Интервью министра образования Г.П. Черновой в прямом радиоэфире
Интервью министра образования Г.П. Черновой
в прямом радиоэфире 12 марта 2002 года
– Прошедший год был годом повышенного внимания к образованию. На одной из последних встреч мы говорили о грядущих переменах, которые так или иначе должны были коснуться всех уровней образования. Поэтому радиослушателям будет интересно узнать – что удалось сделать из задуманного? Назовите, пожалуйста, наиболее важные, на ваш взгляд, изменения.
– Прежде всего сделаны конкретные шаги по созданию нового организационно-экономического механизма, основанного на нормативном финансировании и финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений. Что под этим подразумевается?
Бюджет прошлых лет был достаточно напряженным, и в этих условиях пришлось задуматься о более эффективном, рациональном использовании средств. Поэтому мы рассчитали, какая сумма в среднем необходима на обучение одного ученика в год и, исходя из этого, заложили средства в бюджет. На одного городского ученика 2145,2 рубля, на сельского – 2485,8 рубля.
Сегодня же текущее содержание 1 ученика по нормативу в городской школе составляет 3666 руб., 2001г. – 2704,03 руб., 2000г.- 2027,39 руб.;
в сельской школе 5255 руб., 2001 г. – 4099,05 руб., 2000г. – 2128,13 руб.
Таким образом, финансирование конкретного образовательного учреждения зависит от количества обучающихся в нем детей. Это делает бюджет максимально прозрачным. Более того, в школах создаются попечительские советы. Кстати, они нужны не только для того, чтобы контролировать расходование денег, а чтобы привлекать внимание родителей, общества к нуждам школы. Об этом пойдет разговор на предстоящем семинаре по развитию государственно-общественных форм управления образованием.
С 2001 года защищены бюджетные расходы на удешевление стоимости питания учащихся школ, выплату педагогическим работникам ежемесячной денежной компенсации на приобретение методлитературы и льготы на коммунальные услуги. Активная работа велась по погашению задолженности учреждений за прошлый период. В 2001 г. на это направлено 174,4 млн. рублей, в том числе по учреждениям федерального подчинения - 7,6 млн. руб. из федерального бюджета. Сегодня нет задолженности по учреждениям республиканского и федерального подчинения. Чтобы прийти к этому, потребовались серьезные изменения в системе финансирования отрасли.
Конечно, не все удалось сделать. В частности, не полностью погашена задолженность по коммунальным услугам по учреждениям, финансируемым из местных бюджетов, долг сегодня составляет 130 млн. рублей, из них 26,4 млн. руб. - бесплатные коммунальные услуги сельским учителям.
Очевидно, что без повышения статуса учителя, в том числе и через зарплату, нельзя ждать ощутимых перемен. С 1 декабря 2001 года зарплата каждого педагога выросла примерно в 1,89 раза. А если точнее – директор обычной городской школы (СШ № 48 г. Чебоксары) при 15 разряде оплаты труда по ЕТС и 9 часах преподавательской работы по 11 разряду получает заработную плату 2448, 12 руб. А в ноябре прошлого года зарплата его составляла 1485,12 руб. В сельской школе (Можарская СШ Янтиковского района) при этом же разряде и 5 часах преподавательской работы по 14 разряду директор получает 2578,48 руб., а в прошлом году получал 1529,45 руб.
Зарплата учителя городской школы (СШ № 48) по 8 разряду оплаты труда по ЕТС при учебной нагрузке 23 часа в неделю составляет сегодня 1454,72 руб., в ноябре же прошлого года составляла 818,39 руб. В сельской местности эта картина выглядит соответственно следующим образом: 1573,47 сегодня и 777,8 руб. - в ноябре прошлого года.
– Вы уже упомянули о том, что денег в бюджете на сферу образования, мягко говоря, недостаточно. Откуда же берутся средства на строительство и ремонт школьных зданий?
– Строительство объектов образования, как известно, находится под особым вниманием и контролем Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова. На эти цели в 2001 году выделены государственные инвестиции в сумме 72,9 млн.рублей, в том числе из федерального бюджета – 5,8 млн. рублей, из республиканского – 67,1 млн. рублей.
