Интервью министра образования ЧР Г.П.Черновой
Галина Петровна, о том, что в нашей республике успешно идет работа по модернизации образования, свидетельствуют положительные оценки на самом высоком федеральном уровне, и все-таки проблем и вопросов, которые предстоит решать, еще много. Какие, на Ваш взгляд, направления модернизации станут приоритетными в этом учебном году?
- Во-первых, пользуясь случаем, хочу поздравить учителей, учеников и их родителей с началом нового учебного года и пожелать успехов, здоровья, отличного настроения. Наш разговор происходит накануне еще одного праздника - Дня учителя. Я поздравляю всех педагогов района с праздником, желаю новых творческих открытий и удач в их нелегкой деятельности.
Действительно, наши успехи на пути модернизации неоднократно отмечались Министром образования России В. М. Филипповым. А вручение Президенту Чувашской Республики нагрудного знака «Почетный работник общего образования Российской Федерации» стало своеобразным признанием того, что образование в республике является делом большой политики.
В наступившем учебном году принципиально новых изменений в образовании не произойдет. Получат развитие те направления, над которыми мы с вами уже работали. Будут отрабатываться модели профильного обучения. Большинство наших старшеклассников к 15 годам уже определяются в выборе будущей профессии, поэтому в 10 – 11 классах предпочитают изучать основы главных предметов, а углубленно - только те, которые будут нужны при поступлении в выбранные учебные заведения профессионального образования.
Продолжится работа по введению единого государственного экзамена и, конечно же, предстоит сделать новые шаги по дальнейшей реструктуризации сети сельских школ.
Одним словом, все наши усилия в наступившем учебном году будут направлены на формирование новых жизненных установок у наших воспитанников через повышение качества образования, достижение его эффективности и доступности.
Галина Петровна, как Вы оцениваете состояние образования в Янтиковском районе?
- Для поддержки сельских школ в этом году в республике сделано немало. В каждой средней школе появились современные компьютеры, специальные автобусы для подвоза детей в базовые школы, из года в год значительно увеличивается бюджет на образование. Кроме того, участие республики в ряде крупных федеральных и международных проектов увеличивает шансы сельских школьников для поступления в лучшие вузы. Сегодня есть все условия для эффективной работы. И теперь нам необходимо объединить свои усилия, чтобы дети могли получить качественное образование. Но, к сожалению, не всегда в районах и городах процессы модернизации идут так быстро, как хотелось бы. К примеру, из 16 средних школ Янтиковского района только 3 подключены к телекоммуникационным сетям (имеют электронную почту), ни одна еще не работает в Интернете. А оперативная современная информация будет улучшать качество преподавания и обучения. Это важно понять всем.
Конечно, в районе есть определенные достижения в области образования, но надо еще и уметь показать их. К примеру, неплохие знания показали ученики школ района на выпускных экзаменах, проходивших в форме ЕГЭ, по математике и русскому языку. Экзамены сдали без двоек. Из 318 школьников, сдававших математику, более половины получили пятерки. Знания у ребят есть, а вот призеров республиканских предметных олимпиад среди учащихся района нет. Значит, еще мало внимания уделяется работе с одаренными детьми. А ведь основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать индивидуализированным, функциональным, эффективным.
Время диктует и необходимость изменения подхода к изучению иностранных языков, введения современных интенсивных технологий обучения. К сожалению, в районе нет ни одного класса с углубленным изучением иностранного языка. Имеем ли мы право лишать наших школьников этих возможностей? Конечно, нет. Без знания иностранных языков будет затруднено их обучение в престижных вузах, их определение в дальнейшей жизни. Здесь есть над чем думать и над чем работать учителям района.
По-прежнему остается низким охват детей дошкольным образованием. В республике 56,1 процента малышей в возрасте от 1 до 6 лет посещают детские сады, в Янтиковском районе - 42. Это значит, что 58 процентов дошкольников придут в первые классы, не имея главного - опыта общения со сверстниками. Поэтому очень важно, чтобы каждый ребенок мог посещать детский сад. В республике уже есть опыт создания групп кратковременного пребывания, когда родители могут приводить малыша в садик только на занятия. Платить за это не надо, так как образовательные услуги у нас оказываются бесплатно. Существует вариант с гибким режимом пребывания, то есть можно ходить в обычную группу, но тоже только на занятия. Для небольших деревень, где немного детей и содержать отдельное здание детского сада невыгодно, нужно организовывать группы дошкольников при школах. В районе три детских сада Можарский, Новобуяновский и Индырчский включены в состав школ. Работу в этом направлении необходимо продолжать.
