Интервью министра образования Чувашской Республики Галины Петровны Черновой газете Батыревского
Интервью министра образования Чувашской Республики Галины Петровны Черновой газете Батыревского района
- Галина Петровна, о том, что в нашей республике успешно идет работа по модернизации образования, свидетельствуют положительные оценки на самом высоком федеральном уровне, и все-таки проблем и вопросов, которые предстоит решать, еще много. Какие, на Ваш взгляд, направления модернизации стали приоритетными в этом учебном году?
- Действительно, наши успехи на пути модернизации неоднократно отмечались Министром образования России В. М. Филипповым. Вручение Президенту Чувашской Республики нагрудного знака «Почетный работник общего образования Российской Федерации» стало признанием того, что образование в республике является делом большой политики. А недавно в Чувашию пришла еще одна хорошая новость, Президенту Республики Н.В.Федорову присужден почетный титул «Президент 2001 года», вручена премия «Российский Национальный Олимп». Так высока оценка перемен, происходящих в Чувашии, и так высок авторитет нашего Президента в России.
Активные изменения в системе образования республики начались в 1996 году с принятием президентской программы «Новая школа», а затем она получила свое развитие в ряде государственных программ, таких как «Сельская школа», «Школьный автобус» и др. Сейчас разрабатывается республиканская программа «Дорога к школе». В соответствии с ними ведется строительство новых школ, увеличивается финансирование, кроме того, решаются вопросы социального характера: благоустройство населенных пунктов, газификация, строительство дорог, которые тоже, пусть и не напрямую, а косвенно, способствуют развитию образования в республике.
В этом учебном году принципиально новых изменений в образовании не будет. Получают свое дальнейшее развитие те направления, над которыми мы с вами работаем уже не первый год. Отрабатываются модели профильного обучения. Большинство наших старшеклассников к 15 годам уже определяются в выборе будущей профессии. В 10 – 11 классах они предпочитают изучать основы главных предметов, а углубленно - только те, которые будут нужны при поступлении в выбранные ими вузы или техникумы. Продолжится работа по введению единого государственного экзамена и, конечно же, предстоит сделать новые шаги по дальнейшей реструктуризации сети школ.
Одним словом, все наши усилия в наступившем учебном году будут направлены на повышение качества образования, его эффективности и доступности.
- Галина Петровна, а как Вы оцениваете состояние образования в Батыревском районе?
Вы знаете, что в последние годы руководством республики немало делается для поддержки сельских школ. Так, в каждой средней школе появились современные компьютеры, для подвоза детей в базовые школы по президентской программе «Школьный автобус» в этом году закуплена 71 машина, из года в год значительно увеличивается бюджет на образование. Нет проблем с выплатой зарплаты, компенсаций, активно ликвидируются долги по льготам за коммунальные услуги, хотя из средств массовой информации вы все прекрасно знаете, что еще есть немало регионов, где задерживают заработную плату учителям. Сегодня у нас созданы все условия для эффективной работы. Но, к сожалению, не всегда в районах и городах процессы модернизации идут так быстро, как хотелось бы.
О достижениях батыревцев в области образования в первую очередь говорят результаты, которые показали ученики школ района на выпускных экзаменах, проходивших в форме ЕГЭ. Так, из 585 школьников, сдававших математику, более половины получили «четыре» и «пять». По району это составляет 60,5 процента, показатель немного выше, чем в целом по республике – 57,5 процента. Русский язык из 139 школьников 107 сдали на «четыре» и «пять» (по району - 87%, по республике – 84,4%) . В этом году 9 выпускников закончили школу с «золотой» медалью (2001 – 9), с «серебряной» – 21 (2001 – 8).
Приятно отметить, что среди учеников района есть и победители республиканских олимпиад по русскому и татарскому языкам, обществознанию. Надеюсь, что и в этом учебном году ребята заявят о себе на предметных олимпиадах, показав глубокие и разносторонние знания.