В истекшем году вновь построены и введены в эксплуатацию 13 школ на 3115 ученических мест.
Время, когда можно было строить, не считая денег и не думая о целесообразности строительства объектов, осталось далеко позади. Сегодня строительство ведется с учетом экономической выгоды и демографической ситуации. Потому получили развитие новые формы учреждений, в том числе и «детский сад-школа». В таком варианте построены и введены в эксплуатацию Первомайская школа-сад на 500 ученических и 90 детсадовских мест в Батыревском районе, Сур-Майданская школа-сад на 108 ученических и 20 детсадовских мест в Алатырском районе.
Республике уже известен опыт моргаушцев по строительству образовательно-культурных комплексов, объединяющих сразу несколько учреждений - образования и культуры.
В 2001 году произведена реконструкция старого здания Убеевской средней школы Красноармеского района под республиканскую спецшколу-интернат на 85 ученических мест для детей и подростков с девиантным поведением.
По федеральной программе развития образования (2000-2005 годы) продолжается строительство профессионального училища №5 в г.Цивильске, школы-интерната в с.Калинино Вурнарского района, учебных корпусов государственного и педагогического университетов.
В республиканскую инвестиционную программу на 2002 год включены 14 объектов образования, выделено 67 млн. рублей, в том числе на газификацию котельных трех школ-интернатов – 2,7 млн.рублей. Еще две школы (Староайбесинская Алатырского района и школа № 9 г. Алатырь) пройдут по другим республиканским программам. На финансирование этих строек выделено в текущем году 10,0 млн. рублей.
Но мы рассчитываем не только на бюджетные средства. В 2001 г. министерством дополнительно привлечено 47,19 млн. руб., в том числе средств федерального бюджета - 41,09 млн. руб., средств международных проектов - 6,1 млн. руб. Если сравнить с общим объемом бюджета на содержание учреждений образования системы МО ЧР на 2001 год, это составляет 4,2%. Такая работа будет проводиться и в 2002 году, по предварительным данным будет привлечено более 100 млн. рублей.
В 2002 году министерство участвует в 11 из 15 федеральных программ.
– Чрезвычайно важным является решение вопросов книгообеспечения школьников. В начале 90-х годов Россия отказалась от бесплатной поставки учебников, переложив проблему на плечи регионов. При этом нужно было массово менять учебники, да еще создавать новые. И только создание новой системы обеспечения учебниками на государственном уровне позволило нам за последние три года выйти из этого сложного состояния. Ежегодно увеличивается бюджет на учебники. В прошлом году направлено 6,4 млн. рублей, что в 1,4 раза выше аналогичного показателя 2000 года (2002 г. – 6,6 млн. руб.). Создана схема прямых поставок из издательств, что удешевляет их стоимость. И сегодня республиканским комплектом школы в целом обеспечены. Федеральный комплект довели до 80 процентов. Бесплатно обеспечили малообеспеченных и сирот.
– Галина Петровна, как вы считаете, наступило ли время говорить о всеобщей компьютерной грамотности или нашим школам рано пока мечтать о современной технике?
–Конечно, современная школа немыслима без компьютера. И мы делаем всё для того, чтобы школы становились современными по настоящему: кроме бюджетных средств, выделяемых государством на компьютеризацию, используем многоканальное финансирование. Руководство республики через полезные деловые связи привлекает разные проекты и программы – как российские, так и международные. В результате за счет всех источников финансирования учреждения получили 872 компьютера (2000г. - 16 компьютеров), из них 682 поступило по федеральной программе «Сельская школа-2001» с участием средств республиканского и местных бюджетов республики, 44 - на проведение эксперимента по ЕГЭ, по различным международным проектам - 46.
Самое крупное привлечение дополнительных возможностей – это проект Министерства образования РФ с привлечением средств Международного банка реконструкции и развития. Два года активного участия в конкурсе позволили выиграть его и войти в проект. Оборудование на сумму 10 млн. долларов пойдет в сельские школы и учреждения начального профессионального образования.