.
Второй год в республике проводится федеральный эксперимент по ЕГЭ. Как Вы оцениваете его результаты в этом году? Следует ли эксперимент продолжать?
- Когда мы принимали решение об участии в эксперименте, то прежде всего думали о том, чтобы наши дети, независимо от того, где живут: в городе или в селе, какой у них достаток в семье, могли на равных поступать в выбранное учебное заведение. Эксперимент с введением ЕГЭ дал нашим ребятам такую возможность. Пока точных цифр нет, но приблизительно могу сказать, что в этом году только в вузы Казани и Москвы поступило на 500 – 600 выпускников больше, чем раньше. Порадовало нас и увеличение числа студентов из республики в Государственном Университете - Высшей школе экономики. Это один из самых престижных вузов России. В прошлом году их было – 19, в этом - 38. Особо отмечу, что среди студентов первого курса сельских ребят в этом году стало на 5 процентов больше, чем в прошлом. И все это благодаря ЕГЭ, т. е. возможности сдать экзамены у себя в районе, и если хорошие знания – без репетиторов, знакомств поступить в любой вуз.
Кроме того, совмещение выпускных экзаменов в школе со вступительными в вуз позволяет избежать дополнительных физических, психологических нагрузок и финансовых затрат. ЕГЭ также дает возможность избавиться от порочного «блата» при поступлении в средние и высшие учебные заведения. Это оценили и руководители вузов. Ведущие вузы республики – ЧГУ и ЧГПИ – в этом году впервые принимали на все специальности по результатам ЕГЭ. В эксперимент по ЕГЭ в этом году активно включились и средние учебные заведения. Приемные экзамены в 17 техникумах на 27 специальностей проводились по форме ЕГЭ. Плюсы очевидны, поэтому Чувашия, безусловно, продолжит участие в эксперименте.
В рамках президентской программы «Школьный автобус» район получил 3 машины. Это стало приятным подарком для всех: и учителей, и родителей, и главное – детей. Кто должен решать вопросы содержания и технического обслуживания автобусов?
- Программа «Школьный автобус» поможет детям из маленьких сельских школ беспрепятственно добираться до базовых школ, где они смогут получить качественное образование. В таких школах работают опытные учителя высокой квалификации. У ребята появится возможность для углубленного изучения отдельных дисциплин. Базовые школы будут в первую очередь оснащаться необходимым современным оборудованием. Ведь лучше поставить в одну школу хорошее оборудование, чем по крупицам распределять по всем. В этом году в рамках реструктуризации сети сельских школ в районе реорганизованы 1 основная и 5 начальных. Для перевозки детей автобусы выделены Янтиковской, Чутеевской и Индырчской средним общеобразовательным школам. Машины переданы районам, следовательно, и вопросы содержания и технического обслуживания возложены на руководителей администрации районов и базовых школ.
Будет ли в этом году продолжено оснащение школ республики компьютерами? Много ли школ подключены к сети «Интернет»?
- Спасибо за вопрос. Рада, что сельчан он волнует тоже. Современная школа, действительно, немыслима без компьютера. И в республике делается все для того, чтобы школы становились современными по-настоящему. В соответствии с республиканской программой развития образования и за счет многоканального финансирования общеобразовательные школы Чувашии в прошлом году получили 920 компьютеров, Янтиковский район - 25. Сейчас стоит задача грамотно и эффективно использовать имеющуюся технику. Это и Интернет, и обучающие программы, и электронная почта. Учителя просто обязаны знать компьютер, чтобы активно использовать компьютерные технологии в преподавании своих предметов. Детям явно не хватает уроков информатики, поэтому нужно организовать кружки, проводить дополнительные занятия. У меня есть пример по одной школе, когда на вопрос хотят ли школьники работать после уроков на компьютере, может быть, даже доплачивая за это по 5-10 рублей, они ответили хором, что хотят.
В новом учебном году в рамках программы «Компьютеризация городских и поселковых школ» Чувашия получит еще 948 компьютеров.
Беспокоит, что из 445 средних общеобразовательных школ республики к программе Интернет и электронной почте подключены пока только 30 процентов, хотя все необходимое для подключения есть. Существуют технические проблемы, связанные с несовершенством телефонных линий.
