Президентская программа "Новая школа"
31 января 1997 года N 10
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЕ "НОВАЯ ШКОЛА"
В целях развития образования, обновления его содержания, ресурсного и кадрового обеспечения постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Президентскую программу "Новая школа" (далее - Программа).
2. Кабинету Министров Чувашской Республики предусмотреть финансовые средства для реализации Программы и установить контроль за ходом ее выполнения.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Чувашской Республики Н.ФЕДОРОВ
г. Чебоксары
31 января 1997 года
N 10
Утверждена
Указом Президента
Чувашской Республики
от 31.01.97 N 10
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРОГРАММА "НОВАЯ ШКОЛА"
ПАСПОРТ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЫ "НОВАЯ ШКОЛА"
Наименование Программы Президентская программа "Новая школа"
Основание для разработки Программы Поручение Президента Чувашской Республики
Основные разработчики проекта Программы Министерство образования, науки и высшей школы Чувашской Республики, педагогическая общественность
Исполнители мероприятий Программы Министерство образования, науки и высшей школы Чувашской Республики
Министерство экономики Чувашской Республики
Министерство финансов Чувашской Республики
Администрации городов и районов
Министерство Чувашской Республики по социальной политике
Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики
Министерство здравоохранения Чувашской Республики
Министерство по развитию предпринимательства и ремесел Чувашской Республики
Министерство внутренних дел Чувашской Республики
Министерство информации и печати Чувашской Республики
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Чувашской Республики
Министерство культуры и по делам национальностей Чувашской Республики
Министерство труда и занятости Чувашской Республики
Комитет Чувашской Республики по делам молодежи
Национальная академия наук и искусств Чувашской Республики
Цель Программы Развитие образования, обновление его содержания, ресурсное и кадровое обеспечение для удовлетворения образовательных потребностей граждан республики
Задачи Программы Создание экономических и организационных условий для функционирования системы образования
Основные мероприятия Обеспечение реализации следующих приоритетных направлений:
обновление содержания образования
становление и развитие новых форм воспитательной работы молодежных и детских общественных объединений
подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров
поддержка и развитие инновационного движения в образовании
структурная перестройка системы образования
оптимизация управления образованием и развитие его государственно-общественных форм
взаимодействие общества и образования, формирование и развитие образовательных сообществ
поддержание и развитие основных фондов системы образования
стабилизация финансирования системы образования
международное сотрудничество
Сроки реализации первого этапа Программы 1997 - 1998 годы
Объем и источники финансирования Программы Общий объем финансирования первого этапа Программы - 90,747 млрд. рублей,
в том числе:
средства республиканского бюджета - 39,935 млрд. рублей;
средства местных бюджетов - 50,812 млрд. рублей
Ожидаемый конечный результат реализации Программы Удовлетворение образовательных потребностей граждан, обновление содержания образования, его кадровое и ресурсное обеспечение
Контроль за выполнением Администрация Президента Чувашской Республики, Министерство образования, науки и высшей школы Чувашской Республики
Введение
В соответствии с Законом Чувашской Республики "Об образовании" организационной основой государственной политики Чувашской Республики в области образования является Программа развития образования. Изменившиеся условия жизни, углубление и усложнение социально - экономических и политических процессов, вступление страны после президентских выборов 1996 года в новую полосу демократического развития требуют существенной корректировки намеченных ранее планов и программ, в том числе Программы развития образования Чувашской Республики на 1994 - 2000 годы.
После проведения анализа хода реализации первого этапа этой Программы за 1994 - 1996 годы, опираясь на все лучшее в ней, Президент и Правительство республики, представители образовательной общественности сочли необходимым сконцентрировать усилия на приоритетных направлениях стабилизации и развития образования в Чувашии и трансформировать второй этап предшествующей Программы в особую Президентскую программу "Новая школа" (далее - Программа).
Настоящая Программа представляет собой часть единой образовательной политики, стратегической целью которой является укрепление и развитие духовного, интеллектуального и физического потенциала населения Чувашской Республики. Именно это определяет основные ценности, заложенные в Программу: свобода и развитие личности, высокий уровень знаний и способность к самообразованию, культура как неотъемлемое качество человека.
Одновременно Программа призвана решить ряд важнейших задач, наиболее актуальных на сегодняшнем этапе: обеспечение адаптации личности к изменившейся социально - экономической и политической системе общества; подготовка юного гражданина к жизни в изменяющемся и обновляющемся мире; формирование новой модели образовательной системы в республике на базе взаимодействия общества и образования.
Достижение заявленных целей и задач требует принципиальных изменений сложившейся системы образования, ее подлинной демократизации и гуманизации.
Программа построена по следующей схеме: анализ выполнения Программы развития образования Чувашской Республики за 1994 - 1996 годы; современное состояние образования в Чувашской Республике, приоритетные направления стабилизации и развития образования; механизм реализации Программы.
