Министерство образования Чувашской Республики

10:10 Вступительные испытания в вузах Чувашии в 2002 году

Сегодня состоялась пресс-конференция министра образования Чувашии Г.Черновой на тему «Вступительные испытания в вузах», в которой приняли участие руководители трех ведущих вузов республики: ЧГУ, ЧГПУ и ЧГСХА. Наиболее типичные вопросы, заданные сегодня на пресс-конференции: Какие вузы Чувашии участвуют в эксперименте по ГИФО? - В эксперименте по государственным именным финансовым обязательствам (ГИФО) участвуют Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова и Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Основное условие эксперимента – финансирование вуза в связке с уровнем знаний принятых первокурсников. На время эксперимента ухудшения бюджетного финансирования не произойдет. Государственные именные финансовые обязательства дают право бесплатного (или за частичную оплату) получения профессионального образования тем выпускникам учреждений среднего общего образования, кто больше баллов набрал на экзаменах в форме ЕГЭ, включая вступительные экзамены в форме ЕГЭ в июле. Набравшие максимальное число баллов имеют больше шансов получить максимальную категорию ГИФО (и значит «принести» за собой эти бюджетные деньги в вуз, участвующий в ГИФО). Таким образом, качество знаний полученных в школе, становится главным условием доступности высшего и среднего профессионального образования. Часто слышны упреки, что введение ГИФО маскирует переход к всеобщему платному образованию. Следует сказать, что в последние несколько лет идет стремительный рост платного высшего образования в России. Отметим, что на сегодня в вузах Чувашии 45 % студентов (24840 студентов из 56096 человек) обучаются на бюджетной основе. В прошлом году на I курс в вузы республики на платной основе поступили 64 процента студентов. А при переходе к системе ГИФО законодательно гарантируется, что не менее 50 процентов студентов вуз будет обязан принимать по бесплатной бюджетной основе. Это абитуриенты с ГИФО 1-ой категории, 2-ой и частично 3-й категории, в зависимости от среднего значения баллов, набранных на ЕГЭ. Следовательно доля платного высшего образования (по численности обучающихся в государственных вузах) с введением ГИФО постепенно будет уменьшаться. Утверждены (приказ МО РФ от 08.07.2002 г. № 2596) следующие годовые величины ГИФО на 2002 год по категориям: 1-я категория ГИФО 14500 руб. 2-я категория ГИФО 7500 руб. 3-я категория ГИФО 3900 руб. 4-я категория ГИФО 2800 руб. 5-я категория ГИФО 1200 руб. Те, студенты, кто не вошел в эту первую (бесплатную) половину будет платить не все 100 % суммы коммерческого обучения, а лишь часть. Сумма оплаты определяется как разница между стоимостью коммерческого обучения и определенной каждому студенту категорией ГИФО по его результатам ЕГЭ. Таким образом, оплата будет зависеть от реальных знаний абитуриентов, выраженных в результатах ЕГЭ. В отличие от сложившейся на сегодня ситуации, когда все принимаемые на «коммерческую» форму обучения платят одинаковую сумму за обучение, вне зависимости недобрал абитуриент 1 балл, или же поступил в вуз по «собеседованию» - надо только показать квитанцию за оплату обучения. А каково положение со льготниками? - Полностью сохранятся все социальные льготы, предусмотренные действующим законодательством, для соответствующих категорий граждан: инвалидов детства, инвалидов 1 и 2 групп, детей-сирот, «чернобыльцев», бывшим военнослужащим (из мест военных действий или по рекомендациям командиров воинских частей). Они будут зачислены вне конкурса, при условии положительных результатов экзаменов (т.е. чтобы не было «двоек»). Всем зачисленным из этой группы студентов будет присвоена 2 категория ГИФО, т.