Министерство образования Чувашской Республики

Уроки православия

В ОБЩЕСТВЕ продолжают широко обсуждать предложение Министерства образования РФ о введении в общеобразовательных школах нового предмета «Основы православной культуры». Идея вызвала неоднозначную реакцию. Сегодня мы предлагаем читателям два мнения по этой проблеме. ЗА Не мешайте детям приходить ко Христу! Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский ВЛАДИМИР — РЕЛИГИОЗНОЕ образование в школе — современно и актуально ли это в сегодняшнем обществе? — Современнее и актуальнее не бывает. Разве не видно, в каком ужасающем состоянии находится наше юношество? Каждый седьмой подросток — наркоман, то есть смертник. Треть уголовных преступлений совершается при участии несовершеннолетних. Наша страна стала «мировым лидером» по детской проституции и порнографии. Вместо воинствующего безбожия в государстве и обществе воцарилась воинствующая пошлость, юные души не получают противоядия от нравственного растления. И все это будет продолжаться, пока воспитание в России подменяется антивоспитанием. Советская школа была бездуховной, но она хотя бы прививала нравственные идеалы: учила любить Родину, честно трудиться, призывала к подвигу. Лежавший в основе такого воспитания «Моральный кодекс строителя коммунизма» был урезанным плагиатом библейских заповедей, из которых исключалась главная, определяющая все остальные, — любовь к Богу. Коммунистическая сказка о безбожном рае на земле давно разоблачена, но что пришло ей на смену? Не только духовная, но и нравственная пустота — печальная особенность нынешней российской школы. Растленные души К СОЖАЛЕНИЮ, уроки алгебры — не панацея от наркомании, а занятия физкультурой — не препятствие на пути в бандиты. Настоящие «уроки жизни» подростки получают в подворотнях и на улицах, где зачастую встречают вербовщиков криминальных групп и наркоторговцев, сутенеров и педофилов. Это антивоспитание усугубляется потоками грязи, льющимися с телеэкранов, оскверняющими неокрепшее юное сознание картинами убийств, насилия, разврата. Создана целая система превращения российской молодежи в скопище моральных уродов, не способных к созидательному труду и супружеской любви, не желающих иметь собственных детей. Эта система антивоспитания ведет народ к вырождению и вымиранию. Растлению юношества в России нынешняя школа не противопоставляет ровным счетом ничего, хуже того — в ряде случаев она сама оказывает на детей тлетворное влияние, как, например, при внедрении в школьную программу так называемого полового воспитания. Психологи знают, как податлива и впечатлительна детская душа, — и вот в России сегодня чистых и наивных детей подвергают изощренному нравственному изнасилованию. Государственной власти давно пора подумать о том, что ей дороже: абстрактный принцип отделения школы от Церкви или судьба российской молодежи, само будущее нашего Отечества? Среди главных христианских добродетелей — честность, самоотверженность, стремление служить родной стране и народу. Не очевидно ли, что человек, в котором воспитаны такие качества, — образцовый гражданин государства? Юная душа, в особенности славянская, — душа пылкая, изначально жаждущая высокого и светлого. Православие способно утолить такую жажду, ибо учит обретать смысл жизни в служении Богу и ближнему, учит истинному подвигу, устремленному в вечность. А нынешнее антивоспитание нацелено на то, чтобы принизить и загрязнить этот юный порыв. В качестве образца для подражания детям представляется не святой князь Александр Невский, сказавший: «Не в силе Бог, а в правде», а киногерои-супермены, кичащиеся животной силой. В молодежной среде насаждается культ насилия — отсюда и подростковая преступность, и появление банд скинхедов, что было совершенно нехарактерно для России прежде. Все это — следствие извращения понятия подвига, который вместо служения святой и чистой цели представляется умением бить и калечить своего ближнего. Государство задолжало ВЕКАМИ православная Русь рождала здоровые поколения, выводила на сцену истории героев и гениев. Святая Церковь благословляла великое чувство любви между мужчиной и женщиной, прославляла Таинство брака, венчаемое чудом рождения детей. Теперь Россию учат «культуре секса», то есть подмене истинной любви техникой случки. Результаты известны: распад семейных устоев, вакханалия детоубийств-абортов, пустующие роддома. Это называют демографическим кризисом, но это не кризис, а катастрофа, бездна гибели, разверзающаяся перед нашим Отечеством. Из школьных стен выходят юноши и девушки с уже развращенными душами, а зачастую и телами, пополняющие ряды содомитов и проституток или просто блудников и блудниц, не способных создавать семьи, видящих в ребенке лишь «нежелательный побочный продукт» плотского удовольствия. Эти несчастные ограблены, они не понимают, что лишены высокого счастья настоящей любви, супружества, отцовства и материнства. Однако учение Церкви об этом в школы не допускают. Слава Богу, недавно появилась юридическая возможность проведения в школах факультативных занятий по изучению Закона