Мученики школы
В ПОСЛЕДНЕЕ время наше образование постоянно лихорадит. Школьные годы – одна сплошная большая перемена. Не успели мы привыкнуть к мысли о грядущей 12-летке, звучит новое предложение: отменить привычные пятерки, ввести стобалльную систему школьных оценок. Что же все-таки происходит со школьной реформой? Мы решили прояснить основные вопросы.
В школах вместо пятибалльной системы оценок собираются вводить 100-балльную. Кому и зачем это понадобилось?
А. С о к о л, Ставрополь
ИДЕЯ эта возникла на слете членов клуба «Учитель года». «Связано это в первую очередь с тем, что единый государственный экзамен оценивается по 100-балльной шкале, – объяснили нам в Фонде поддержки российского учительства. – Предложения такие: в начальной школе (с 1-го по 5-й класс) оценок вообще не ставить, в средних классах ввести 10- или 20-балльную шкалу. А 100 баллов применять только в старших классах, чтобы ученики приспособились».
Например, в Алтайском крае уже пять лет русский язык и литературу оценивают по 100 баллам. Считают так: до 50 баллов – это два. От 50 до 70 – тройка, от 70 до 90 – хорошо, от 90 до 100 – отлично.
Труд и физ-ру отменят?
Знакомый рассказал мне историю: ста питерским учителям предложили ответить на 90 вопросов из экзаменационных школьных билетов. Большинство ответили лишь на половину: кроме собственного предмета, остальное они забыли. Зачем нашим детям учить то, что в жизни не пригодится?
А. Г о л о в а н о в, Санкт-Петербург
ШКОЛЬНЫЕ программы сейчас пересматриваются. Разработчик проекта новой программы академик Эдуард Днепров обещает разгрузить учащихся на 30-40% за счет содержания программ.
Несмотря на это, предметов и часов в новой программе получилось больше. В начальной школе предлагается ввести изучение иностранного языка (со 2-го класса) и информатики. В основной школе добавляются три часа в неделю на новые предметы «экономика» и «право», один час на литературу. Курс информатики будет длиться с 5-го по 9-й класс. В 9-м классе есть один час «искусства» (сейчас пение и рисование заканчиваются в 8-м).
В 10-м классе старшеклассники должны будут определиться в выборе дальнейшего профиля. Предполагается, что их будет три: гуманитарный (углубленное изучение литературы, русского, иностранных языков), естественно-научный (физика, химия, биология) и социально-экономический (история, право, экономика). Ученик, выбравший тот или иной профиль, будет изучать соответствующие предметы по углубленной программе, а остальные – по сокращенной.
Сокращение же программы произошло за счет труда и физкультуры. Причем труд отменят совсем, а физкультуру просто перестанут учитывать как учебную нагрузку, так как на этом уроке, по мнению разработчиков, дети отдыхают.
Не Закон Божий, а основы культуры
В школах собираются вводить Закон Божий. Мой муж – атеист, и он не хочет, чтобы наша дочь посещала эти уроки. Мы считаем, что это противоречит Конституции.
О. С и в а к, Калуга
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, на прошлой неделе российские школы получили письмо министра образования, где рекомендуется включить в программу предмет «Основы православной культуры». Однако, как сказала нам Любовь Гармаш, специалист министерства, курирующий эту проблему, вопрос о введении этого предмета в масштабах страны не стоит. На следующей неделе школы получат письмо в новой редакции.
Сейчас в школьной программе основ православия нет. Школы могут вводить этот предмет как дополнительный. Не существует учебника «Основы православной культуры», зато есть очень много учебных пособий. Они имеют гриф не «Рекомендовано», а «Допущено Минобразованием». Значит, учебник не противоречит стандартам образования, не противоречит Конституции. Однако школа вовсе не обязана его вводить и родители вправе от этого предмета отказаться.
Новые правила отсрочки
Слышал, что недавно приняли новый закон о призыве в армию. Говорят, студентов теперь будут призывать. Правда ли это?
К. С е р г е е в, Тюмень
ГЕНШТАБ действительно предлагает призывать в армию бакалавров (высшее образование многоуровневое: после 4-го курса студенты получают диплом бакалавра. Достойные могут продолжить обучение в магистратуре. Вот после 4-го курса и предлагается «забривать»). Однако закон пока не принят.
Зато в 2002 году вступили в силу другие поправки к закону о призыве (ст. 24). Из школы теперь не будут призывать в армию до 20 лет. Вводится отсрочка и для тех, кто решил сменить вуз. Если вы переводитесь из одного института в другой, отучившись в первом не более трех лет, в армию вас не заберут. В законе вводится понятие «нормативный срок обучения» – отсрочка для студентов действует только в течение 5 лет. До сих пор в вузе можно было числиться студентом очень долго, хоть до 27 лет.
За парту – с пеленок
Будут ли школы переводить на 12-летку?
Л. С и м о н о в а, Екатеринбург
– ЧЕРЕЗ 5-7 лет, – ответил нам министр образования Владимир Филиппов. – Пока мы не готовы: не разработано новое содержание школьного образования в рамках 12 лет. Так что учиться будем по-прежнему с 7 лет до 18. Но даже когда новая система будет введена, лишний год добавится не сверху, а снизу. Вся Европа уже перешла на 12-летку, в школу там идут с 5-6 лет.
Бесплатно, но за деньги
Ни для кого не секрет, что для поступления в престижные институты нужны не знания, а деньги. Разве это справедливо?
В. А л е к с е е в а, Краснодар
СЕЙЧАС Минобразование проводит эксперимент, чтобы хорошие оценки стоили хороших денег. Вводятся государственные именные финансовые обязательства. Если на едином экзамене выпускник набирает более 80 баллов из 100, государство дает ему ваучер на 14 500 рублей – столько стоит бесплатное место в вузе ежегодно. С этим ваучером ребенок едет в выбранный институт, и следом «едут» его деньги: государство отдаст их вузу, куда этот абитуриент поступит.
Тем, кто набрал от 68 до 80 баллов, государство оплатит учебу наполовину. Получившим от 52 до 68 баллов – на треть. От 43 до 52 – пятую часть. И те, кто набрал от 35 до 43 баллов, получат всего 1 200 рублей в год.
Новая система вступит в силу только в 2004 году. Пока проводится эксперимент в Якутском госуниверситете, в трех институтах Республики Марий Эл и в двух вузах Чувашии.
Еще одно предложение Минобразования – государственные возвратные субсидии. Тот, кто не смог поступить на бесплатное отделение, будет получать из бюджета кредит на обучение. Когда студент получает диплом, он либо возвращает деньги, либо едет работать туда, куда велит Родина. Предполагается, что такие госкредиты смогут получить только те, кто согласится учиться дефицитным профессиям: некоторым оборонным специальностям, на учителя или врача (с условием, что поедет работать в село).