Программа является государственным межведомственным документом. Она рассчитана на 1997 - 2000 годы и подразделяется на два этапа: первый - 1997 - 1998 годы, второй - 1999 - 2000 годы.
Контроль за выполнением Программы осуществляется Администрацией Президента Чувашской Республики, Министерством образования, науки и высшей школы Чувашской Республики.
Периодичность контроля - 1 раз в год.
I. Анализ выполнения программы развития образования Чувашской Республики за 1994 - 1996 годы.
Характеристика современного состояния образования Чувашской Республики
Завершился первый этап реализации Программы развития образования Чувашской Республики на 1994 - 2000 годы (далее - Программа), утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 октября 1994 г. N206.
На этом этапе ведущей задачей являлось обеспечение стабилизации и динамичного развития системы образования на принципах демократии, гуманизма, научности и преемственности. Принимались меры по преодолению кризисных процессов и явлений в системе образования, созданию нормативно - правовой базы.
Законами Российской Федерации и Чувашской Республики об образовании расширены и укреплены государственные гарантии граждан на образование.
Принят ряд указов Президента Чувашской Республики и постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики по поддержке образования и науки.
В соответствии с Программой создан комплекс нормативного и научно - методического обеспечения реформ общего образования:
подготовлен проект концепции единого поэтапного обучения чувашскому языку в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах;
разработаны и доведены до школ республики учебные планы, обеспечивающие реализацию федерального и национально - регионального компонентов содержания образования;
начата подготовка новых учебников, учебно - методических комплектов национально - регионального компонента содержания образования;
принята программа "Информатизация образования Чувашской Республики на 1995 - 2000 годы";
разработаны и утверждены типовые положения о школах - гимназиях, школах - лицеях Чувашской Республики;
разработана региональная Программа воспитания ребенка - дошкольника;
разработан проект нормативов финансирования образовательных учреждений.
Однако многие разработанные проекты и программы остались нереализованными из-за отсутствия финансово - материального обеспечения.
В настоящее время в системе образования республики 603 детских дошкольных образовательных учреждения, 693 дневных, 16 вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, 29 учреждений начального, 28 среднего, 7 высшего профессионального образования, 1 частная школа, Республиканский институт образования. В них обучаются и воспитываются около 400 тыс. детей, учащейся молодежи и студентов.
Дошкольное воспитание
В дошкольном воспитании Чувашской Республики за последние годы произошли количественные и качественные изменения. Комплекс различных нововведений в нормативно - правовую, экономическую базу, новые социокультурные условия позволили системе дошкольного образования встать на новый уровень своего развития, осуществить реформу коренных направлений своей деятельности.
В 603 дошкольных образовательных учреждениях воспитывается 57,6 тыс. детей (число же мест в этих учреждениях составляет 69 тысяч, т.е. республика располагает необходимым резервом). В городской местности 299 детских образовательных учреждений (детей - 42,9 тысяч), в сельской - 304 (детей - 14,7 тысяч).
Одной из заметных тенденций в развитии детских дошкольных образовательных учреждений является усиление их зависимости от потребностей родителей в качестве и разнообразии оказываемых услуг. В связи с этим в последние годы открыты различные виды дошкольных образовательных учреждений: детские сады с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно - эстетического, физического и др.), детские сады компенсирующего вида с приоритетным осуществлением санитарно - гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, детские сады комбинированного вида (общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании), центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Сохранена и развивается сеть национальных детских образовательных учреждений: в 236 садах образовательный процесс осуществляется на чувашском языке, в 7 - на татарском. Потребность в функционировании национальных детских образовательных учреждений удовлетворена не в полной мере, хотя в городских условиях вводятся отдельные национальные группы по желанию родителей.
Успешно внедряются программы нового поколения "Радуга", "Развитие", "Гармония", "Региональная" и другие, получившие высокую оценку родителей и педагогов. Активно идет поиск новых технологий, основанных на педагогике развития. Отдельные педагоги делают все больший акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей. Новые положительные изменения затронули не только содержание и методы, но и формы образования. В детских садах создаются студии, секции, кружки, клубы, что позволяет в большей степени удовлетворять индивидуальные интересы и потребности детей, делает педагогический процесс более дифференцированным и гибким. Новые формы работы способствуют расширению спектра общения ребенка с другими детьми, обогащая его социальный опыт.
Среди новых, прогрессивных тенденций следует отметить создание условий для проведения лечебных и профилактических процедур (оборудование физиотерапевтических, массажных, зубоврачебных кабинетов, саун, фитобаров и пр.).
Вместе с тем одновременно происходит ежегодное сокращение сети дошкольных образовательных учреждений: за последние три года их количество уменьшилось на 49 (7,5%), хотя это и меньше, чем в целом по Российской Федерации, где сокращение составило 14,8 процента. Основными причинами этих процессов являются закрытие и перепрофилирование ведомственных детских образовательных учреждений, а также отсутствие средств на их содержание и капитальный ремонт. Часть детских образовательных учреждений закрыта в связи с сокращением контингента воспитанников и низкой их посещаемостью.
