Программа развития образования в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Программы Программа развития образования Чувашской Республики на 2001-2003 годы и на период до 2005 года Основание для разработки Программы Закон Чувашской Республики от 14 февраля 1997 г. “О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики “Об образовании” (с изменениями от 23 октября 2000 г.) № 1 Государственный заказчик Программы Министерство образования Чувашской Республики Основной разработчик Программы Министерство образования Чувашской Республики Цели и задачи Программы Главной целью Программы является развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности. Органы государственной власти, система образования при реализации Программы обеспечивают достижение следующих целей: предоставление гражданам общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование определенного уровня граждане получают впервые; дальнейшее развитие нормативно-правовых, социальных, экономических, организационных и содержательных основ реализации государственной политики в сфере образования; В процессе достижения целей Программы решаются следующие задачи: обеспечение на правовой основе позитивных качественных и количественных изменений в образовательной системе республики; обеспечение сбалансированности федеральных, национальных общественных образовательных интересов и индивидуальных интересов обучающихся и их родителей; удовлетворение образовательных потребностей граждан в соответствии с Законами Российской Федерации и Чувашской Республики “Об образовании”; сохранение и развитие единого образовательного пространства; структурная перестройка системы образования, оптимизация сети образовательных учреждений; обновление содержания, форм, методов и технологий образования; модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических кадров, создание механизма переподготовки высвобождающегося на рынке труда педагогов, развитие системы непрерывного педагогического образования; создание единой информационной образовательной среды, развитие дистанционного обучения; развитие государственно-общественного характера управления образованием; обеспечение социальной защиты обучающихся, воспитанников и работников образования; совершенствование физического воспитания в системе образования; дальнейшее укрепление материально-техничес-кой базы учреждений образования Сроки и этапы реализации Программы выполнение Программы разделено на два взаимосвязанных этапа: результаты деятельности на первом этапе (2001-2003 годы) становятся основой для реализации второго этапа (2004-2005 годы) Перечень основных мероприятий Программы сохранение и развитие системы дошкольного образования; обновление и совершенствование содержания общего образования; информатизация образования; развитие системы воспитания детей и молодежи; подготовка, переподготовка, повышение квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений; социальная защита работников образования и обучающихся; развитие учебно-материальной базы учреждений образования; развитие системы профессионального образования республики предусмотрено Программой “Профессиональное образование в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года” Исполнители Программы Министерство образования Чувашской Республики; Министерство финансов Чувашской Республики; Министерство здравоохранения Чувашской Республики; Министерство культуры и по делам национальностей Чувашской Республики; Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики; Министерство социальной политики Чувашской Республики; Министерство экономики Чувашской Республики; Министерство внутренних дел Чувашской Республики; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики; Министерство природопользования и земельных ресурсов Чувашской Республики; Министерство по развитию предпринимательства, торговли и ремесел Чувашской Республики; Государственный комитет Чувашской Республики по печати и информации; Государственный комитет Чувашской Республики по делам молодежи; администрации районов и городов; Военный комиссариат Чувашской Республики Объемы и источники финансирования Программы На реализацию мероприятий Программы необходимо направить в 2001-2003 годах 894838 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета – 148840 тыс. рублей, из республиканского бюджета Чувашской Республики – 298114 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 447884 тыс. рублей Ожидаемые конечные результаты реализации Программы сохранение и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства; сохранение и развитие единого образовательного пространства Чувашской Республики; повышение качества образования и удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей; усиление роли общественно-государственного управления образованием Система организации контроля за исполнением Программы государственный заказчик - Министерство образования Чувашской Республики ежегодно к 1 марта докладывает Кабинету Министров Чувашской Республики о ходе выполнения Программы ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2001-2003 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом Программа развития образования Чувашской Республики на 2001-2003 годы и на период до 2005 года (далее - Программа) в соответствии со статьей 1 пункта 2 Закона Чувашской Республики от 14 февраля 1997 г. № 1 “О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики “Об образовании” (с изменениями от 23 октября 2000 года) является организационной основой осуществления государственной политики Чувашской Республики в области образования. Программа разработана на основе анализа современного состояния образования в республике и определяет стратегические направления развития системы образования на 2001-2003 годы и на период до 2005 года. Настоящая Программа является продолжением Программы развития образования Чувашской Республики на 1994-2000 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.10.1994 г. № 206. В соответствии с мероприятиями указанной Программы получили развитие все уровни образования. За последние годы сделан значительный шаг в совершенствовании нормативной правовой базы развития образования: приняты Закон от 15.06.1999 г. № 10, “О социальных гарантиях приемной семье”, Указы Президента Чувашской Республики от 31.01.1997 г. № 10 “О Президентской программе “Новая школа”, от 25.08.1997 г. № 70 “О подготовке учащихся общеобразовательных учреждений к жизнедеятельности в современных условиях”, от 18.04.1996 г. № 45 “О военно-спортивных играх “Зарница”, “Орленок” в Чувашской Республике”, от 30.04.1998г. № 55“О развитии подсобного хозяйства в образовательных учреждениях Чувашской Республики”, распоряжение Президента Чувашской Республики от 23.08.1999г. № 59“Об учреждении именных стипендий Президента Чувашской Республики”, постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.09.1998 г. № 267 “О Концепции государственной образовательной политики Чувашской Республики “Человек и образование в современном мире”, от 01.06.2000 г. № 109 “О Концепции национальной школы в современной системе обучения и воспитания”, целевые программы о развитии сельской школы, профессионального образования, улучшению положения с учебной литературой, питанием учащихся, укреплению их здоровья, работе с одаренными детьми, детьми-сиротами, профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и др. Система дошкольного образования в республике представлена 503 различными типами и видами дошкольных образовательных учреждений с охватом 43289 воспитанников или 58,4 процента детей в возрасте от 1 года до 6 лет. В 185 детских садах воспитательно-образовательная работа осуществляется на чувашском, в 8 – на татарском языках, в 300 - детей обучают чувашскому языку, начиная с 4 лет. Современное дошкольное образование в республике остается доступным для населения (родители оплачивают менее 20% затрат на содержание ребенка в детском саду) и строится на принципах вариативности программ, реализации потребностей родителей и личности ребенка, создания новых видов дошкольных образовательных учреждений с использованием общеразвивающих и специализированных программ и технологий. В ходе реализации Программы вдвое увеличилось число инновационных учреждений, их сегодня 38. В 36 детских садах получают специализированные образовательные услуги почти 4 тыс. детей с различными заболеваниями или отклонениями в развитии. 3700 малообеспеченных семей (8,5%) получают адресную помощь по оплате содержания детей в детских садах. 80 процентов государственных дошкольных образовательных учреждений имеют лицензии. Возникшая в начале 90-х годов тенденция сокращения сети дошкольных образовательных учреждений оставалась острой до начала 2000 года. В целях сохранения сети дошкольных учреждений проводилась передача ведомственных детских садов в муниципальную собственность. Доля муниципальных детских садов сегодня составляет 96 процентов (в 1994 году – 85,4%). В 2000/2001 учебном году функционирует 691 общеобразовательное учреждение, в которых обучаются 212742 учащихся, из них 41,7 процента - в сельской местности. 35,5 процента школ - малокомплектные, 70 процентов школ являются чувашскими, татарскими и мордовскими национальными общеобразовательными учреждениями. По сравнению с 1994 годом число школ уменьшилось на 26, в сельской местности – на 34. Общее число обучающихся сократилось на 2,4 процента (на селе- на 2,1%). В целях улучшения качества знаний учащихся начального звена осуществляется переход на четырехлетний срок обучения. В текущем учебном году 59,4 процента первоклассников занимаются по четырехлетней программе, это на 22,5 процента больше, чем в 1994 году. В целях сохранения единого образовательного пространства разработан Базисный учебный план общеобразовательных учреждений республики, проекты национально-регионального компонента содержания образования по всем предметам, государственного образовательного стандарта по чувашскому языку и литературе, культуре родного края. Почти 74 процента выпускников 9 классов 2000 года продолжили обучение в десятом классе (в 1994 году – 66,4%). Проделана значительная работа по созданию системы вариативного образования, различных видов общеобразовательных учреждений, обновлению и совершенствованию содержания образования и методик обучения. Всеми видами дифференцированного обучения по общеобразовательным программам повышенного уровня охвачено 18,3 процента школьников (в 1994 году – 12,7%), в 60 школах 4,3 процента учащихся