14:13 Коллегия Министерства образования Чувашской Республики.
Буквально накануне Нового 2002 года, а именно 27 декабря, прошла коллегия Министерства образования Чувашской Республики. Обсуждали два вопроса: об опыте работы Центра творчества детей и юношества г.Новочебоксарска и о плане мероприятий по реализации федеральной целевой программы “Русский язык” на 2002-2005 годы.
По первому вопросу выступили начальник управления образования администрации г.Новочебоксарска, директор Центра творчества, начальник отдела дополнительного образования Министерства образования Чувашской Республики. Не случайным стало рассмотрение опыта работы этого учреждения. Серьезная работа, активность сотрудников позволили добиться им значительных успехов.
В 2001-2002 учебном году в Центре функционирует 301 учебная группа с охватом 3718 воспитанников. Центр обеспечивает их занятость во внеурочное время, предоставляет образовательные услуги по 64 направлениям. Ежегодно всеми формами дополнительного образования охватывается более 10000 человек.
Большое внимание уделяется развитию материальной базы. Все подразделения Центра: комплексы воспитательной и социальной работы, декоративно-прикладного и технического творчества; спортивный отдел; отдел экологии, туризма и краеведения; инновационно - методический отдел обеспечены современными техническими средствами обучения, оборудованием.
В целях совершенствования образовательного процесса разработаны требования к структуре и содержанию образовательных программ. Стали традиционными занятия с педагогами по разработке и оформлению учебно-методических пособий и образовательных программ. Сегодня 36 педагогов (30% от общего числа) работают по авторским, переработанным и экспериментальным образовательным программам. Созданы условия для развития творческих способностей детей, учащихся и молодежи в области оздоровительно-физкультурной деятельности, детского туризма, экологии и краеведения, организационно-массовой работы.
Центр укомплектован квалифицированными педагогами по всем направлениям работы. Всего в нем работают 113 педагогов, из которых 17 человек имеют высшую, 27-первую, 37 – вторую квалификационные категории, что составляет 73, 2 % (по республике –37,3%); кроме того, в нем трудятся 6 преподавателей вузов, в том числе один профессор.
Налажена связь с министерствами и ведомствами республики: Минэкологии Чувашии, Минспорта Чувашии, Минкультуры Чувашии, Госкоммолодежи Чувашии, Советом ветеранов, другими общественными организациями и образовательными учреждениями районов и городов. Совместная работа способствует эффективному решению задач экологического образования, физического, патриотического и художественно-эстетического воспитания детей и учащейся молодежи. На базе Центра регулярно проводятся республиканские, региональные, всероссийские мероприятия для детей (научно-практические конференции юных гвардейцев, республиканские конкурсы, викторины, фестивали, семинары руководителей учреждений дополнительного образования). В 1999 году ему присвоен статус базового учебно-методического учреждения системы дополнительного образования республики. Сюда за опытом постоянно обращаются специалисты учреждений дополнительного образования г. Чебоксары, Ибресинского, Козловского, Комсомольского, Марпосадского, Моргаушского, Чебоксарского, Шумерлинского районов, гг. Дзержинск Нижегородской области, Йошкар-Ола Республики Марий Эл и др.
Решением коллегии одобрен опыт работы центра, рекомендовано распространять лучший опыт работы учреждений дополнительного образования по созданию условий для развития творческих способностей детей и учащейся молодежи, провести в этом учебном году республиканский конкурс учреждений дополнительного образования, а также в феврале провести День заведующих РОНО на базе новочебоксарского Центра творчества детей и юношества.
Второй вопрос, касающийся федеральной программы “Русский язык” на 2002-2005 годы, вызвал оживленный разговор по поводу намечающейся реформы русского языка, который давно обсуждается на федеральном уровне. По мнению специалистов кафедры многоязычия республиканского института образования, не страшно, если будет проведена не реформа как таковая, а лишь некоторое упрощения орфографических норм языка. Причем такие меры не новость для России, известны реформы русского языка, проведенные Петром I, постреволюционное реформирование. Главное, чтобы не было перебора. Заведующая кафедрой Галина Алексеевна очень интересно рассказала об опыте так называемого концентрического метода преподавания языка в школах. После трехлетнего эксперимента такого метода в 18 школах республики результаты самые положительные: школьники глубоко усваивают предлагаемый материал, что подтверждают контрольная проверка знаний – “двоек” не было совсем. Термин “концентрическое преподавание русского языка” введено известным педагогом Ушинским и подразумевает изучение языка по художественным текстам. Как сказал классик, “Гомера надо изучать из Гомера”, т.е.и язык надо изучать по оригинальным произведениям классиков.
Коллегия утвердила план мероприятий по реализации федеральной программы, при этом решила рекомендовать органам управления образованием администраций городов и районов разработать мероприятия по выполнению данного решения коллегии.