Сохраняется очередность по устройству детей в детские образовательные учреждения в городской местности (3,8 тыс. человек), что связано с недоступной для родителей платой. Реальные потребности сельского населения в дошкольном образовании могут быть удовлетворены за счет имеющихся мест, однако сохраняется тенденция к уменьшению количества детей из-за высокой платы во многих дошкольных учреждениях.
Общее образование
В 693 дневных общеобразовательных школах обучаются 224,5 тыс. учащихся, в том числе в 548 школах (79,1%) сельской местности - 91,8 тыс. учащихся (40,9%). По сравнению с 1993 - 1994 учебным годом численность учащихся увеличилась на 15,7 тысяч, в сельской местности - на 2,1 тысяч. Из выпускников 9 класса 98,6 процента учащихся продолжают обучение в общеобразовательных учреждениях, дающих среднее (полное) образование, в том числе в 10 классах - 69,6 процента (на селе 77,9%), в 1993/94 учебном году количество продолжавших обучение в 10 классах соответственно составляло 64,5 и 73,3 процента.
В республике функционируют 16 вечерних и 13 учебно - консультационных пунктов при дневных общеобразовательных школах, в которых обучается 3,7 тыс. учащихся. По сравнению с 1993/94 учебным годом число вечерних школ увеличилось на одну, численность учащихся осталась без изменения.
За последние годы сеть образовательных учреждений не только сохранена, но и получила существенное развитие. Расширилась сеть общеобразовательных школ повышенного уровня. В 20 гимназиях (1994 год - 14), 11 лицеях (1994 год - 10), школах с углубленным изучением различных предметов, 20 учебно - воспитательных комплексах (1994 год - 13) обучаются 34,5 тыс. учащихся (15,6%), из них 4,7 тыс. учащихся (5,1%) - в сельской местности. В 66 общеобразовательных школах открыты классы экономического, юридического, технического, естественнонаучного, педагогического, фермерского и других профилей. В республике постепенно осуществляется переход на развивающее обучение и вариативное образование, что позволяет обеспечить обновление содержания образования.
В содержание образования введены новые предметы и курсы - "Экономика", "Граждановедение", "Экология", "Основы безопасности жизнедеятельности", "Школьникам о праве". В 13 школах, в том числе в одной сельской, основы права углубленно изучаются в классах юридического профиля. Включение граждановедческих и правовых курсов позволяет строить систему правовых знаний учащихся.
С целью создания условий для интеллектуального и творческого развития детей сельской местности функционируют Ядринская национальная гимназия - интернат для 5 - 11 классов с естественно - математическим и гуманитарным направлениями; Чувашский национальный лицей - интернат имени Г.Лебедева для 1 - 11 классов с музыкальным, физико - математическим, филологическим направлениями, Чувашско - турецкий лицей - интернат для 9 - 11 классов, где изучение отдельных предметов осуществляется на английском, турецком, чувашском и русском языках; Республиканская гимназия при Чувашском государственном университете имени И.Н.Ульянова для 10 - 11 классов с гуманитарным направлением обучения.
Введение инноваций в содержание образования существенно повлияло на повышение качества знаний учащихся. По сравнению с 1994 годом на 12,5 процента увеличилось число выпускников, награжденных золотой и серебряной медалями.
Развивается сеть национальных школ. В республике 463 чувашских, 222 русских, 18 татарских и 3 мордовских школ. Ведется работа по подготовке новых учебников и учебно - методических пособий по предметам республиканского (национального) компонента. В 1996 году издано 12 наименований учебников и учебных пособий тиражом 168 тыс. экземпляров.
Укрепляются связи общеобразовательных учреждений с учреждениями образования США, Германии, Франции, Турции. Более 13 общеобразовательных учреждений инновационного вида установили прямые связи с иностранными партнерами. Осуществляется обмен учащимися и учителями. Установление этих контактов повысило интерес у учащихся к изучению иностранных языков. В 148 школах 19,5 тыс. учащихся начальных классов занимаются по программе раннего изучения иностранного языка, в 67 школах 6339 учащихся изучают иностранные языки углубленно.
Однако существующая сеть общеобразовательных учреждений пока не обеспечивает полного удовлетворения образовательных потребностей граждан республики. Отстает процесс перехода сельских школ на развивающее обучение и вариативное образование. Не упорядочена сеть инновационных общеобразовательных учреждений. Растет сменность занятий, хотя показатели сменности обучения в республике значительно ниже, чем по Российской Федерации в целом. Если в 1990/91 учебном году в школах республики занималось во вторую смену 12,6 процента учащихся, в Российской Федерации - 22,9 процента, то в 1995/96 учебном году - 15,5 процента, в Российской Федерации - 25 процентов.
Медленно идет обеспечение школ учебниками и учебно - методическими пособиями, что сдерживает обновление гуманитарного и обществоведческого образования.
