой. Есть, правда, вариант - на "свободных площадях" разместить школу искусств. Но зачем, спрашивают родители, есть же в Лапсарах Дворец культуры, который особо, между прочим, не загружен. Идет волнение и в педагогических кругах - планируемая реструктуризация может повлечь за собой укрупнение классов, а следовательно - и сокращение штатов:
Проблем с новым делом будет, судя по всему, немало. Как заметил один из членов Совета, в городе так же, как в прошлом году в деревнях, предстоит еще немало поработать и с родителями, и с педагогами. Но если в глубинке счет "убеждаемых" шел на десятки, то в городах будет - на сотни.
Впрочем, с реструктуризацией столичных школ сгоряча рубить не собираются. Как заверил начальник городского управления образования С. Кудряшов, никаких конкретных решений и насчет двух лапсарских школ, и всех остальных тоже не принято. Предстоит просчитать все варианты, провести мониторинг, и, конечно, обязательно будет учтено и мнение родителей.
Что ж, пусть так оно и будет. Ведь не ради перемен как таковых затеваются нынешние школьные преобразования. И принимать любое решение предстоит с учетом всех мнений и обстоятельств. И не только экономических.