ВЛАДИМИР ПУТИН И ПЕРЕСТРОЙКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Слово президента может стать решающим аргументом в споре сторонников и противников модернизации российского образования
Сегодня в Москве, в актовом зале МГУ имени М.В. Ломоносова начинает работу очередной, 7-й по счету, съезд Российского Союза ректоров. Руководители государственных и негосударственных высших учебных заведений (примерно 770 человек) намерены наконец определиться и выработать единую стратегию модернизации российской высшей школы. Ожидается, что сегодня перед ректорами выступит президент России Владимир Путин. В общем, мероприятие предстоит по высшему разряду.
Столь серьезный интерес к съезду объясняется отчасти и тем, что позиция большинства ректоров России по некоторым наиболее "ярким" пунктам концепции модернизации российского образования заметно расходится с линией, проводимой Министерством образования РФ. Пожалуй, особенно ощутимо это сопротивление по вопросу единого государственного экзамена. Впрочем, и та и другая сторона считают это явление закономерным, потому что в данном случае напрямую затронута "вотчина" ректорского корпуса. Оно и понятно: ведь что бы там ни говорили, но финансовое благополучие вузов во многом держится на той "марже", которую получают учреждения высшего образования в тот благословенный сезон перехода бывших старшеклассников в дружные студенческие ряды. Министерство образования РФ устами своего руководителя Владимира Филиппова (да и всех остальных высших чиновников) не устает повторять, что единый государственный экзамен как раз и призван устранить этот, во многом "теневой" бизнес вузов.
Накануне съезда Российского Союза ректоров Минобразования РФ собрало оперативное совещание, где перед "решающей схваткой" обозначило свои позиции к проводимому эксперименту по ЕГЭ, а заодно и огласило уровень требований к вузам-участникам. "Единственное, что сегодня уже не вызывает сомнения, - отметил министр образования РФ Владимир Филиппов, - так это несомненно особые условия приема в творческие вузы и вузы "повышенной сложности". Еще, по мнению Владимира Филиппова, следовало бы "набраться смелости" и определить квоты для детей сотрудников вузов, а может, даже для спортсменов и творчески одаренных людей. Министр аккуратно заметил, что столица - не против единого экзамена, она просто не может принять участие в едином экзамене по вполне объективным причинам. Столичные вузы изначально были задуманы и предназначены для того, чтобы принять в свои ряды одаренную молодежь со всей страны. Не менее аккуратно, но жестко Владимир Филиппов прошелся по реализуемой столичным Комитетом образования программе "Школа-вуз". Программа имеет право на существование, но без зачисления школьника в прикрепленный (подшефный) вуз всего лишь на базе выпускного школьного экзамена. Никаких особых привилегий ученик "подшефной" школы отныне не получает. По словам министра, поступить таким образом его вынуждают предписания органов прокуратуры и Минюста РФ.
Итак, Москва в "едином" пока не участвует, а вот Санкт-Петербург готов. Засчитывать результаты экзамена по ЕГЭ (от выпускников всех регионов) согласились все вузы Санкт-Петербурга.
Возможно, нынешний съезд ректоров - это последняя реальная попытка части ректорского корпуса страны (причем той части, которая представляет в большинстве своем наиболее качественные высшие учебные заведения) склонить чашу весов в споре с Минобразования в свою пользу. Понимают это и в министерстве. Не случайно накануне съезда РСР Минобразования жило почти в режиме "чрезвычайной ситуации", а министр буквально накануне совершил блицвизит в Санкт-Петербург. И, конечно, последней каплей, которая может склонить чашу весов в ту или иную сторону, могут стать "вводные установки" в выступлении Владимира Путина на съезде. По крайней мере тайные смыслы в президентской речи наверняка с особым пристрастием будут вылавливать сторонники обеих позиций.
Содержательная же часть экзамена, которая, вне сомнений, вызовет особую дискуссию на съезде, - самое слабое звено предстоящей "обороны". Уже сегодня целые партии и движения (например, СПС), ученые (бывший министр образования Геннадий Ягодин) постоянно критикуют задания экзамена, считая их заведомо завышенными. На это Министерство образования заявляет, что работа по совершенствованию контрольно-измерительных материалов (КИМов), которые "нелюбопытная" пресса по незнанию часто обзывает "тестами", ведется постоянно. Кстати, сами тесты, по словам первого заместителя министра образования РФ Виктора Болотова, занимают в КИМах всего лишь третью часть. Большая же часть заданий требует развернутого ответа. Уровень сложности же должен быть таков, чтобы выполнить работу на 100 баллов смог лишь 1 из 10 тысяч участников ЕГЭ. Таковы условия игры. Впрочем, как будут меняться правила игры и будут ли меняться, мы убедимся совсем скоро, может, даже уже сегодня.