Стали школы вроде институтов
"Как изменились учебные программы, мы такого не проходили", - вздыхают родители, жалея своих чад, которые допоздна сидят за приготовлением домашних заданий. Нынешним школьникам, кажется, уже не до прогулок, занятий в кружках, секциях и т. д. Учебная нагрузка в школах не с потолка взята - она определяется Базисным учебным планом Российской Федерации и требованиями санитарных правил. Причем последние составлены так, чтобы облегчить учебу, разгрузить школьника.
Например, ограничена максимально допустимая недельная нагрузка. Для первоклашек в правилах есть "поблажки": постепенное наращивание нагрузки (в первой четверти - 3 урока по 35 мин., со второй - 4 и т. д.), дополнительные недельные каникулы. При этом домашние задания разрешаются лишь со второго полугодия, да и то с условием, чтобы на их выполнение у ребенка уходило не больше часа.
Санитарные врачи предусмотрели, кажется, все: даже физкультминутки и расписание уроков с учетом работоспособности учащихся в разные часы и дни учебной недели.
Но соблюдается ли все это?
- С января по сентябрь нынешнего года мы проверили более десятка городских школ, а также Заволжскую, - говорит зав. отделением гигиены детей и подростков Центра госсанэпиднадзора в г. Чебоксары Е. Карманова. - В лицеях, гимназиях, классах с углубленным изучением отдельных предметов учебная нагрузка, конечно, тревожит. У 10-11 классов она порой достигает 38-40 часов вместо положенных 33-36, то есть у старшеклассников с учетом факультативных занятий ежедневно бывает по 8-9 уроков! В таких школах, как правило, очень высокая наполняемость: при норме 25 человек в классах по 36-38 учеников. В лицеях и гимназиях учатся не только те, кто живет поблизости, но и ребята со всего города. А потому заниматься зачастую приходится в две смены, что нарушает требования к общеобразовательным учреждениям с углубленным содержанием учебных программ. В школах с двухсменной системой начальные, пятые и выпускные классы должны учиться в первую смену. Но, к сожалению, так бывает не везде.
Даже в обычных школах, по словам Е. Кармановой, встречаются нарушения. В начальных классах сдвоенные уроки проводить запрещено, однако такие факты имеются. Максимальная нагрузка в старших классах должна приходиться на вторник и среду, а в младших - на вторник и четверг. Но в расписаниях занятий иных школ это не учитывается.
А что с продолжительностью перемен? Большая должна быть не менее 50 минут, либо после 2-го и 3-го уроков - две перемены по 20 минут каждая. Но это требование в школах не выполняется. А физкультминутки на уроках и переменах проводятся только в начальных классах. Между тем гимнастика для глаз просто необходима на уроках информатики при работе с компьютером.
- Несоблюдение школами санитарных правил в конечном счете сказывается на здоровье детей, - поясняет Е. Карманова. - Растет количество близоруких, а это прямой результат учебных нагрузок плюс время, проводимое за компьютером и у телевизора. Много ребят с нарушением осанки. Все чаще у школьников отмечаются психические расстройства и заболевания нервной системы.
Но не только медики озабочены здоровьем учеников. Разгрузить школьников призвана и 12-летняя система обучения. Пока она еще апробируется. В этом учебном году в республике, по данным Минобразования ЧР, в эксперименте участвуют 16 школ. О результатах говорить еще рано. Но обнадеживает максимальная нагрузка, предусмотренная в 12-летке: в начальных классах - 20-24 часа, в средних - 28-32, в старших - 32 часа. Однако учебные часы тоже дополняют индивидуальные занятия после уроков по выбранным спецкурсам. Что вызывает некоторые сомнения: а не загрузят ли ребят сверх меры?
И такие опасения небеспочвенны. При нынешней 11-летней системе также предусмотрены дополнительные занятия - факультативы углубленного изучения отдельных предметов. Эти часы входят в учебную нагрузку. То есть они контролируются и гороно, и санитарными врачами - тут опасаться перегрузок не надо.
Но есть в школах и платные образовательные услуги. Это, к примеру, преподавание спецкурсов, репетиторство, опять же углубленное изучение предметов сверх учебного плана по желанию учащихся (и родителей, разумеется). Так вот, платные уроки в общий объем учебной нагрузки не входят. А значит, никем не учитывается, как они влияют на здоровье ученика. Между тем, по сведениям Министерства образования ЧР, в 2002-2003 учебном году платные образовательные услуги получают более 9800 учащихся в 62 школах республики.
Можно, конечно, возразить: никто не принуждает посещать платные уроки. Однако ведут их чаще всего те же учителя, что и в классе. И они, безусловно, заинтересованы в том, чтобы на таких занятиях было как можно больше учеников. Ситуация, конечно, щекотливая. А уроки в итоге - зачастую добровольно-принудительные. И если все оставить, как есть, то неучтенные нагрузки перейдут и в 12-летнюю систему обучения. И тогда никакие санитарные правила не помогут...
Между тем
По данным ЦГСЭН в г. Чебоксары, в 2001 году количество детей с пониженной остротой зрения в детских дошкольных учреждениях составляло 2,6 проц., в школах - 19,9 проц., среди учащихся профучилищ и средних специальных учебных заведений - 25, 2 проц. Сколиозы и нарушения осанки были выявлены у 12,8 проц. дошколят и у 25,7 проц. школьников.
Утомленные учебой
Оправданны ли школьные нагрузки? Помогут ли дополнительные платные занятия в школе поступить в вуз? Эти вопросы мы адресовали нашим респондентам.
Н. ТОЛМАЧЕВА, кандидат медицинских наук, доцент кафедры профилактической медицины Чувашского госуниверситета им. И. Ульянова:
- Считаю школьные нагрузки неоправданными. Дети перенапрягаются, страдают неврозами. У них нарушаются острота зрения и осанка. Особенно тяжело учиться в лицеях и гимназиях. И тем не менее, чтобы подготовиться к поступлению в вуз, приходится брать репетитора.
А. КИТАЕВ, ответственный секретарь приемной комиссии Чувашского госпедуниверситета им. И. Яковлева:
- Судя по результатам ЕГЭ, у выпускников лицеев и гимназий количество набранных баллов выше. Самостоятельно подготовиться к вступительным экзаменам в форме тестов сложно. И хоть школы ведут такую подготовку, все же многие абитуриенты дополнительно занимаются на платных курсах, организованных нашим вузом.
Е. МАЛОВА, директор Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Семья" Калининского района г. Чебоксары:
- Нагрузка в школах действительно большая. А сколько времени уходит на подготовку домашних заданий! От перенапряжения у детей бывают эмоциональные срывы, "плохое" поведение, им не хочется ходить в школу. Отсюда и многие психологические конфликты, с которыми обращаются к нам. По большому счету, это проблемы переутомленных учеников...