Перегружены учебные программы. Несоблюдение санитарно - гигиенических норм в организации образовательного процесса ведет к ухудшению здоровья детей. В среднем по республике 11,1 процента учащихся имеют хронические заболевания и относятся к 3-ей группе здоровья, 51,8 процента - ко 2-й группе. Понижение остроты зрения отмечается у 13,8 процента учащихся, 9,4 процента школьников страдают нарушением осанки и сколиозом, 3,5 процента отнесены к специальной медицинской группе физического воспитания, 0,4 процента освобождены от уроков физической культуры.
Ухудшение социально - экономических условий в обществе, в том числе в системе образования, способствует переходу учащихся 7 - 9 классов из дневных общеобразовательных школ в вечерние (сменные). Всего в системе вечернего и заочного обучения занимается 931 ученик в возрасте 15 лет и моложе (25,5%), в 1993/94 учебном году было 883 ученика (24,1%). В связи с этим заметно возрастает роль вечерних школ. Педагогические коллективы этих школ вынуждены брать на себя функции коррекции, реабилитации и, во многих случаях, социальной защиты подростков.
Охрана прав детства
Растет число детей, остро нуждающихся в помощи государства.
В системе образования функционируют 2 детских дома, 3 школы - интерната и 3 детских дома семейного типа для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 10 школ - интернатов и 4 школы для детей с недостатками физического и умственного развития. Всего в 18 школах - интернатах всех типов и двух детских домах воспитываются 3217 детей, в том числе 1055 детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 3 детских домах семейного типа - 21 ребенок. В школах и школах - интернатах обучается 1884 ребенка с аномалиями в развитии.
В семьях граждан проживают 1981 усыновленный и 2051 подопечный, пособие опекунам выплачивается на 1034 детей.
Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в Чувашской Республике пользуются правом внеконкурсного приема на учебу в высшие и средние профессиональные учебные заведения и обучаются на основе полного государственного обеспечения.
Усиленными темпами развивается в республике сеть учреждений социальной реабилитации и психолого - медико - педагогической помощи детям. За последние три года созданы 5 центров психолого - педагогической помощи детям, 3 социально - реабилитационных центра, 9 отделений социальной реабилитации и социальный приют для детей и подростков в г. Канаше.
Дополнительное (внешкольное) образование и воспитание
В системе дополнительного образования детей происходят значительные качественные изменения. Наряду с традиционно существующими учреждениями содержание дополнительного образования успешно реализуется в учебно - воспитательных комплексах, где происходит гармоничное соединение базового и дополнительного образования (школы искусств, художественные, спортивные школы). Несмотря на тяжелые социально - экономические условия за последние годы количество учреждений дополнительного образования детей увеличилось на 4 и в настоящее время составляет 94, в них занимаются 74,8 тыс. человек (1994 год - 73,3 тыс. человек).
Однако сеть этих учреждений заметно отстает от спроса детей в дополнительных образовательных услугах (лишь 30 процентов детей имеют возможность развивать свои способности в учреждениях дополнительного образования). Крайне недостаточно развивается служба психолого - педагогической помощи детям в районах и городах республики, что существенно снижает потенциал институтов воспитания.
В связи с недостаточностью средств отдельные республиканские мероприятия по внеклассной воспитательной работе не проводятся.
Профессиональное образование
Последние три года в республике сохраняется устойчивая тенденция стремления молодежи к получению качественного профессионального образования. В 29 учреждениях начального профессионального образования обучаются 16,4 тыс. учащихся, подготовка ведется по 53 специальностям, в 28 учреждениях среднего - 20,1 тыс. учащейся молодежи по 73 специальностям, в 7 учреждениях высшего профессионального образования - 27,1 тыс. студентов по 84 специальностям.
Ежегодно увеличивается прием студентов. Если в 1993 году на 10 тыс. населения было 137 студентов, в 1994 году - 164, в 1995 году - 186, то в 1996/97 учебном году - 200. Впервые в истории Чувашии последние два года наблюдается устойчивое превышение общероссийского показателя (175).
В начальных и средних профессиональных учебных заведениях на существующей учебно - материальной базе созданы условия для получения специального образования участников малого бизнеса - предпринимателей, фермеров, бухгалтеров, ремесленников и квалифицированных рабочих, занятых индивидуальной трудовой деятельностью.
Ежегодно с учетом потребностей рынка труда вводятся новые специальности и профессии, однако отсутствие единой республиканской системы изучения и прогноза подготовки кадров является одной из основных причин того, что некоторые выпускники учреждений профессионального образования оказываются невостребованными. Так, по состоянию на 1 октября 1996 г. 16,7 процента выпускников начального профессионального образования, 24,2 процента среднего и 8,6 процента выпускников учреждений высшего образования состояли на учете в качестве безработных граждан.
Недостаточно активна работа учреждений профессионального образования по интегрированию процесса подготовки специалистов в единую систему непрерывного многоуровневого образования.