Вызывает тревогу, что в районе по-прежнему остается низким охват детей дошкольным образованием. В этом году детские сады посещают только 40 процентов ребят от 1 года до 6 лет (в республике – 56,1%) . Это значит, что больше половины мальчиков и девочек придут в первые классы, не имея главного - опыта общения со сверстниками. А это плохо для будущих первоклашек. Поэтому очень важно, чтобы каждый ребенок мог посещать детский сад. В республике уже есть опыт создания групп кратковременного пребывания, когда родители могут приводить малыша в садик только на занятия. Платить за это не надо, образовательные услуги у нас бесплатные. В небольших деревнях, где немного детей и содержать отдельное здание детского сада невыгодно, нужно организовывать группы дошкольников при школах. В районе открыты три группы кратковременного пребывания на базе Норваш-Шигалинской, Красномайской и Яншиховской школ. На базе реструктурированной Старокотяковской школы открыта начальная школа-детский сад. Работу в этом направлении необходимо продолжать.
- Второй год республика участвует в федеральном эксперименте по введению ЕГЭ. Каковы его результаты в этом году? Следует ли эксперимент продолжать?
Когда мы принимали решение об участии в эксперименте, то прежде всего думали о том, чтобы наши дети, независимо от того, где живут: в городе или в селе, какой у них достаток в семье, могли на равных поступать в выбранное учебное заведение. Эксперимент с введением ЕГЭ дал нашим ребятам такую возможность. Вступительные испытания в форме ЕГЭ в 2002 году только в Чувашии проводили приемные комиссии 10 вузов, а по России - более 100. В этом году в вузы республики по всем формам обучения было принято более 11 тысяч человек, из них по результатам ЕГЭ – около 7 тысяч (59,6%). В 2001 г. - более 13 тысяч, из них по ЕГЭ - только 2,5 тысячи (20%). Особо отмечу, что среди студентов первого курса увеличилось число сельских ребят.
И если обычно 700-800 наших абитуриентов становились студентами московских, питерских и казанских вузов, то в этом году, благодаря эксперименту по ЕГЭ, это число увеличилось. В том числе 38 выпускников школ стали студентами Государственного Университета – Высшая школа экономики. Это один из самых престижных вузов России. В предыдущие же годы туда могли попасть считанные единицы.
Как видите, наши дети получили возможность сдать экзамены у себя в районе, разослать документы в вузы, и если у них хорошие знания, без репетиторов, знакомств поступить в любой вуз.
Кроме того, совмещение выпускных экзаменов в школе со вступительными в вуз или ссуз позволяет избежать дополнительных физических, психологических нагрузок и финансовых затрат. ЕГЭ также дает возможность избавиться от порочного «блата» при поступлении в средние и высшие учебные заведения. Это оценили и руководители высших и средних профессиональных учебных заведений. Плюсы очевидны, поэтому Чувашия, безусловно, продолжит участие в эксперименте в 2003 году.
С этого года мы вступили в эксперимент по введению государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). В нем участвуют два наших ведущих вуза – ЧГУ им. И.Н. Ульянова и ЧГПУ им. И.Я.Яковлева. Основное условие эксперимента – финансирование вуза в зависимости от знаний принятых первокурсников. Эксперимент напрямую связан с ЕГЭ: чем лучше результат ЕГЭ, выше балл, тем больше у ребят шансов получить высшее образование бесплатно или за частичную оплату. Таким образом, качество знаний, полученных в школе, становится главным условием доступности профессионального образования.
- Будет ли в этом году продолжено оснащение школ республики компьютерами? Много ли школ подключены к сети «Интернет»?
- Спасибо за вопрос. Рада, что сельчан он волнует тоже. Современная школа, действительно, немыслима без компьютера. И в республике делается все для того, чтобы школы становились современными по-настоящему.
Как и все сельские школы республики, по программе «Компьютеризация сельских школ» район получил 45 компьютеров. Из 35 школ 21 подключена к электронной почте, имеет выход в Интернет. Этому предшествовала серьезная организационная работа районного управления образованием. Было организовано обучение учителей-предметников работе с компьютером.