получают платные дополнительные образовательные услуги. Впервые получили статус федеральной экспериментальной площадки Минобразования России 4 общеобразовательные школы. Включение в образовательный процесс граждановедения, права, экономики, иностранных языков и других дисциплин позволило сформировать личностно-ориентированное содержание образования. В 4 школах республики совместно с международным Комитетом Красного Креста осуществляется эксперимент по апробации международного гуманитарного права. Произошедшие перемены привели к росту числа выпускников школ, поступающих в учреждения высшего профессионального образования. В 2000 году более 45 процентов (по селу - 33,8%) поступили в различные вузы Российской Федерации (в 1994 году – 36%, по селу – 29,3%), в средние специальные учебные заведения – 24,6 процента (по селу – 13,9%), учреждения начального профессионального образования – 17,5 процента (по селу 11%). Увеличилось и число учащихся, участвующих в различных интеллектуальных состязаниях. Ежегодно более 600 юных исследователей выступают на Всероссийской и республиканской научных конференциях “Шаг в будущее”, около 1,5 тыс. школьников соревнуются на предметных олимпиадах, интеллектуально-творческих играх. Из 31 участника Всероссийских олимпиад в 2000 году 12 стали призерами (в 1996 году – 6 из 19). За последние три года завоеваны 41 диплом Всероссийских зональных и финальных предметных олимпиад, 27 дипломов Международной олимпиады школ развивающего обучения, 20 дипломов соросовских олимпиад, командное первенство в соросовской интеллектуальной игре “Дебаты”. Для развития одаренных детей созданы 4 республиканских инновационных общеобразовательных учреждения, в них обучаются 1042 учащихся в основном из сельских школ. В целях поддержки одаренной молодежи распоряжением Президента Чувашской Республики от 03.08.2000 г. № 34-рп “О назначении именных стипендий Президента Чувашской Республики одаренным учащимся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования” учреждены 25 именных стипендий, уже ряд лет получают ее 114 наиболее талантливых студентов вузов и техникумов. Новые условия функционирования образовательных учреждений повлекли структурные изменения в деятельности Республиканского института образования: созданы лаборатории мониторинга качества образования, диагностики и аттестации образовательных учреждений, национальных школ, Центр информационных технологий. Успешно развивалось сотрудничество с регионами Российской Федерации с компактным проживанием чувашского населения. На основании принятых соглашений школам диаспоры оказывается содействие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров по родному языку, обеспечении программами, учебниками и другой литературой. За последние годы заметно активизировалась работа с зарубежными и международными организациями и фондами по переподготовке учителей по новым методикам, обучению молодежи современной компьютерной грамотности, иностранным языкам. Установлены контакты на уровне образовательных учреждений. С 2000 года начато осуществление 6 проектов, обеспечивающих развитие образования, его модернизацию, в том числе: “Поддержка и реструктурирование системы образования Чувашской Республики”, “Информационная система книгоиздания”, “Информационно-коммуникационные технологии и сельская школа”, “Развитие образования в Чувашской Республике” и др. Принимались меры по укреплению материальной базы учреждений образования. С 1994 по 2000 год введены в эксплуатацию 64 общеобразовательные школы на 17488 ученических мест (в результате удалось вывести из аварийного состояния более 1/3 школ), построено 5 дошкольных учреждений на 705 мест и 2 жилых дома на 84 квартиры, 2 учебных корпуса профессионального училища № 5 г. Цивильска. В результате многоканального финансирования улучшилось положение с книгообеспечением. За 1994-2000 годы изданы 123 наименования учебников и учебных пособий республиканского компонента в количестве более 1 млн. экземпляров. В 2000 году приобретено учебников на 11,8 млн. рублей, из них внебюджетные средства составляют 7,1 млн. рублей. В настоящее время принимаются меры по переводу системы учета и распространения учебников на компьютерную основу. В ходе реализации Программы информатизации образования Чувашской Республики за 1995-2000 годы для школ республики приобретены 211 компьютеров на средства республиканского бюджета Чувашской Республики. Активизация деятельности учреждений дополнительного образования Министерства образования Чувашской Республики свидетельствует о востребованности этой формы образования, включающей в себя 62 учреждения, в том числе: 39 центров, дворцов, домов творчества, станций юных техников, натуралистов, 5 республиканских учреждений, 18 детско-юношеских спортивных школ (более 56 тыс. чел.). Активно работают по формированию личности, ранней профессиональной ориентации, самореализации детей и подростков 63 школы искусств, художественные, музыкальные школы Министерства культуры и по делам национальностей Чувашской Республики (более 13 тыс. чел.), 43 детско-юношеские спортивные школы Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики, управления спорта администрации г. Чебоксары (более 26 тыс. чел.). Система дополнительного образования