Наша основная работа сегодня в области компьютеризации – перевод системы книгообеспечения школ на компьютерную основу. Созданные в каждом районе и городе информационные центры сделали реальным выход в Интернет, а значит и к информационной системе учебного книгоиздания России. Ряд районов республики уже подключились к сети Интернет, а до конца учебного года эту работу завершат все сельские средние школы. А это очень важно: при наличии большого выбора учебников компьютер сделает возможным пользоваться лучшими учебниками и пособиями.
В 2002 году планируем оснастить городские и поселковые школы примерно на ту же сумму, что и сельские школы. Это 63 класса-комплекта, куда входит 1 учительский и 10 ученических компьютеров, а также 72 ученических компьютера с комплектом необходимого оборудования (оборудование для локальной сети, модемы, принтеры).
– Наверное, большинство ребят мечтает о поступлении в вуз после окончания школы. И здесь шансы сельских школьников ниже, чем у городских. Как решается проблема доступности образования для сельских школьников?
– К сожалению, статистика пока не в пользу сельских ребят, в вузы их всегда поступает меньше – примерно 41 процент, городских –55 процентов. Конечно, у городских выпускников шансов поступить намного больше, поскольку есть возможность посещать и курсы, обратиться к услугам репетиторов, да и школы городские, как правило, посильнее. А задача государства – сделать образование равнодоступным. И как же это осуществить, если качество изначально разное? И здесь задействовано несколько механизмов.
Первый. Всем известно, что дети перегружены, не всем легко освоить учебный материал. Поэтому мы включились в апробацию федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Эксперимент позволит отработать плавный переход на 12-летнее образование. В нем участвует 17 школ.
Второй - единый государственный экзамен, который призван отсечь необходимость репетиторства, подготовительных курсов. В прошлом году мы приняли участие в федеральном эксперименте по введению ЕГЭ, и количество ребят, поступивших с этими результатами в вузы, увеличилось, особенно сельских – на 2,5 процента.
В чем проблема маленькой сельской школы? Во-первых, там, как правило, один учитель ведет несколько предметов. Во-вторых, если в классе всего 7 учеников, нет соревновательной педагогической среды. И насытить оборудованием все эти маленькие школы невозможно. Поэтому мы настоятельно рекомендуем старшие классы укрупнять, чтобы ребята из нескольких деревень съезжались в какую-то одну школу. Необходимо, чтобы в районах были такие школы для старшеклассников, с двумя и более параллелями. Тогда можно ввести специализацию, профильное обучение, углубленное изучение предметов.
Для решения проблемы подвоза детей к школам в нынешнем году предусмотрена закупка автобусов, на что в республиканском бюджете заложено 30 млн. рублей.
– Галина Петровна, весь прошлый год был насыщен событиями в системе образования не только Чувашии, но и России. Мне известно, что Вам в числе немногих руководителей органов управления образованием РФ приходилось принимать участие в заседаниях Госдумы, Правительства России по вопросам модернизации образования. У меня складывается впечатление, что процессы модернизации начались в Чувашии не вчера, а значительно раньше. Свидетельство тому – наша сегодняшняя беседа.
– Вы правы. В Чувашии сделаны серьезные шаги по приведению образования в соответствие с современными запросами гораздо раньше, еще в 1996 году, когда была принята президентская программа «Новая школа». И получилось, что федеральные структуры идут как бы вслед за нами, в том же направлении. Так что с гордостью можно сказать, что наша республика оказалась в авангарде образовательных реформ. Россия лишь в конце прошлого года приняла Концепцию модернизации российского образования.
- Какие еще направления получат развитие в соответствии с Концепцией модернизации в нашей республике?
Основные положения Концепции определяют слова «доступность-качество-эффективность». Поэтому в ближайшее время будут задействованы все организационно-управленческие, экономические, правовые механизмы, позволяющие управлять процессами модернизации.
Сейчас готовится Указ Президента России о передаче муниципальных общеобразовательных школ в государственную собственность и придания им статуса государственных образовательных учреждений с возможностью делегирования части полномочий в этой сфере на муниципальный уровень. Работа уже начата. Вступил в законную силу Указ Президента РФ об усилении контроля со стороны государственных структур за финансированием муниципальных общеобразовательных учреждений.