Хочу поделиться с читателями газеты хорошей новостью. Буквально на днях республика в рамках программы «Компьютеризация городских и поселковых школ» получила 959 компьютеров почти на 24 млн. рублей. Если в прошлом году оснащались сельские школы, то теперь очередь - городских. Сейчас стоит задача грамотно и эффективно использовать имеющуюся технику. Нужно научиться использовать в учебном процессе информацию, которую можно получить через Интернет. Приведу простой пример. Часто приходится слышать, что сельские школы недостаточно оснащены справочной литературой, энциклопедиями и др. А в Интернете на сайте «Rubikon.ru» размещены все школьные энциклопедии. Пожалуйста, используйте при подготовке к уроку. Это поможет разнообразить урок, наполнит его новым содержанием и тем самым улучшит качество преподавания и обучения.
Как показывает практика, детям явно не хватает уроков информатики, поэтому нужно организовать кружки, проводить дополнительные занятия. У меня есть пример по одной школе, когда на вопрос хотят ли школьники работать после уроков дополнительно на компьютере в виде курсов, кружков, доплачивая за это по 5-10 рублей, они ответили хором: «Да!».
Сегодня беспокоит то, что из 445 средних общеобразовательных школ республики к программе Интернет и электронной почте подключены пока только 30 процентов, хотя все необходимое для подключения есть. Существуют технические причины, связанные с тем, что многие телефонные линии устарели.
- Тема здоровья детей выходит сегодня на первый план. Какая работа проводится в школах республики по оздоровлению учащихся?
- Вопрос здоровья наших детей требует пристального внимания не только школы, но и всей общественности. По статистике лишь 25% выпускников покидают школу здоровыми. Конечно, школа не основная причина их нездоровья. Но цифры заставляют задуматься о многом.
В нашей республике, как вы знаете, немало делается по поддержке и развитию массового спорта. В этом году начато централизованное оснащение школ новым спортивным оборудованием и инвентарем. Для школьников проводятся многочисленные соревнования, конкурсы, спартакиады. К примеру, только в заключительном этапе республиканской Спартакиады на Кубок Президента в этом году участвовало более 10 тысяч ребят, 29 команд представляли все районы и города республики. Команда батыревского района заняла 11 место. На старт в забеге на призы газеты «Советская Чувашия» вышли 194 команды образовательных учреждений. К сожалению, учащиеся района в этих соревнованиях не участвовали. Считаю, что школьным командам нужно активнее участвовать в республиканских первенствах по футболу, волейболу, легкой атлетике и др.
Подчеркну, что перед школой не стоит задача воспитывать спортсменов, важно привлечь к занятиям физкультурой как можно больше учащихся. Главное, чтобы ребята уже со школьной скамьи поняли, что физкультура не только здоровье укрепляет, но и характер закаляет, учит настойчивости в достижении поставленной цели. С этого учебного года введен дополнительный час физкультуры. Но этого мало. Нужно, чтобы школьные спортзалы и площадки не пустовали и после двух-трех часов, чтобы они были открыты для всех желающих и в вечернее время. Пусть сюда приходят поиграть в футбол, волейбол школьники и их родители, сельская молодежь. Чтобы поколение росло здоровым, многое зависит, конечно, от энергии, инициативы руководителей школ и педагогов, но и родители не должны оставаться в стороне. Если дома дружат со спортом, то и дети любят занятия физкультурой.
Галина Петровна, самым слабым звеном многих школ на сегодня является материальная база. Ожидаются ли какие-то улучшения?
- Развитие учебно-материальной базы школ во все, даже сложные годы, оставалось первоочередным. В прошлом году в республике было построено 13 школ, в их числе и Первомайская средняя школа на 500 учащихся и детский сад на 90 мест. Сейчас идет строительство Батыревской средней школы. В этом году в республике, в основном, за счет республиканского бюджета построены и введены в эксплуатацию 6 школ, до конца года будет - еще 4. По строительству новых школ мы занимаем второе место в Приволжском федеральном округе. Больше нас строит только Татарстан. На текущий и капитальный ремонт в 2002 году было выделено более 43 млн. рублей (в 2001 г. – 20 млн.), на приобретение оборудования для школ почти 20 млн. рублей (2001г. – 13,8 млн.) Постоянно идет увеличение средств, выделяемых из бюджета республики на нужды школы. Я уже говорила, что это и поставка компьютеров, и покупка школьных автобусов. Ваш район получил по президентской программе «Школьный автобус» 4 машины для подвоза детей в базовые школы.