выполняет сегодня не только важные функции воспитания и обучения, допрофессиональной подготовки, но и функции социальные. Исходя из этого, разработаны концептуальные основы воспитания подрастающего поколения в Чувашской Республике, примерная программа воспитательной работы с младшими школьниками, республиканская программа туристско-краеведческого движения учащихся “Эткер”. Для реализации различных направлений, методик в работе по формированию личности созданы лаборатория развития личности в институте образования, экспериментальные площадки по организации работы с детьми в едином воспитательном пространстве с вовлечением в него всех институтов воспитания в гг. Канаше, Новочебоксарске, Алатыре. В сфере воспитания все больший упор делается на формирование свободной и активной личности, развитие разнообразных ее возможностей, способствующих деятельному самоуправлению. В школах широко реализуются программы воспитания толерантности, “Лидер”, “Подросток”, “Отечество”, разнообразные программы, приобщающие детей к культуре и истории республики, физкультурно-оздоровительной деятельности, спортивным традициям, сохранилось самое ресурсоемкое направление дополнительного образования – техническое творчество. Активизировались и другие направления воспитательной деятельности: трудовое, эстетическое, экологическое, героико-патриотическое. Так, движение “Зарница” и “Орленок” стало по-настоящему массовым общественным объединением, ежегодно в различных соревнованиях, конкурсах, смотрах, входящих в программу движения, участвуют более 54 тысяч детей и подростков (в 1994 году – 35 тыс.). Развивалось школьное музееведение. Если в 1994 году было 97 школьных музеев, то в 2001 году – 204. Одной из инноваций в Чувашской Республике, а затем и в Российской Федерации, стало детское общественное потребительское движение “Новая волна”, направленное на формирование у детей мировоззрения, ориентированного на жизнь в рыночной экономике, на защиту своих законных прав и интересов. Оно охватывает сегодня более 500 человек. Большой интерес у учащихся вызывают детские фестивали художественного творчества “Цветы Чувашии”, фольклора – “Перепелочка”. В каждом из них участвуют более 45 тысяч детей (21,3%). Значительно возросло мастерство участников. В 1995 году в республике насчитывалось всего 6 творческих коллективов, имеющих звание “образцовый детский коллектив”, в 2001 году их стало 15. Ежегодно увеличивается количество детей, охваченных различными формами организованного летнего отдыха (в 1994 году – 38660, 2000 году – 62129 чел.). Общее количество педагогических работников в учреждениях образования системы Министерства образования Чувашской Республики составляет 27789 человек, в том числе: в учреждениях дошкольного образования - 5502, общего образования - 18871, дополнительного образования - 1639, начального профессионального образования - 1777 человек. Фактически все общеобразовательные учреждения республики укомплектованы педагогическими кадрами (в 1994 году потребность составляла около 1000 чел.). За последние годы значительно возрос образовательный ценз педагогических работников: с высшим образованием работает 88,8 процента педагогов (в Российской Федерации – 77%), среди них 94,4 процента - учителя чувашского языка. Если в 1994 году в сельских школах работали 56 процентов учителей с высшим образованием, в настоящее время – 70,6 процента; в городах республики этот показатель увеличился на 13,4 процента. Ежегодный рост квалификационного и профессионального уровня педагогов и руководителей системы образования подтверждает аттестация педагогических кадров. В 1994 году квалификационные категории имели 40 процентов работников, в 2000 году – 54,5 процента; учителей чувашского языка, литературы и культуры родного края – 58 процентов. Происходящим переменам способствует созданная система повышения квалификации педагогических и руководящих кадров. Ежегодно до 26 процентов педагогических работников проходят курсовую переподготовку в Чувашском республиканском институте образования. С 1994 года по линии проекта Института “Открытое общество” “Переподготовка учителей” прошли переподготовку около 500 педагогов, повысили квалификацию за рубежом более 20. За минувший период произошел ряд изменений в подготовке педагогических кадров с высшим образованием. В Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева введены 14 новых специальностей для работы в сельских малокомплектных школах (физика – математика, математика – информатика и др.); для работы в дошкольных образовательных учреждениях - коррекционная педагогика и дошкольная педагогика. С 2000 года по специальностям русский язык и литература, чувашский язык и литература, история ведется дополнительная подготовка по иностранным языкам. Появились новые формы сотрудничества образовательных учреждений: педагогический колледж – педагогический университет, педагогический класс – педагогический университет. Более 80 процентов выпускников педагогических классов продолжают свое образование по педагогическому профилю в педагогических вузах, колледжах и училищах. Для стимулирования творческой активности педагогов ежегодно проводятся конкурсы мастерства “Учитель года”, “Школа года”, “Детский сад года” и др. Различные