Божия по требованию родителей — как полагается, с приглашением священника или рекомендованного им православного педагога. Но опыт показывает, что введение такого факультатива нередко встречает сопротивление школьной администрации и требует от родителей немалых хлопот. Пусть верующие да и мало верующие отцы и матери подумают, кем они хотят видеть своих детей: православными или представителями «групп риска» — и пусть поступают соответственно: борются за их души или бездействуют. Предоставление школьникам возможности хотя бы общего знакомства с родным Православием есть прямой долг Российского государства. В нынешних условиях пресловутое «отделение школы от Церкви» обрекает российских школьников на невежество в русской истории и русской культуре. Большевики фальсифицировали само понятие истории, подменяя ее мертвой схемой классовой борьбы, пытались «начать историю России с 1917 года». С какой точки идет нынешний отсчет исторического склероза: с горбачевской «перестройки» или с гайдаровской «шоковой терапии»? Наследие в опасности! ПРАВОСЛАВИЕ одухотворяло Россию на протяжении тысячелетия. Святители Петр и Алексий, Преподобный Сергий Радонежский — это не только богатыри духа, но и творцы российской государственности, а священномученик Патриарх Ермоген — ее спаситель. В сердце России, на Красной площади, стоит памятник Минину и Пожарскому, но многие ли ведают о смысле их подвига, о всенародном покаянии, предшествовавшем всенародному ополчению? Собор Василия Блаженного — всего лишь замысловатое архитектурное украшение Красной площади для тех, кто не знает, что он являет славянское представление о Небесном Иерусалиме, воплощенное в камне. Не знающий Православия не сможет по-настоящему понять творчество Гоголя и Достоевского, Глинки и Мусоргского, преподобного Андрея (Рублева) и Нестерова, он останется глух и слеп к сокровищам русской классики. Веками жития святых, составленные святителем Димитрием Ростовским, были любимым чтением русского народа — неужели нынешним школьникам не нужно знать, что вызывало слезы умиления на глазах их предков? Вдохновенная русская речь архиепископа Иннокентия Таврического — это не корявая стилистика Чернышевского, творения святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника нельзя сравнивать с сочинениями всех писателей-разночинцев, вместе взятых, но имена российских церковных гениев не известны не только молодежи, но даже большинству интеллигенции — это позор для нашей страны! В школах преподают зарубежную, в основном западную культуру, что само по себе и неплохо, но абсурдно и стыдно изучать иностранное, не зная своего, родного. Россия все же не заштатный штат США, а ее народ — не неполноценные американцы, а наследники великой русской православной цивилизации, без которой мировая цивилизация немыслима. Бездарная растрата этого наследия, которую мы видим, может привести и уже ведет Россию к гибели. Меры по духовно-нравственному просвещению нашего Отечества должны быть приняты безотлагательно. Один из шагов к этому — скорейшее введение в государственные школьные программы предмета «Основы православной культуры», причем на достойном уровне, в достойном объеме, начиная с пятых-шестых классов. Это лишь первый шаг, но он может обезопасить множество детей, сохранить их от ядовитых «идеалов» преступности, порока, сектантства, научить их любить Россию и гордиться ее исторической славой, сделать их достойными своего земного и Небесного отечества. ПРОТИВ Навязывание веры до добра не доводит Фридрих ОВСИЕНКО, доктор философских наук, профессор Российской академии госслужбы при Президенте РФ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ввести в школах предмет «Основы православной культуры» порождает немало вопросов. После внимательного ознакомления с разосланной Министерством образования примерной программой этого предмета можно заключить: школьникам предлагается не православная культура, а Закон Божий с отдельными элементами культурологии. То есть программа фактически дублирует курсы богословия, читаемые в духовных семинариях. Бесспорно, учащийся в государственной и муниципальной школе должен получать знания о религии. Однако надо видеть различие между сугубо научным, светским преподаванием и религиозным образованием. Школа не должна склонять учащихся к принятию какой-либо веры, навязывать им те или иные религиозные взгляды, что, несомненно, будет иметь место при внедрении упомянутой выше дисциплины. Ведь светский характер образования — один из основополагающих принципов государственной политики. Об этом сказано и в Конституции (ст. 14), и в законе «О свободе совести и о религиозных объединениях». Разговор о религии без пристрастия ОЧЕВИДНО, что в школе предпочтителен и единственно возможен культурологический подход к преподаванию знаний о религии: религия — одна из форм культуры; она тесно связана с наукой, политикой, искусством, моралью. Стоит отметить, что современное светское религиоведение — не враждебная по отношению к религии дисциплина. Она не берет на себя функции ее защиты или, наоборот, критики, отрицания. Близкой