Профессия на все времена
Учителям нередко сочувствуют: и работа у них нервная, и зарплата невеликая. Но при всех сложностях профессии массового бегства из школ не наблюдается, да и конкурс в педагогические вузы по-прежнему приличный. А почему из множества профессий человек в свое время выбрал именно учительскую?
Об этом мы спросили причастных к педагогике людей: студента, преподавателей школ и вуза, пенсионерку. А тем, кто учительствует уже немало лет, задали еще и "вредный" вопрос: а не пожалели ли они потом о своем выборе?
Алексей Леонтьев, 4-й курс факультета физического воспитания ЧГПУ:
- До поступления в университет я уже закончил училище олимпийского резерва. Имел разряд мастера спорта и мог быть тренером по плаванию. Но решил получить высшее образование. Поначалу преподавать в школе не очень-то хотелось. Однако на практике работать с детьми мне понравилось, особенно с маленькими, которым лет по 6-7. Так что не огорчусь, если уж придется в спортивной школе преподавать.
Владимир Николаевич Федоров, заведующий кафедрой строительных конструкций ЧГУ:
- Преподавателем я стал, можно сказать, случайно. Сначала выучился на строителя, работал по специальности. Но меня всегда тянуло в науку. Это заметили преподаватели университета, и в конце концов убедили меня поступить в аспирантуру. С тех пор вот уже 22 года преподаю. За все это время в своей профессии ничуть не разочаровался. Особо приятно, когда приходишь в какую-нибудь строительную организацию, встречаешь там своих бывших студентов. Даже гордость в душе испытываешь:
Валентина Никандровна Панфилова, учитель физики и математики чебоксарской школы № 41:
- Немаловажную роль в том, что я стала учительницей, сыграли мои родители-педагоги. Когда я закончила школу, не было во-проса: куда поступать. Во время учебы в вузе приходили порой мысли устроиться потом на завод или в какой-нибудь НИИ. Но получилось так, что весь наш выпуск распределили по школам.
Учу я ребятишек уже 17 лет и ни разу не пожалела, что выбрала именно эту профессию. Есть в ней и свои минусы, и плюсы. Но последних - больше. А для меня же самый главный плюс - работа с детьми. И зря их ругают, мол, невоспитанные они, грубые. Да, бывают в классе 2-3 трудных ученика. Большинство же моих ребят просто замечательные: умные, добрые, общаться с ними никогда не устанешь.
Зоя Алексеевна Ильина, жительница села Акрамово Моргаушского района, пенсионерка, учительница с 38-летним стажем.
- В семье нас было пятеро, и трое стали педагогами по примеру дедушки - заслуженного учителя Чувашии Петра Ильича Ильина, выпускника яковлевской школы. Я окончила биофак Чувашского пед-института и всю жизнь преподавала биологию, химию и географию в Чурачикской восьмилетней школе Чебоксар-ского района - каждый день ездила на работу на велосипеде за 6 километров от дома. Теперь там и директор, и многие учителя - мои бывшие ученики. Они меня не забывают. Как приятно было, когда пришли поздравить с 75-летием! Все-таки наша профессия - самая лучшая.
Ирина Михайловна Львова, преподаватель русского языка и литературы алатырской гимназии №6, победитель республиканского конкурса <Учитель года-95>:
- Да я вообще не собиралась в учительницы! В молодости очень хотела стать журналистом. И даже когда уже училась в пединституте, все мечтала об этой профессии, порывалась уйти - и с первого курса, и со второго. Не дали это сделать мои учительницы из алатырской школы № 8. Я ведь с 13 лет - сирота, и они, можно сказать, меня вырастили, на ноги поставили, и профессию подобрали. И потом поддерживали: директор школы Лариса Семеновна Казакевич и ее заместитель Галина Александровна Власова каждый месяц присылали мне, студентке, по двадцать рублей. Сейчас думаю - правильно они меня тогда удержали.
В школе я уже 24-й год. Работу свою люблю, и это - главное. Есть, конечно, некоторые частности, которые мешают, но о них говорить не стоит. По-прежнему пишу стихи. Вот одно из стихотворений, родившееся незадолго до праздника.
Оказывается...
* Учителя есть даже в Антарктиде. В школе для детей исследователей ледяного континента учатся две дюжины ребятишек, и каждый год туда приезжают <сменные> педагоги - как правило, супружеские пары.
* В Великобритании идут дебаты по поводу подарков учителям. Совет графства Лестершир запретил принимать от учеников и их родителей в качестве презента спиртные напитки. Многие руководители школ согласны с таким указом. Хотя кое-где не торопятся отказываться от бутылки божоле, завернутой в золотистую фольгу.
* А вот российские учителя, привыкшие к букетам и конфетам, не прочь получить в подарок что-нибудь оригинальное и полезное для кабинета. Например, календарь с изображением всего класса, часы и комнатные цветы. Мечты "предметников" более специфичны. Географы хотели бы глобус, информатики - клавиатуру или "мышку", психологи - "сыпучую" картину из песка, а литераторы - книги.
Портрет на фоне статистики
О педагогах, как правило, говорят либо в целом ("наше учительство", наши труженики образования и т. д.), либо в частности по персоналиям. Мы же решили выбрать "золотую середину": с помощью статданных Минобразования ЧР создать "портрет" среднего учителя Чувашии.
Как и ожидалось, оказался он женщиной: в 16-тысячной армии школьных учителей республики - 14 тысяч представительниц прекрасного пола. Работает наша среднестатистическая учительница в глубинке (в сельских школах трудятся сейчас чуть более 10 тысяч педагогов, в городских - 6156). У нее - высшее образование (на селе учителей с вузовскими дипломами - 88,2 проц., в городе - 91,5) и немалый педагогический стаж: 35 проц. сельских педагогов и 42 проц. городских работают в школе больше двадцати лет.
С работой - понятно, а как с зарплатой? По статистике (данные за 7 месяцев нынешнего года), средняя зарплата работника сферы образования республики составила 1735 рублей. Но тут, заметим, отражены заработки не только учителей, а всех тружеников педагогической отрасли - от нянечки детсада до заведующего роно.