Министерство образования Чувашской Республики

Интервью министра образования газете "Порецкие вести"

Интервью министра образования Чувашской Республики Черновой Г.П. для газеты “Порецкие вести” – Галина Петровна, можно ли сегодня говорить о том, что школы республики работают в соответствии с запросами и ожиданиями родителей, общества, государства? – Может быть, пока не все, но мы стремимся к этому. Еще в 1996 году в Президентской программе “Новая школа” было заявлено, что система образования республики должна соответствовать актуальным и перспективным потребностям Чувашии, России, развивать конкурентоспособную личность, способную реализовать себя в соответствии с запросами изменяющегося общества. С тех пор сделано немало по совершенствованию всей системы образования. И мне приятно сообщить, что школ, в которых детям радостно жить и учиться, где прочно и глубоко усваиваются знания, воспитываются любовь и уважение к нашей истории, немало. У этих образовательных учреждений имеется свое лицо, своя “изюминка”, а учителя испытывают глубокое профессиональное удовлетворение от своего труда. Это подтверждает и ежегодно проводимый конкурс “Школа года”. С каждым годом число участников становится больше. К сожалению, поречане не радуют нас пока участием в этом конкурсе, ни тем более своими победами. А ведь в районе наверняка есть и современные школы и немало учителей, работающих по-новому. – Мне кажется, что победу в конкурсе легче одержать городским образовательным учреждениям – у них и материальная база лучше и возможностей больше. – Лучшие школы – это не всегда и не обязательно городские школы. Есть сельские школы, которые не только не уступают, но и во многом превосходят их. Например, в последнем конкурсе в равной борьбе победителями стали Новошимкусская школа Яльчикского района, Ибресинская школа №1, Большесундырская школа Моргаушского района. Но, конечно, у сельских школ есть свои особенности, поэтому в республиканском конкурсе была учреждена специальная номинация “Школа – хранительница села”. И жизнь показывает, что это было верное решение. Все больше ярких, самобытных, замечательных школ заявляют о себе, охотно делятся опытом. Изюминка таких образовательных учреждений – бережное сохранение традиций, этнического богатства своего народа. А ведь только знания, помноженные на вековой опыт народа, ведут к экономическому процветанию. Следует, однако, признать, что сельская школа нуждается во внимании, заботе государства и поддержке больше, чем городская. Различие в качестве образования городских и сельских ребятишек – проблема не новая и для нашей республики очень актуальная. 80 процентов школ расположено в сельской местности и обучается там более 40 процентов детей. Статистика показывает, что сельских ребят в вузы всегда поступает меньше – примерно 41 процент, городских –55 процентов. Не очень значительная, но разница всегда есть. Уступают сельские школы и по количеству победителей в интеллектуальных состязаниях. Да и затраты на одного сельского учащегося в 2-3 раза больше, чем в городе. Есть и другой, не менее важный аспект. Как известно, лучшим учителем и воспитателем ребенка является школьная среда, детские коллективы. Именно они позволяют ему общаться, усваивать различные модели поведения и различные социальные роли. В коллективе легче адаптироваться к изменяющейся среде, искать и находить общий язык со сверстниками, приспосабливаться к новым условиям. Всего этого лишен ребенок, обучающийся в малокомплектной и малочисленной сельской школе. Значит, нужна целенаправленная политика в развитии образования на селе. – Какие пути развития сельской школы она предполагает? – Их несколько, районы сами их выбирают в зависимости от конкретных условий. Во-первых, можно старшие классы укрупнять, чтобы ребята из нескольких деревень съезжались в одну школу. Во многих школах старшие классы не заполнены. Необходимо, чтобы в каждой части района была такая школа для старшеклассников, с двумя и более параллелями, тогда можно вести углубленное изучение отдельных предметов, предпрофессиональную подготовку. За школьником, его родителями должен быть выбор – где продолжать учиться и жить дальше. Именно с такими образованными, самостоятельно мыслящими выходцами из деревни связаны надежды на возрождение села в условиях рынка. Проблема подвоза детей в школу тоже будет решена уже в новом учебном году: в бюджете республики заложены необходимы средства на приобретение автобусов, в том числе и Порецкому району. Другое решение – создание так называемых