Сохраняется нестабильность финансирования учреждений профессионального образования из федерального бюджета.
Кадровое обеспечение
В общеобразовательных учреждениях республики в 5 - 11 классах работают 13798 педагогических работников, в том числе 12642 учителя с высшим образованием, что составляет 90,4 процента (в городе - 89,3%, на селе - 91,4%). В начальных классах работают 4119 учителей, в том числе с высшим образованием 2480 человек, что составляет 60,2 процента (в городе - 67,0%, на селе - 56,6%). 64,4 процента педагогических кадров имеют квалификационные категории. Аттестация явилась стимулом повышения творческой инициативы и педагогического мастерства.
Появились новые подходы в подготовке и переподготовке педагогических кадров: переход на многоуровневую систему и введение новых специальностей.
За последние годы введены новые специальности в педагогическом институте: "Чувашский язык и литература", "Дошкольная педагогика и психология", "Педагогика и методика начального обучения - социальная педагогика"; в университете: "Учитель географии", "Учитель химии" со специализацией "Экология"; в Канашском педагогическом училище "Физическая культура" со специализацией "Валеолог - реабилитатор".
Для целенаправленной профессиональной педагогической ориентации старшеклассников созданы педагогические классы на базе 32 общеобразовательных учреждений. Положительно зарекомендовала себя система поступления в вузы по договорам. Ее активно используют абитуриенты из сельской местности.
Вместе с тем отстает процесс формирования новых подходов в подготовке и переподготовке педагогических кадров, направленных на обеспечение лучшей адаптации их к постоянно обновляющимся педагогическим технологиям и содержанию образования. Уровень подготовки выпускников вузов не в полной мере соответствует требованиям современной школы.
Отсутствует система научно обоснованного прогнозирования и регулирования в подготовке работников образования. Педагогические учебные заведения не готовят специалистов для работы в инновационных образовательных учреждениях. Не удовлетворяется потребность в педагогических кадрах по экономике, праву, основам безопасности жизнедеятельности, дополнительному образованию.
Школы не обеспечены учителями иностранных языков, чувашского слова. В 18 сельских школах не ведется иностранный язык. Увеличилась текучесть педагогических кадров, наблюдается их старение. В учреждениях образования работают 1244 учителя - пенсионера, что составляет 6,6 процента от общего числа работающих учителей (1994 год - 6,4%).
Повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров осуществляет Республиканский институт образования. Несмотря на потребность в профессиональном росте педагогов, сложившиеся социально - экономические условия привели к снижению количества слушателей курсов. Если в 1995 году курсы повышения квалификации прошли 7356 учителей, то в 1996 - году это количество составило 5248 человек. Однако профессорско - преподавательский состав института образования активно внедряет новые формы организации повышения квалификации педагогических работников: организует выездные курсы непосредственно в районах и городах, семинары - в образовательных учреждениях. Начата подготовка учителей с высшим образованием по второй специальности.
В то же время не по всем специальностям обновляется содержание переподготовки и повышения квалификации работников образования, не соответствует требованиям времени система переподготовки специалистов органов управления образованием.
Практически нарушена система социальной защиты педагогических работников.
Материально - техническое и финансовое обеспечение
Финансирование учреждений образования осуществляется за счет бюджетных средств. Несмотря на значительные экономические трудности доля расходов на образование в консолидированном бюджете республики постепенно возрастает (1993 год - 23,6%, 1994 год - 25,4%, 1996 год - 25,8%, 1997 год - по плану 26,0%). Однако при этом идет сокращение средств на строительство, капитальный ремонт, приобретение учебно - наглядных пособий, оборудования и инвентаря.
В республике 45,7 процента школ размещены в нетиповых зданиях. На селе 83 процента школ не имеют канализации, 40 процентов - водопровода, 20 процентов - центрального отопления, в каждой пятой нет спортивного зала.
При всех экономических трудностях в республике не снижается темп ввода в эксплуатацию новых школ. В 1994 году введено 9 школ на 2424 ученических места, в 1995 году - 12 на 2938 ученических мест, в 1996 году введено 12 школ на 2734 ученических места, это на 8,8 процента выше среднероссийского показателя (по Российской Федерации в 1994 году введено в эксплуатацию 194034 ученических места, в 1995 году - 218018 ученических мест).
В республике принята программа вывода школ из аварийных зданий. Однако ввиду сокращения объемов капитальных вложений, направляемых на строительство объектов образования, принятая Программа реализуется неполностью.
Постоянные кризисные явления в финансировании образования оказывают влияние на увеличение задолженности по заработной плате, коммунальным услугам, питанию.
Вследствие недостатка средств темпы ухудшения материальной базы учреждений образования продолжают обгонять темпы оснащения учебного процесса и ввода новых мощностей.
В структуре расходов на образование в 1996 году только 0,4 процента составляют расходы на приобретение оборудования и инвентаря, капитальный ремонт. При росте доли расходов на заработную плату она отстает от уровня заработной платы работников в промышленности.