государственные и отраслевые награды имеют почти 7 процентов работающих учителей, в том числе: “Заслуженный учитель Российской Федерации” - 30 учителей, “Заслуженный учитель Чувашской Республики” - 350, “Отличник народного просвещения”, “Почетный работник общего образования Российской Федерации” - 1444 педагога. Развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений негативное воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются: социальная и экономическая нестабильность в обществе, дефицит финансовых средств; неполнота нормативно-правовой базы в области образования; систематическое неисполнение норм законодательства в области образования. Недостаточное финансирование является одной из основных причин существующих проблем в системе образования. Потребность образовательных учреждений обеспечивается в пределах 40 процентов от потребности. До 2000 года в республике сохранялась тенденция сокращения объема ассигнований на нужды образования (в 1997 году доля расходов на образование составила 24,9%, 1998 году – 25%, 1999 году – 23,7%, 2000 году – 23,8%). По состоянию на 1 января 2001 г. кредиторская задолженность в образовании достигла 250 млн. рублей, из них за коммунальные услуги - 173,2 млн. рублей. В то же время в недостаточной мере осуществляется режим экономии, мобилизации внутренних резервов, максимального использования имеющегося потенциала системы образования. Уменьшается количество дошкольных образовательных учреждений и количество посещающих их детей, в результате чего около 50 процентов дошкольников не пользуются услугами первого уровня системы образования. С 1994 года число дошкольных образовательных учреждений сократилось на 19 процентов, количество воспитанников - на 32 процента. Требует расширения сеть коррекционных дошкольных учреждений в сельской местности. Из 293 сельских детских садов лишь в семи функционируют коррекционные группы. В связи со сложившейся в последние годы демографической ситуацией сокращается численность обучающихся. Так, в 2000 году в первые классы приняты 15997 детей, что на 9631 учащегося (37,7%) меньше, чем в 1994 году. К 2004 году прием в первые классы может еще сократиться в 1,2 раза по сравнению с 2000 годом, что приведет к увеличению числа малокомплектных школ и отрицательно скажется на качестве образования. Очевидно, что существующая сеть образовательных учреждений на селе, учебно-материальное и кадровое обеспечение не соответствуют возросшим образовательным потребностям населения. Это подтверждается показателями поступления выпускников сельских школ в вузы и техникумы, участия в различных интеллектуальных состязаниях. Так, из всех призеров республиканских олимпиад 2000 года лишь 19,7 процента учеников обучается в сельской школе. Актуальным для современной школы является дальнейшее развитие правового и гуманитарного образования. Их значимость как важнейшего фактора социализации личности еще недостаточно полно учитывается в образовательном процессе. Итоги централизованного тестирования и выборочного анализа качества знаний учащихся по отдельным предметам показывают необходимость совершенствования содержания образования, методик обучения и внедрения новых педагогических и инновационных технологий, создания системы оценки качества образования. Проблемой является отсутствие необходимой преемственности уровней дошкольного и начального общего образования. На протяжении ряда лет уменьшается количество выпускников средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в вузы без дополнительной подготовки. Все еще недостаточно быстрыми темпами осуществляется внедрение в жизнь образовательных учреждений информационных технологий, формирование у молодого поколения способности к самостоятельному поиску, сбору, организации и передаче информации, получению индивидуального и коллективного знания. Существующая учебно-материальная база по информатике не соответствует требованиям, лишь 29,4 процента средних школ имеют современные компьютеры. В последние годы отчетливо проявляется тенденция ухудшения социального положения и здоровья детей. Увеличилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции, с ограниченными возможностями здоровья. Однако существующая система обучения и воспитания детей в школах-интернатах и детских домах не обеспечивает их социализации, полноценной реабилитации и интеграции в общество. Высокий уровень безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних продолжает оставаться одной из главных проблем в образовании. Особую тревогу вызывает распространение наркомании среди учащейся молодежи. Высоким остается количество лиц, находящихся на учете подразделений по делам несовершеннолетних. На конец 2000 года их число составило 2917 человек (в1998 году - 2687). Каждый седьмой несовершеннолетний участник преступлений не работает и не учится. Проблемой является и укрепление единства систем обучения и воспитания, достигаемое за счет реализации в школах программ дополнительного образования. Педагогическая общественность не уделяет должного внимания действующим за пределами образовательных учреждений детским и молодежным общественным объединениям, не учитывает их роли в формировании позитивного социального опыта человека нового века через реализацию