социокультурных центров села, когда под одной крышей объединяются школа, клуб, библиотека. И в Порецком районе уже есть такой пример – в селе Гарт в одном здании разместились школа, клуб, сельская библиотека. Такая тенденция очень распространена в западноевропейских странах. И делается это не только ради экономии, плюс еще и в том, что родители чаще находятся рядом с детьми. Здесь проходят все общественные мероприятия, праздники, спортивные соревнования. Школа, учительство, культработники – все вместе способствуют активной работе села в целом. Конечно, в каждом селе, где есть дети, должно быть образовательное учреждение. Какое? Это может быть и комплекс “начальная школа-детский сад”. Так, при Напольновской средней школе открыта группа для дошкольников. То же планируется сделать и в Анастасовской школе. Подобных групп на сегодня 58. Психологи считают, что в таких учреждениях легче происходит адаптация к школьному образованию, комфортнее среда. Задача государства – обеспечить качество и доступность образования для всех, на это и нацелены наши действия. – Галина Петровна, скажите, пожалуйста, переход на 12-летнее обучение в школе позволит решить эти задачи? – Что может дать увеличение срока обучения на год? Во-первых, врачи давно бьют тревогу по поводу ухудшения здоровья детей в целом. Особенно пагубно сказываются школьные перегрузки, длительное неподвижное сидение и недостаточные занятия физкультурой. Во-вторых, дошкольники меньше общаются сегодня со своими сверстниками, и первым серьезным опытом такого общения для многих становится школа. При этом дети не всегда чувствуют себя психологически комфортно, наоборот, многие проходят через стрессовую ситуацию. Поэтому знакомство детей друг с другом на год раньше может быть для них полезным. Дополнительный год позволит разгрузить как начальную, так и среднюю школу, а в старших классах появится возможность ввести профильное обучение. В условиях перехода к единому государственному экзамену это приобретает особенно большое значение. Но, что наиболее важно, 12-летнее обучение должно способствовать повышению качества обучения. Вообще говоря, структура, включающая 4 года начального, 6 лет основного и 2 года среднего общего образования, по мнению ученых, совпадает со сменой возрастных периодов: детства, отрочества, юности – и соответствует психолого-возрастным особенностям личности. Кстати сказать, все школы уже перешли на 4-летнее начальное обучение. С этого учебного года 17 школ республики начали апробацию содержания начального образования по новой структуре и профильного обучения в старших классах, иначе говоря, переход на 12-летнее обучение. Процесс этот идет в рамках модернизации всей системы образования и контролируется Правительством Российской Федерации. – Чтобы не испытывать психологического дискомфорта в первом классе, дети, наверное, должны пройти определенную подготовку в детских садах? – Конечно. Но в Чувашии только 56,7 процента детей от 1 до 6 лет посещают дошкольные образовательные учреждения, а в Порецком районе 50 процентов. Почти половина всех первоклашек приходят в школы неподготовленными. Воспитываясь в домашних условиях, они не получают ни достаточного багажа знаний, ни психологической подготовки. Как показывает практика, и в вузы такие дети поступают реже. Поэтому очень важно обеспечить общедоступность дошкольного образования. Один из вариантов – создание групп кратковременного пребывания. Очень активно работают в этом направлении в Моргаушском и Вурнарском районах, где открыто по 10 таких групп. Родители могут приводить малышей в детский сад на 2 часа, когда идут занятия. Платить за это не надо, поскольку образовательные услуги у нас оказываются бесплатно. Кстати, в ближайшем будущем группы кратковременного пребывания детей будут созданы при Козловской, Никулинской, Гартовской школах. Существует вариант групп с гибким режимом пребывания, т.е. можно ходить в обычную группу, но тоже только на занятия. Это удобно для небольших деревень, где немного детей и содержать отдельное здание детского сада невыгодно. – Много говорят сейчас о едином государственном экзамене. Что положительного Вы видите в этом новшестве? – Итоги первого года эксперимента показали, что такая форма проведения экзамена в целом оправдывает свое назначение. Так, результаты ЕГЭ позволили нам впервые получить объективную и независимую оценку качества общего образования. И, оказалось, что качество знаний наших выпускников ничуть не хуже, а где-то и лучше показателей других регионов, участвовавших в эксперименте. Кстати, результаты по математике в порецких выпускников был одним из лучших по респубблике. ЕГЭ впервые позволил выпускникам общеобразовательных учреждений республики без вступительных экзаменов на основе полученных баллов поступить в вузы не только Чувашии, но и престижные российские. Вы знаете, наверное, что 19 ребят стали студентами Высшей школы экономики, выпускники которой получают сразу два диплома – российский и британский. 