II. Приоритетные направления стабилизации и развития образования
Приоритетные направления стабилизации и развития образования в республике
2.1. Содержательный блок:
обновление содержания образования;
становление и развитие новых форм воспитательной работы молодежных и детских общественных объединений;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров;
поддержка и развитие инновационного движения в образовании.
2.2. Организационно - структурный, управленческий блок:
структурная перестройка системы образования;
оптимизация управления образованием и развитие его государственно - общественных форм;
взаимодействие общества и образования, формирование и развитие образовательных сообществ.
2.3. Финансово - экономический блок:
поддержание и развитие основных фондов системы образования;
стабилизация финансирования системы образования.
2.4. Обновление содержания образования. Становление и развитие новых форм воспитательной работы, молодежных и детских общественных объединений. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации педагогических кадров. Поддержка и развитие инновационного движения.
В рамках Программы развития образования Чувашской Республики на 1994 - 2000 годы наметился постепенный переход от адаптивно - дисциплинарной модели образования и единообразной школы к личностно - ориентированному, развивающему, вариативному образованию, дифференциации учебных заведений.
В условиях реформирования системы образования происходит изменение содержания образования.
Разработан и введен Типовой учебный план общеобразовательных учреждений, который предоставил им возможность перехода на вариативное образование. В целях удовлетворения интеллектуальных и творческих запросов учащихся более 160 общеобразовательных учреждений в течение ряда лет работают по индивидуальным учебным планам, позволяющим школьникам старших классов выбирать дополнительные курсы, нетрадиционные и профильные предметы. В образовательных учреждениях начался переход на вариативное образование. Формируется система непрерывного правового образования.
Принятие Закона Чувашской Республики "О языках в Чувашской Республике" усилило роль чувашского языка, создало условия для поддержки и защиты образовательных интересов национальностей и этнических групп, проживающих в республике. Чувашский язык стал обязательным для изучения в образовательных учреждениях. В содержание образования вводится национально - региональный компонент.
Однако многие нововведения чаще всего касаются форм организации учебного процесса, в меньшей степени содержания образования.
В условиях сельской малокомплектной школы темпы обновления содержания образования отстают.
Для разрешения возникших проблем необходимо интенсифицировать:
" переход на вариативное образование;
" внедрение инновационных технологий и переход на развивающее обучение;
" дифференциацию сети общеобразовательных учреждений и форм получения образования;
" разработку и введение в содержание образования национально - регионального компонента.
Становление и развитие новых форм воспитательной работы, молодежных и детских общественных объединений
Воспитание было и остается важнейшей и неотъемлемой функцией образования, где оно выступает прежде всего как расширение возможности развития личности.
В воспитательной работе наметилась перспективная тенденция обращения к национальным, этнокультурным традициям и обычаям, повышается интерес к изучению родного края, формированию уважения к историческому прошлому своего народа.
На основе программы туристско - краеведческого движения учащихся "Отечество" в учреждениях образования внедряется система воспитания патриотизма и гражданственности.
Дальнейшему развитию системы художественно - эстетического, экологического, физического воспитания и образования способствует развивающаяся сеть учреждений дополнительного образования.
В целях психолого - педагогической и социально - правовой поддержки детей групп социального риска, их реабилитации и коррекции создаются специальные центры, вводятся дополнительные ставки психологов, социальных педагогов.
Воспитательная работа осложнена процессами, которые идут в обществе: все более активным распадом семьи, криминализацией жизни. В связи с этим идет рост негативных процессов среди детей и подростков.
Наблюдается отчуждение части родителей от школы. Социальные институты воспитания не успевают переориентироваться в условиях изменения социально - экономической обстановки.
Существующая сеть учреждений дополнительного образования, особенно на селе, не в состоянии реализовать потребности детей в дополнительных образовательных услугах.
С ликвидацией детских общественно - политических организаций исчезли организованные формы внешкольного воспитания, а зарождающиеся альтернативные движения пока не заменили их.
Наблюдается ведомственная разобщенность в осуществлении воспитательной работы.
Для устранения негативных процессов, становления и развития новых форм воспитательной работы необходимо:
" переориентировать систему воспитания на формирование личности на основе общечеловеческих ценностей;
" организовать учебно - воспитательный процесс на основе тесного взаимодействия всех институтов воспитания, исключающий ведомственную разобщенность;
" развивать сеть образовательных учреждений с реабилитационной, коррекционной педагогикой (службы психолого - педагогической, социально - правовой, медико - педагогической помощи детям и др.);
" создать условия для расширения дополнительных образовательных услуг в сельской местности;
" совершенствовать формы взаимодействия учреждений дополнительного образования с семьей в интересах творческого развития личности ребенка;
" обеспечить государственную поддержку и помощь развивающимся и создающимся молодежным и детским общественным объединениям.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров является ведущим фактором развития образования, проведения радикальной образовательной реформы, обновления и обогащения человеческих ресурсов. Подготовка современного учителя позволяет проложить дорогу к новой школе, демократическому сознанию, рыночной грамотности населения.