При формировании бюджета на 2003 год руководство Чувашии определило образование приоритетной сферой деятельности. Ожидается значительное увеличение бюджетных ассигнований на образование. Но это не значит, что мы должны сидеть сложа руки и ждать. Нужно и самим активно работать. Так, только в прошлом году участие в 7 международных проектах, 11 федеральных программах позволило привлечь дополнительные внебюджетные средства в республику на сумму более 120 млн. рублей. Только от подсобных хозяйств школы республики получили 16 млн. рублей. Хочу напомнить, что участие в конкурсах, победы в них – хорошая возможность для школ дополнительно получить учебное и спортивное оборудование. А примеры тому есть, так в прошлом году Батыревская школа-интернат, Новоахпердинская средняя школа участвовали в конкурсе «Лучшее подсобное хозяйство» и получили комплекты сельскохозяйственного инвентаря.
Галина Петровна, у нас есть несколько вопросов от учителей. Первый - от преподавателей Старотойсинской средней школы. Согласно базисному учебному плану, на изучение математики в 10, 11 классах отводится всего 3 часа. Для лучшей подготовки к единым государственным экзаменам дирекции школы приходится дополнительно выделять часы из факультативов. А это вызывает некоторые разногласия среди учителей. Может быть, есть возможность сразу включить в базисный учебный план достаточное количество часов на изучение математики?
Да, федеральный компонент базисного учебного плана предусматривает 3 часа в неделю на изучение математики. За это время учащиеся должны усвоить обязательный минимум содержания школьного математического образования. А если у детей есть желание изучать математику в большем объеме, то школа имеет право использовать вариативные часы школьного компонента базисного учебного плана, предусмотренные на факультативные, индивидуальные занятия.
- Учитель математики В.Чернышов из Первомайской средней школы считает, что задания по математике в форме ЕГЭ очень сложные и не всегда соответствуют минимуму содержания образования. Его интересует, планируется ли проведение ЕГЭ на разных уровнях: для тех, кто собирается поступать в вузы и для тех, кто хочет получить просто общее среднее образование?
- Считаю, что тесты по ЕГЭ должны быть одинаковыми для всех. Просто тот, кто собирается продолжить учебу дальше, продемонстрирует свои хорошие знания и получит высокий балл по итогам ЕГЭ. А тот, кто не собирается продолжать учебу дальше, получит более низкий балл, подтвердив свою «тройку» или «четверку».
- В учебных мастерских школ района слабая материальная база, ожидается ли оснащение их новым оборудованием? – спрашивают учителя Тойсинской школы.
- Об этой проблеме мы знаем, с таким вопросом обращаетесь не вы первые. Может быть, в будущем году нам удастся изменить ситуацию в лучшую сторону. Дело в том, что республиканским бюджетом на 2003 год предусмотрено почти в 2 раза увеличение расходов на приобретение оборудования. Надеюсь, что в решении этого вопроса и районная администрация не останется в стороне, ведь школа – муниципальное учреждение.
- Многих родителей и учителей беспокоит то, что дети стали меньше читать. Да и библиотечный фонд сельских школ с каждым годом становится все беднее и беднее. Есть ли возможность у Министерства образования выделять средства на комплектование школьных библиотек программной художественной, справочной и педагогической литературой?
К сожалению, такой возможности у нас пока нет. Сейчас ведем переговоры о возможности привлечь в республику средства из федеральной целевой программы на библиотечки художественной литературы для сельских школ. Если они пройдут успешно, то ситуация изменится. Пока же все средства направляются на приобретение учебной литературы. В этом году школы Батыревского района получили более 8 тыс. учебников.
- Галина Петровна, спасибо, что Вы нашли время дать интервью для нашей газеты. Надеемся на продолжение нашего сотрудничества.
- Я признательна всем жителям района за тот интерес, который они проявляют к проблемам образования. Это и неудивительно. Практически каждый житель связан с образованием: есть дети, внуки. Желаю всем педагогам района, их воспитанникам успехов в работе, учебе, новых творческих открытий и тем и другим. Надеюсь, что и родители, и все батыревцы будут нашими помощниками Только все вместе мы сможем помочь нашим детям получить качественное образование и вырастить их достойными гражданами.