25 выпускников учатся в Казанском техническом университете. В целом количество ребят, поступивших с этими результатами в вузы, увеличилось, особенно сельских – на 2,5 процента. Кроме того, совмещение итоговой аттестации в школе со вступительными экзаменами в вуз позволяет избежать дополнительных физических, психологических нагрузок и финансовых затрат. ЕГЭ также дает возможность избавиться от порочного “блата” при поступлении в средние и высшие учебные заведения. Положительный момент и тот, что мы, как пилотный регион, получили материальную и финансовую поддержку. – Галина Петровна, какие изменения ожидают выпускников школ в этом году? – И для выпускников школ, и для абитуриентов принципиальных изменений в итоговой аттестации не ожидается, кроме того, что отменен обязательный выпускной экзамен по физкультуре. Его можно будет сдавать по выбору. Рамки ЕГЭ в этом году значительно расширятся: советы директоров учреждений начального и среднего профессионального образования приняли решение участвовать в 2002 году в эксперименте. Это означает, что все техникумы и колледжи при приеме на те или иные специальности, которые определяет сам ссуз, будут засчитывать результаты ЕГЭ. – Говорят, что республика в этом году примет участие еще в одном эксперименте – по введению государственных именных финансовых обязательств (ГИФО)? – Участвовать в эксперименте по ГИФО в нашей республике будут Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева и Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. На основании ГИФО государство будет выделять вузам бюджетные средства на обучение студентов. Вводятся ГИФО пяти категорий. Категория и соответственно объем финансирования определяются количеством баллов в свидетельствах о результатах ЕГЭ. Обладатели высоких баллов будут учиться полностью за счет государства, остальным придется доплачивать собственные средства. Размер доплаты зависит от вуза, специальности, региона. Государственные именные финансовые обязательства и единый государственный экзамен – это две составляющие модернизации системы образования. Одновременное введение ЕГЭ и ГИФО позволит обеспечить равные права для поступления в вузы, сократить расходы семей на получение высшего образования, повысить эффективность расходования бюджетных средств. – Какие льготы предусмотрены в настоящее время при поступлении в учреждения профессионального образования? – Правом внеконкурсного поступления в вуз, как и прежде, пользуются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым, согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждений; граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя – инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ; граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие образовательные учреждения по рекомендации командиров воинских частей; участники боевых действий и инвалиды боевых действий. Это общие правила, обязательные для всех государственных вузов страны. – Галина Петровна, последний вопрос. В районе две школы – Сиявская и Семеновская – находятся в аварийном состоянии. Строительство новых школ что-то застопорилось. Когда дойдет очередь до названных школ? – В последние 5-6 лет в районе шло активное строительство новых школ. Сданы в эксплуатацию Никулинская, Порецкая школы. Остались проблемы по двум школам – Сиявской и Семеновской. Что касается Семеновской школы, то администрация района уже выделила средства на продолжение ее строительства. Основные строительные работы будут развернуты в следующем году. В настоящее время в школе обучается 121 ученик, и анализ демографической ситуации показывает, что в ближайшие годы число детей не сократится. В Сиявской же школе контингент учащихся снижается с каждым годом. При этом здание нуждается только в капитальном ремонте. Строить новое здание, думаю, нецелесообразно. Задача администрации – предусмотреть необходимые средства на капитальный ремонт школы. Было бы неплохо открыть и в этой школе группу для дошкольников, ведь в селе нет отдельного здания детского сада.


20 апреля 2002
00:00
Поделиться