Подготовка современных учителей требует новых форм организации учебно - воспитательного процесса в вузах и педагогических училищах, что предполагает наличие в них неординарного профессорско - преподавательского состава. Повышение квалификации как учителей средних общеобразовательных школ, так и профессорско - преподавательского состава средних и высших профессиональных учебных заведений требует развития сети новых факультетов, различных центров, лабораторий, курсов, семинаров.
Существующая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров нуждается в коренных изменениях. Отсутствуют мотивации к освоению новшеств.
С целью совершенствования и развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров необходимо:
" создать систему научно - обоснованного анализа и прогнозирования подготовки работников образования;
" перестроить систему педагогического образования таким образом, чтобы она позволяла оптимизировать и качественно улучшить подготовку педагогических кадров с учетом республиканской специфики, дифференциации, гуманизации и гуманитаризации содержания образования;
" создать необходимые условия для работы Республиканского института образования, обеспечивающие максимальное разнообразие содержания, форм и методов переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров;
" организовать переподготовку управленческих кадров системы образования;
" осуществить научно - методическое обеспечение подготовки и повышения квалификации специалистов образования;
" ввести подготовку кадров по новым специальностям в педагогических учебных заведениях в соответствии с требованиями рынка педагогического труда;
" обеспечить непрерывность в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
2.2. Структурная перестройка системы образования. Оптимизация управления образованием и развитие его государственно-общественных форм. Взаимодействие общества и образования, формирование и развитие образовательных сообществ
Сложное экономическое положение в отраслях народного хозяйства влияет на отставание в реформировании всей системы образования.
Медленно меняется отношение учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования к интегрированию учебного процесса в единую систему подготовки специалистов, востребуемых на рынке труда. Существующие учебные программы не в полной мере отражают потребности общества в подготовке кадров (особенно среднего звена), изменения в экономическом и социальном положении и индивидуальные запросы и особенности учащихся.
В республике отсутствует единая система аналитической работы со стороны государственного заказчика по составлению краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного прогноза и концепции подготовки и переподготовки кадров.
Оставаясь фундаментом духовности, культуры, научно - технической деятельности, поступательного движения общества в целом, образовательный процесс должен стать показателем перспективности и стабильности государства. Ни одна политическая, экономическая или социальная программа, рассчитанная на перспективу, не будет реализована в республике в полной мере без соответствующей стратегии в области образования. Реализация концептуальных положений Программы должна стать приоритетной и стратегической сферой деятельности заинтересованного в развитии государства.
Вариативность и альтернативность образования позволяют уйти от традиционной единообразной образовательной системы к разнообразию типов образовательных учреждений и форм получения образования. Развитие новых типов образовательных учреждений и реформирование традиционных типов школ - факторы социальной адаптации и профессиональной ориентации учащихся. Настоящей Программой предусмотрено совершенствование нормативно - правового, материально - технического, научно - методического и кадрового обеспечения учреждений образования. В органах управления государственными и муниципальными образовательными учреждениями вполне устоялись, как и предусмотрено действующим законодательством, принципы единоначалия и самоуправления. Однако они должны быть более гибкими и эффективными. Стихийно возникающие педагогические ассоциации, объединения, советы не способны в полной мере решить новые проблемы учреждений образования (профессиональные, правовые, социальные, экономические и др.). Необходимо углубить государственно - общественный характер управления образованием, для чего имеет смысл развивать, в качестве одной из форм самоуправления, советы учреждений и органов образования, попечительские советы учебных заведений. Включение в их состав педагогов, обучающихся, родителей, представителей учредителей, общественных организаций, деловых кругов позволит привлечь к управлению образованием широкую общественность и придать ему действительно демократический характер.
Следует рассчитывать на поддержку новых форм по вовлечению молодежи в научную деятельность и дальнейшее развитие интеллектуальной составляющей образовательного процесса.
В настоящей Программе обозначены мероприятия по определению первостепенных задач в деятельности Национальной академии наук и искусств Чувашской Республики, Чувашского государственного университета имени И.Н.Ульянова, Чувашского государственного педагогического института имени И.Я.Яковлева, Чувашского республиканского института образования по ускорению темпов развития процессов, происходящих в системе образования. Органы управления образованием должны оказывать большую государственную поддержку позитивным изменениям в образовательных учреждениях.
В целях более полного удовлетворения государственного заказа по подготовке кадров и удовлетворению образовательных потребностей граждан необходимо:
" разработать долгосрочную концепцию подготовки и переподготовки специалистов;
" усовершенствовать структуру управления системы образования, ввести в нее информационные технологии и обеспечить обучение руководителей современным методам управления;
" изучить и оптимизировать соотношение новых форм деятельности в образовательном процессе;
" всемерно способствовать развитию всех форм и типов учреждений, сближающих систему образования и потребности рынка;
" оказывать государственную поддержку становлению общественного центра молодежных научных программ;
" создавать специализированные классы и группы для детей с различным типом развития;
" обеспечить социальную защиту детей и подростков, обучающихся, воспитанников, студентов и аспирантов, работников образования;
" содействовать развитию новых форм педагогических сообществ;
" самым активным образом привлекать средства массовой информации для освещения проблем образования, пропаганды передового педагогического опыта, информационных технологий.