е. им гарантировано бесплатное обучение. А в чем «выгода» вузов, согласившихся на эксперимент по ГИФО? - Предварительные расчеты, проведенные экономическими службами вузов, показали, что финансовые потоки, которые пойдут в государственные вузы, участвующие в эксперименте по ГИФО не сократятся. Вузы теперь будут материально заинтересованы в приеме лучших ребят, так как суммы получаемых средств теперь в прямой зависимости от уровня знаний поступивших на 1 курс студентов. А студенты, набравшие минимальный проходной балл, «принесут» в вуз свою долю внебюджетных средств. При переходе к финансированию вузов по системе государственных именных финансовых обязательств целевой прием становится вузам невыгодным: дети из села принесут далеко не самые высокие категории сертификатов. Что произойдет с целевым приемом? Собирается ли государство каким-то образом его регламентировать? - Подчеркнем: примерно 50 процентов средств будут начисляться вузам по нормативам. Это расходы вуза на коммунальные услуги, на капитальный и текущий ремонт, на амортизацию основных средств, на содержание зданий. И практически только статьи, связанные с зарплатой преподавателям, стипендия и текущие расходы вуза - будут финансироваться по результатам единого экзамена. Правила приема в вуз, предусмотренные на время эксперимента, не отменяют возможности целевого приема студентов. Сегодня, например, для детей из села фактически существует определенная квота, но поскольку нормативное финансирование и целевого, и нецелевого набора одинаковое, прием по квоте не ухудшает финансового положения вуза. При переходе к ГИФО ситуация меняется: поскольку у детей из села часто сертификаты пока что более низкого уровня, вузы, производящие целевой набор, могут получить меньшую сумму средств. Это надо чем-то компенсировать. Проблема касается не только педагогических, медицинских, сельскохозяйственных вузов, но и тех инженерных, оборонных, наукоемких направлений подготовки, которые для государства актуальны. Поэтому в последующем будут вводиться определенные компенсирующие механизмы, которые бы стимулировали вузы, практикующие целевой прием. Но в этом году такие механизмы пока не разработаны, и руководству вузов, следовательно, придется разбираться с ситуацией по ходу эксперимента. Не получится ли так, что абитуриенты с самыми высокими ГИФО, которым не надо доплачивать за обучение, пожелают учиться только по престижным рыночным специальностям? Но ведь далеко не все нужные обществу профессии сегодня востребованы рынком. Значит, «нерыночные» специальности будут в меньшей степени поддерживаться государством, а то и вовсе лишатся его финансирования? - Любое государство обязано определить свои приоритеты и обеспечить их. Последнее десятилетие в нашей стране «нерыночной» стала подготовка кадров для оборонных и наукоемких отраслей. И государство, понимающее, что от этих специалистов зависит его безопасность, конкурентоспособность на рынке наукоемких технологий, обязано осуществлять протекционистские меры. Подобные протекционистские меры государство должно принять и для того, чтобы обеспечить школу учителями, а деревню - агрономами... Может показаться, что молодые люди с лучшими результатами ЕГЭ имеют неограниченное право выбирать вуз и специальность. Однако ограничения есть. Первое связано с тем, что никто не отменял и не собирается отменять лицензию, регламентирующую количество студентов, обучаемых в вузе. Второе. Поскольку вузы остаются государственными, Министерство образования России в будущем (пока не в этом году) будет выдавать государственное задание на подготовку специалистов, определяющее, сколько человек и по каким направлениям должен учить вуз. Таким образом, сохранится регулирование по направлениям приема. Одновременно с экспериментом по введению ГИФО отрабатывается возможность организации с 2003 года эксперимента по введению государственных возвратных субсидий. Так, абитуриент, не добравший баллы (3-5 категории ГИФО) и не прошедший на бесплатное обучение, будет иметь право взять государственную возвратную субсидию и учиться, ничего лично не доплачивая. И он эти средства сможет не возвращать, если потом пойдет работать туда, куда нужно государству. Это тоже направлено на необходимую целевую подготовку специалистов. Справки по ГИФО можно получить по следующим контактным телефонам: 45-80-86, 45-23-39 Агаков В.Г. , проректор ЧГУ. 62-34-64 Миронов Б. Г. , проректор ЧГПУ.


12 июля 2002
00:00
Поделиться