Создается Совет по модернизации образования при Правительстве Российской Федерации. Рассматривается целесообразность создания координационного Совета по модернизации и развитию образования в Чувашии.
Очевидно, что все происходящие перемены повлекут за собой внесение изменений в существующую нормативно-правовую базу.
- А что предполагается сделать для достижения нового, современного содержания общего образования?
Во-первых, в старших классах будет вводиться профильное обучение; усилится роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся – это экономика, право и т.д. Обязательное условие – всеобщая компьютерная грамотность. Большое внимание будет уделяться русскому, родному и иностранным языкам, профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовке. Будут отработаны различные механизмы реструктуризации основной и старшей ступени сельской школы.
Планируется установить минимальную ставку оплаты труда педагогических работников не ниже прожиточного минимума; отказ от единой тарифной сетки и переход на отраслевую систему оплаты труда работников образования.
Будет стимулироваться деятельность юридических лиц и граждан, инвестирующих в образование и(или) оказывающих ему безвозмездную поддержку.
Опережающее развитие должны получить начальное и среднее профессиональное образование.
По прогнозам, первые результаты модернизации образования общество сможет ощутить во второй половине десятилетия, в 2006-2010 годах.
– Какие изменения ждут выпускников школ и абитуриентов в этом году?
– И для выпускников школ, и для абитуриентов принципиальных изменений в итоговой аттестации не ожидается, кроме того, что отменен обязательный выпускной экзамен по физкультуре. Его можно будет сдавать по выбору. Пользуясь случаем, замечу, что физическая культура должна занять достойное место в системе обучения и воспитания наших школьников, студентов. Нам нужно многое изменить в подходах к тому, что связано с развитием двигательной активности детей. И задача заключается не только в том, чтобы вводить дополнительные часы на физкультуру. Надо найти такую модель физического воспитания ребенка, которая бы обеспечивала ему ежедневную двигательную активность, причем под врачебным контролем. Нам нужно ответить на многие вопросы: как лучше организовать учебный процесс на уроках физкультуры, причем на современном уровне, как повысить эффективность внеклассной работы, как пробудить у ребят интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, как оборудовать спортивные залы современным инвентарем. Над этими вопросами мы сегодня активно работаем.
Вузовское образование в республике представлено 20-ю вузами и филиалами, из них 5 – негосударственных (МОУП, РИПиГН, ЧФ МГЭИ, ЧФ СГИ, ЧФ АПУ). Три вуза не имеют государственной аккредитации (Международный открытый университет Поволжья, Региональный институт психологии и гуманитарных наук, Чебоксарский филиал Московского гуманитарно-экономического института).
Число студентов составляет 56030 человек (в 2000 г. – 52411 чел.), в том числе на бюджетной основе – 24840 чел. (2000 г. – 25005 чел.). В процентном отношении количество бюджетных мест уменьшилось с 50 % в 2000 г. до 45 % в 2001 г. из-за большого увеличения числа студентов-контрактников.
В 2001 г. принято на 1 курс 15896 человек, в том числе на бюджетной основе – 5725 чел. (в 2000 г. – 5827 чел.).
В эксперименте по введению единого государственного экзамена в 2002 г. примут участие 9 вузов и филиалов. Каждый из них определил не менее 50 % специальностей для сдачи по форме ЕГЭ, в том числе ЧГУ – 26, ЧГПУ – 13, ЧГСХА – 5, ЧКИ МУПК – 2.
- Галина Петровна, как Вы думаете, нравится детям ходить в школу?
- По-разному. Кому нравится, а кому и нет, что вполне естественно. Мы пытаемся сделать процесс обучения как можно интересней – через интеллектуальные формы соревновательности. За последние годы вдвое увеличили количество проводимых республиканских олимпиад, в 3 раза – число их участников. Учащиеся и студенты не только вышли на российский уровень, 10-12 из них ежегодно становятся лауреатами олимпиад.
У нас создана система поддержки одаренных детей. Есть для них и специальные лицеи-интернаты, гимназии-интернаты, лучшие студенты, учащиеся и учителя получают государственную поддержку. Ежегодно выбираем лучшие школы по нескольким номинациям. За последние годы наши учителя трижды входили в пятерку лучших учителей года России.