2.3. Поддержание и развитие основных фондов системы образования
Несмотря на сложную экономическую обстановку в республике продолжается строительство объектов образования. Происходит поэтапная реализация программы вывода школ из аварийных зданий. Однако капитальные вложения, направляемые на строительство и ввод в эксплуатацию объектов образовательных учреждений, сокращаются.
Продолжается процесс ухудшения учебно - материальной базы учреждений образования.
В целях сохранения и развития сети образовательных учреждений необходимо:
" обеспечение выполнения программы строительства и ввода в эксплуатацию образовательных учреждений;
" выполнение плана капитального и текущего ремонта учреждений образования;
" развитие учебно - материальной базы.
Стабилизация финансирования системы образования
С 1993 года в финансировании системы образования наблюдается существенный срыв, из которого республика выходит с большим трудом и напряжением.
Дефицит и задержки финансирования являются важнейшим фактором дестабилизации системы образования. Кризис экономики сдерживает темпы и возможности реформы образования. Несогласованные мероприятия, проводимые различными министерствами и органами ведут к дополнительным потерям бюджетных средств. Несовершенство налоговой политики препятствует расширению дополнительных образовательных услуг, является причиной падения заинтересованности инвесторов.
Для стабилизации финансирования системы образования необходимо:
" обеспечение своевременного и целевого бюджетного финансирования системы образования, исключающего передачу средств в другие отрасли;
" поэтапное введение нормативного финансирования, на первом этапе - в виде гарантированных минимальных социальных нормативов по городам и районам;
" введение льготного налогообложения для образовательных учреждений и их инвесторов;
" обеспечение активной деятельности Республиканского фонда стабилизации и развития образования;
" существенное повышение уровня заработной платы работников образования и как следствие - совершенствование системы их пенсионного обеспечения.
2.4. Международное сотрудничество
В последние годы укрепляются и развиваются разные формы сотрудничества образовательных учреждений и органов управления образованием республики с зарубежными и международными организациями.
С 1995 года установлены контакты с органами образования Баварии (Германия), в ходе обменов делегациями учителей и учащихся выработалась система совместной деятельности. Подготовлено Соглашение о дальнейшем сотрудничестве в области образования между соответствующими министерствами Чувашии и Баварии.
В развитии контактов с США в республике участвуют 3 волонтера из Корпуса мира, основными задачами которых являются повышение языковой квалификации учителей английского языка и ознакомление с современными методами преподавания иностранных языков. Ряд школ включился в международную программу американского Форума "За глобальное образование", целью которого является подготовка детей к жизни в постоянно меняющемся мире. Специальные инновационные формы проведения учебных занятий и внеучебной деятельности уже приносят результаты.
С октября 1996 г. начата совместная деятельность с органами образования Голландии по двум направлениям: исследование и практические рекомендации по изучению второго языка, повышение роли школы в социокультурном пространстве (сообществе). Программа разработана, начаты исследования.
С 1995 года ведется активное сотрудничество с Международным фондом "Культурная инициатива", ныне - Институт Открытое Общество. В ходе реализации образовательных программ и проектов Фонда в школы Чувашии поступило более 20 тыс. экземпляров учебной литературы нового поколения, 300 учителей иностранных языков и 100 - гуманитарных дисциплин прошли переподготовку по принципиально новой программе, 56 учителей получили звание и гранты "Соросовский учитель", более 20 преподавателей вузов - гранты на проведение научных исследований. Все это позволило создать в республике определенные сообщества учителей, разделяющих идеи открытого демократического общества, осознающих необходимость преобразования системы образования и общества в целом, способных реально участвовать в этих процессах.
Международные контакты вузов республики реализуются в образовательной и научно - исследовательской областях: обучение иностранных студентов (306 человек из 20 стран в Чувашском государственном университете им. И.Н.Ульянова), обучение и стажировка студентов и преподавателей в вузах США, Германии и Турции, приглашение специалистов для чтения лекций. За последние три года значительно увеличилось количество совместных научных исследований и проведенных международных конференций.
В целях дальнейшего развития международного сотрудничества необходимо:
" создание республиканского банка данных о международных проектах и программах для их поддержки и координации, обмена опытом;
" участие в межправительственных и межведомственных международных Соглашениях и договорах;
" осуществление совместных разработок направлений решения национально - региональных проблем;
" развитие международного сотрудничества в части обмена учащимися, студентами и преподавателями;
" проведение совместных научных и методических исследований, международных конференций, конкурсов;
" организация совместных семинаров и курсов по переподготовке учителей.