17:15 Реструктуризация сети школ - один из путей достижения современного качества образования
27 февраля в Малом зале заседаний Дома Правительства состоялось заседание республиканского координационного совета по модернизации и развитию образования в Чувашской Республике. Совет возглавляет Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики Н.Ю.Партасова.
Был рассмотрен вопрос: «Состояние и задачи по реструктуризации сети школ как один из путей достижения современного качества образования».
Перед собравшимися выступила министр образования Г.П.Чернова. Она отметила, что создание равных условий для получения современного качественного образования для всех детей, независимо от доходов семьи и места их проживания, является одной из главных задач модернизации образования в Чувашской Республике. Одним из путей ее решения стала проводимая в республике реструктуризация существующей сети образовательных учреждений как в сельской, так и в городской местности.
Основной целью реструктуризации сети учреждений образования является создание такой модели современной школы, которая обеспечивала бы новое качество образования, равенство доступа к образовательным услугам, эффективное использование всех ресурсов и оптимизация системы управления.
В настоящее время из 662 школ 511 находятся в сельской местности (77,2 процента). В них обучается 42,4 процента детей. В сельской местности на одного учителя приходится 8,7 ученика, в городской - 14,1. Среди сельских школ 29,4 процента являются малокомплектными, где, как правило, отсутствуют эффективные методики обучения, учителя преподают несколько предметов. В результате ребята не получают качественных знаний, затруднена их социализация. Существующая сеть образовательных учреждений в городской местности также не дает возможности эффективно использовать педагогические, финансовые и материальные ресурсы.
Реструктуризация сети школ идет по нескольким направлениям. На селе создаются базовые школы с хорошей современной материальной базой, с возможностью углубленного изучения предметов, введения профильного обучения в старших классах. В такие школы организован подвоз учащихся из близлежащих деревень на школьных автобусах. В 2002 году в республике было реорганизовано 50 сельских школ. В рамках реализации президентской программы из республиканского бюджета было выделено 30 млн. рублей на приобретение 71 автобуса.
Другой путь - это создание социокультурно-образовательных центров, когда объединяются учреждения культуры, спорта, образования и здравоохранения. Открываются комплексы «школа-сад». У детей появляется возможность получить дополнительное образование, проявить свои творческие и интеллектуальные возможности, не выезжая за пределы родного села. Это позволяет значительно сэкономить финансовые, материально-технические ресурсы.
В городской местности, в основном, будут реализовываться две модели: создание самостоятельных школ-ступеней (начальная школа, основная школа, старшая профильная школа) и центров образования, предполагающих объединение в крупный сетевой элемент учреждений общего, профессионального и дополнительного образования.
Минобразования Чувашии совместно с администрациями районов и городов республики продолжит целенаправленную работу по развитию системы образования Чувашии путем обеспечения многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ, выравнивания возможностей доступа всех школьников к качественным образовательным услугам и эффективного использования кадровых, финансовых, материальных, информационных ресурсов.
Будет разработана республиканская программа реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, и апреле т. г. она будет рассмотрена на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики.
Активное участие в формировании эффективных организационных структур по развитию в Чувашской Республике единого образовательного и социокультурного пространства примут министерства сельского хозяйства, спорта, социальной политики, культуры и по делам национальностей, здравоохранения, Госкоммолодежи.