Какая работа проводится в школах республики по оздоровлению учащихся?
- Проблема здоровья требует пристального внимания не только школы, но и всей общественности. По статистике лишь 25% выпускников покидают школу здоровыми. Конечно, школа не основная причина их нездоровья. Но цифры заставляют задуматься о многом.
В нашей республике немало делается по поддержке и развитию массового спорта. Считаю, что физическая культура должна занять достойное место в системе обучения и воспитания наших школьников. К сожалению, еще есть школы, где уроки физкультуры относят к числу второстепенных. Необходимо в корне менять такое отношение. С этого учебного года вводится дополнительный час физкультуры согласно приказу Министерства образования России. Но этого мало. Нужно, чтобы школьные спортзалы и площадки не пустовали и после двух-трех часов, чтобы они были открыты для всех желающих. Пусть сюда приходят поиграть в футбол, волейбол школьники и их родители, сельская молодежь. В том, чтобы поколение было здоровым многое зависит и от энергии, инициативы самих руководителей школ и педагогов. А составить мнение о том, как работают в этом направлении школы в вашем районе, вы можете все: и родители, и дети, и педагоги. Часто ли болеют дети? Чем занимаются на уроках физкультуры? Делают ли дома зарядку?
Одним из направлений модернизации образования определено нормативное бюджетное финансирование, что оно подразумевает?
- Мировая практика давно подтвердила, что бюджетные средства надо давать не потребителю услуг – учебному заведению, а их потребителю – учащемуся по принципу: «деньги должны следовать за учеником». Тогда учебные заведения будут заинтересованы в учащихся, будут дорожить ими, качеством их подготовки.
В странах Запада подушевое нормативное финансирование реализуется достаточно просто: сумма, которую органы власти выделяет на образование, делится на количество учащихся – получается норматив. В России использовать западный подход пока довольно сложно. Мы пытаемся рассчитывать норматив, складывая его из расходов и затрат.
В Чувашии закон о введении норматива бюджетного финансирования в расчете на одного учащегося действует только с 2001 года. Прежде попыток перейти к нему было много, но понимания наши усилия не встречали: таких средств, которые должны отражаться в нормативе, в бюджете нет. Поэтому сейчас мы пошли на формирование норматива «от сложившегося», указали разные цифры для городской и сельской школ. Так, на одного ученика в Чебоксарах в 2001-2002 учебном году затрачено 2704 рубля, в Янтиковском районе – 4188 рублей.
Галина Петровна, самым слабым звеном многих школ на сегодня является материальная база. Ожидаются ли какие-то улучшения?
- При формировании бюджета на 2003 год Правительство Чувашии определило образование приоритетной сферой деятельности. В будущем году ожидается значительное увеличение бюджетных ассигнований на образование. Но это не значит, что мы должны сидеть сложа руки и ждать. Нужно и самим активно работать. Так, только в прошлом году участие в 7 международных проектах, 11 федеральных программах позволило привлечь дополнительные внебюджетные средства в республику на нужды образования. Хорошим подспорьем для многих школ стали подсобные хозяйства. Например, в прошлом году Шимкусская средняя общеобразовательная школа стала победительницей в республиканском смотре «Лучшее подсобное хозяйство – 2001» и получила приз - мотоблок и набор сельскохозяйственного инвентаря. Поэтому хочу напомнить, что участие в конкурсах, победы в них – хорошая возможность дополнительно получить учебное и спортивное оборудование.
Янтиковская средняя школа нуждается в обновлении учебной техники по автоделу. Есть ли возможность помочь?
- Школа, как известно, является муниципальным учреждением, и финансируется она из районного бюджета. Поэтому решать вопрос об обновлении учебной техники нужно с районной администрацией
Произойдут ли какие-то изменения в оплате труда учителя? Согласитесь, что сегодня в отрасли невысокая заработная плата.
- Средняя зарплата в образовании по России– 1900 рублей, по Чувашии – 1782. Конечно, это небольшая плата за труд учителя, все это прекрасно понимают. Поэтому в республике не первый год действует Указ Президента о премиях учителям за высокий уровень профессиональной деятельности. В настоящее время Правительством России подготовлен к рассмотрению пакет законопроектов об изменении системы оплаты труда учителей. Надеюсь, что с его принятием ситуация изменится в лучшую сторону. А пока решено на федеральном уровне с 1 октября повысить заработную плату учителям в 1,33 раза.