Министерство образования Чувашской Республики

В Самаре прошла улыпиада

В начале декабря в Самаре отзвенел пятый чувашский фестиваль художественной самодеятельности, где в отдельных номинациях соревновались десятки школьных коллективов из разных районов области. Затем большой праздник детворы и учителей – улыпиада – состоялся в сказочно красивой Старо-Афонькинской основной общеобразовательной школе. «Это село – гордость чувашского народа, ведь только здесь сохранились уникальная культура сардаша, интересные памятники истории, обряды, традиции, уходящие корнями в глубь тысячелетий. Сохранить это – наш долг», – подчеркнул губернатор области Константин Титов в своем приветствии. Год назад здесь открыт Центр культуры и образования, построенный по последнему слову зодчества. Это здание является Храмом науки, культуры, духовности. Другого такого храма духовности в чувашском мире пока нет. Нечто подобное приходилось видеть в старинной чувашской деревне Ашкадар Федоровского района Башкортостана. В Афонькино же главный вход сразу ведет на второй учебно-культурологический этаж с выставками, стендами, клубами, библиотекой, буфетом и столовой. На первом этаже находятся классы рукоделия и мастерства, подсобно-служебные кабинеты и санитарно-хозяйственные комнаты, фельдшерско-акушерский пункт, сбербанк, отделение связи. На третьем – учебном этаже – в классах-кабинетах и замечательном спортивном зале прошли конкурсы, соревнования, игры, хороводы, инсценировки, фестиваль песни «Серебряные голоса» («Кемел сасасем»). В день улыпиады культурно-образовательный центр, пожалуй, был похож на багдадский базар. Не успели гости осмотреть здание и опомниться, их пригласили на конкурс детского рукодельного мастерства. Все, что можно делать из дерева, железа, глины, шерсти, кожи, ниток, бумаги, соломы и других подручных материалов, здесь выставлено и оформлено со вкусом. Приятно удивила надпись названия школы на чувашском, русском и английском языках. К сожалению, несмотря на разрешения законов, в чувашских школах Башкирии, Татарстана, Самарской области и нередко самой Чувашии боятся родного слова, тем более иностранного, на вывесках учреждений, классов, кабинетов. Пока я с грустью размышлял об этом, объявили об открытии выставки картин и фотографий. Тут же гостей пригласили на шашечно-шахматный турнир. Под звуки торжественных гимнов и добрых напутствий аксакалов и дальних гостей вносится на сурбане каравай с солью, поднимается флаг улыпиады с восьмиконечной звездой Восхождения. Директор школы Светлана Павлова, сама похожая на яркую звезду, дает старт улыпиаде по чувашскому языку и литературе. Неутомимый труженик чувашского просвещения, методист областного межнационального научно-методического и учебного центра, заслуженный деятель чувашской этнокультуры Виталий Егоров давно отработанным порядком начинает процедуру в соревнующихся классах... В холле детского сада педагоги вели свой диалог о проблемах современной школы. Как всегда, краткими, четкими и содержательными оказались доклады народного академика, главного специалиста отдела по делам национальностей и религиозным конфессиям администрации Самарской области Надежды Осиповой, руководителя областного учебно-методического центра Рустама Махмадназарова, заведующего Шенталинским роно Валерия Бикулова. Дельны и полезны были ответы заместителя главы районной администрации Николая Дмитриева, благожелания «директора года», заслуженного учителя Чувашской Республики Иосифа Воронцова, выступления зачеремшанского соседа, директора Шешкельской школы Лениногорского района Татарстана Александра Пимукова и его заместителя Марины Кузьминой. Мне особо понравилась активность молодых педагогов, настойчиво требующих тесной связи с Чебоксарами, с национальными методическими центрами, с редакцией журнала «Халах шкуле». Они жаждут новых знаний и мыслей, методических разработок и учебных пособий. Учительницы чувашской словесности Любовь Павлова и Ольга Таймухина показали просторную библиотеку школы. Здесь аккуратно, чисто. Сколько же художественных книг на чувашском языке? Оказывается, всего три полки шкафа. Возможно, по одной книге на ученика. Куда им обратиться, когда магазины пусты, когда чувашская книга в загоне? Хорошо было бы, если в Чебоксарах поработало Самарское землячество и объявило сбор книжных пожертвований. Или нашли бы школу-побратима в Чувашии, в которой пачками списывают книги... ...Спортивный зал со светлым высоким потолком будто специально построен для «древа жизни», теперь здесь красуется новогодняя елка. Первыми наградили учителей за лучшее директорство, за лучшее преподавание чувашского языка и литературы, истории народа и края. Руководитель департамента науки и образования администрации области Е. Я. Коган прислал замечательные подарки от «филипса» и «самсунга». Не остались в стороне районные общественно-культурные центры. Друг за другом получали дипломы, грамоты и подарки (фотоаппараты, магнитолы, видеокамеры) юные шахматисты, певцы, танцоры, поэты и актеры. Да, можно порадоваться полнокровному празднику красоты, таланта, ума молодого поколения. Но есть повод поговорить и о грустном. Если в начале ХХ века в Самарской области в 14 районах работало 112 чувашских школ, то теперь говорят о 87 школах, но фактически чувашский язык в той или иной мере слышится лишь в 37 школах. Директора-«интернационалисты» ссылаются на родителей. Браво же, «города сдают солдаты, генералы их берут»... Тем не менее Самарская чувашская школа и культура находятся на уверенном подъеме. Смею утверждать, что во многом здесь на областном и районном уровнях лучше понимают работников чувашского образования, чем в титульной республике. За 20 лет внедрения чувашского языка и культуры в практику русскоязычных школ Министерство образования Чувашской Республики не смогло издать учебник культуры для 5–9 классов. Самара заказала и получила книгу «Мир чувашской культуры». Учителя в один голос жалуются на отсутствие наглядных и методических пособий по чувашскому языку, литературе, истории и культуре. А в Чебоксарах чиновники за 10 лет не смогли обеспечить издание учебника чувашской литературы для 10 класса. Министерство не приняло во внимание предложение съезда Чувашского национального конгресса выделить штат для регулирования процесса культуры и образования в чувашской диаспоре. Подытоживая результаты школьных олимпиад Башкортостана, Ульяновска и Самары, в которых мне посчастливилось участвовать в последние годы, радуясь жизнеспособности и выносливости соплеменников, думаю, что чувашская интеллигенция в целом не забыла заветы И. Я. Яковлева и не перестала обдумывать пути развития родной нации. Но каждый варится в собственном соку. Кто возьмет под свое крыло проблемы возрождения и поддержки культуры и просвещения чувашской диаспоры на уровне федерации? Может, попробует поднять этот груз Чувашская национально-культурная автономия Федерации (Москва) во главе с депутатом Государственной Думы Анатолием Аксаковым? К великому сожалению, Чувашский национальный конгресс от решения подобных проблем начал демонстративно отказываться.


15 января 2003
00:00
Поделиться