к российской системе является модель образования в США. Там конституция защищает право родителей, опекунов и религиозных объединений обеспечивать религиозное обучение детей и подростков. Однако роль государства в обеспечении такого образования строго ограничена. Религиозное обучение в начальной и средней школах США и в помещениях государственных школ запрещено. Запрещены такое обучение и пропаганда религии в высших учебных заведениях. Согласно закону религиозное обучение может осуществляться только в свободное от учебы время и вне каких-либо государственных и муниципальных помещений. Где искать духовность? «РЕЛИГИОЗНОЕ возрождение», которое началось у нас во второй половине 80-х годов, породило очень популярную в период перестройки идею. Согласно ей, привнесение в жизнь россиян религии положительно отразится на морали, позволит устранить социальную напряженность, улучшит взаимоотношения между политическими группами. А для этого попросту необходимо осуществить так называемое «воцерковление» россиян — их обращение к религии, прежде всего к православию. Но мировой и отечественный опыт показывает: нет прямой связи между «воцерковлением» народа и его духовно-нравственным обликом. Помимо религии в этой сфере должен быть задействован целый комплекс социальных, просветительских, сугубо педагогических и иных средств. Лучше всего этот тезис иллюстрируют конкретные цифры. В первой половине 80-х верующими называли себя 10–12% россиян. Сегодня — около половины. Но разве снизилось количество различных проявлений социальной патологии? Улучшилась общественная мораль? Бесспорно, русское православие сыграло огромную роль в истории России, в становлении и развитии духовности и культуры народа. Православная церковь способствовала сохранению русского этнического самосознания и языка, утверждению государственности. Но она не была единственным и тем более главным фактором в этих исторических процессах. Неправомерными выглядят попытки отождествить духовность исключительно с религиозностью. Понятие «духовный» значительно шире понятия «православный» и вообще религиозного представления. Духовность как универсальный тип ценностей включает в себя не только религиозные, но и светские гуманистические ценности и идеи. А православие — лишь один из способов (для кого приемлемый, а для кого и нет) обрести духовность. Кстати, этой точки зрения придерживается такой авторитетный православный автор, как митрополит Антоний Сурожский. «Немало подлинно духовных личностей есть и среди атеистов, — пишет он. — Поэтому на частые вопросы о том, является ли духовность синонимом православия… я отвечаю: «Русская Православная Церковь — один из наиболее коротких путей к духовности и к Богу. Есть и другие пути». Куда ведут благие намерения ЧЕМ обернется введение в школах вероучительной православной дисциплины? Начнем с того, что от этого вряд ли выиграет сама Православная церковь. Опыт дореволюционной России показывает: навязанное школьникам преподавание религии ничего, кроме протеста и отторжения с их стороны, не вызовет. Появятся целые поколения равнодушных или враждебно настроенных к церкви людей. Поучительным в этом плане выглядит опыт современной Польши — страны, где фактически действует лишь одна конфессия. Там в 1989 году возобновились уроки католического образования в школах, в армии был восстановлен институт капелланов. С тех пор количество верующих уменьшилось на 14%. Три четверти граждан полагают, что церковь чрезмерно вовлечена в политику, 81% выступает против ее вмешательства в личную жизнь, а среди учащихся только 19% являются сторонниками преподавания основ религии в школе. Россия — страна многоконфессиональная. Уже сейчас мусульмане, иудеи, буддисты, протестанты, представители других законно действующих в стране религиозных объединений (а их свыше 60) ставят вопрос о создании собственных альтернативных программ и учебников. И что же делать? Разделять, а по сути, противопоставлять детей по религиозному признаку? Нужны ли нам в дополнение ко многим проблемам еще и межрелигиозные конфликты? Религия должна преподаваться таким образом, чтобы ни один учащийся, независимо от его национальности и вероисповедания родителей, не чувствовал себя ущемленным. Только в этом случае можно надеяться на формирование общества, основанного на принципах мира, дружбы, взаимопомощи и согласия. Владимир ФИЛИППОВ, министр образования России Религию пусть преподают в специальных учебных учреждениях. Религию в школах преподавать нельзя. В школах можно преподавать только основы, например, православной культуры, но у нас есть и другие конфессии. Но давать нужно не культ и не культовые знания, а культуру. Это большая разница. И, возможно, надо делать учебник, который действительно давал бы нам с вами знания по основам целого ряда конфессий страны — православия, мусульманства, буддизма, иудаизма. Стыдно нашему поколению, которое вышло из советской школы, когда мы приходим в Лувр или в Третьяковку и не можем понять большинства картин, потому что там библейские сюжеты».


12 февраля 2003
00:00
Поделиться