индивидуального, творческого и лидерского потенциала. Существенно ослабляет воспитательный потенциал системы дополнительного образования недостаточная материально-техническая база, несоответствие между потребностью детей, подростков, молодежи в услугах и неизменно малым количеством учреждений дополнительного образования. Остро стоит задача разработки новых педагогических технологий для работы с детьми “группы риска”, поиска новых подходов к определению ее содержания и форм. В современных условиях очевидна необходимость определения приоритетов в сфере гражданского воспитания как одного из важнейших направлений государственной политики в образовании. Есть проблемы в кадровом обеспечении образовательных учреждений. В связи с низкой заработной платой и сокращением контингента учащихся в школах стал наблюдаться отток педагогических кадров. Только за 1999-2000 годы выбыло 1355 человек, в том числе 455 человек - (33,5%) - на пенсию, 407 человек (30%) – в другие отрасли, 112 человек (8,2%) – сокращены. С каждым годом возрастает проблема трудоустройства попавших под сокращение педагогических кадров и молодых специалистов-выпускников вузов. Не может не беспокоить тот факт, что при фактическом отсутствии вакансий, в школах идет процесс старения педагогических кадров. 35 процентов работающих в школах – учителя пенсионного и предпенсионного возраста, лишь 14 процентов педагогов имеют стаж педагогической работы до 5 лет. В существующей системе повышения квалификации педагогических кадров в большей степени преобладает репродуктивный характер обучения, при котором упор делается на обновление знаний, а не на освоение методов их получения, повышения своей квалификации. Работа в этом направлении недостаточна практикоориентирована, учебные программы не всегда учитывают индивидуальные интересы педагогов, уровень их профессионального мастерства. Приходит в негодность, устаревает учебно-материальная база образовательных учреждений. В две смены работают более 10 процентов школ. Сложным остается положение с изданием учебников по предметам национально-регионального компонента, обеспечением федеральными учебниками по профильному обучению, предметам обществоведческого цикла, технологии, физической культуре, лабораторным оборудованием, наглядными пособиями, техническими и информационными средствами обучения, мебелью. Требует совершенствования механизм реализации принципа государственно-общественного характера управления образованием. Лишь в 152 общеобразовательных учреждениях действуют попечительские советы. II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы Главной целью Программы является развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности. Органы государственной власти, общество, система образования при реализации Программы обеспечивают достижение следующих целей: предоставление гражданам общедоступного бесплатного дошкольного и начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование определенного уровня граждане получают впервые; дальнейшее развитие нормативных правовых, социальных, экономических, организационных и содержательных основ реализации государственной политики в сфере образования. В процессе достижения целей Программы решаются следующие задачи: обеспечение на правовой основе позитивных качественных и количественных изменений в образовательной системе республики; обеспечение сбалансированности федеральных, национальных общественных образовательных интересов и индивидуальных интересов обучающихся и их родителей; удовлетворение образовательных потребностей граждан в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании" и Законом Чувашской Республики “Об образовании”; сохранение и развитие единого образовательного пространства; структурная перестройка системы образования, оптимизация сети образовательных учреждений; обновление содержания, форм, методов и технологий образования; совершенствование национально-регионального компонента содержания образования, его апробация и введение в образовательный процесс; реструктуризация и развитие сельской школы; стимулирование и поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений; расширение сферы образовательных услуг; создание республиканской службы мониторинга качества образования; обеспечение преемственности всех уровней содержания образования; модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических кадров, создание механизма переподготовки высвобождающегося на рынке труда педагогов, развитие системы непрерывного педагогического образования; реформирование организационно-экономического механизма финансирования системы общего образования, основанного на нормативном финансировании; создание единой информационной образовательной среды, развитие дистанционного обучения; обеспечение социальной защиты обучающихся, воспитанников и работников образования; сохранение и развитие общедоступной системы дополнительного образования детей и взрослых; совершенствование физического воспитания в системе образования; дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений образования. Выполнение Программы разделено на два взаимосвязанных этапа: результаты деятельности на первом этапе (2001-2003 годы) становятся основой для реализации второго этапа (2004-2005 годы). III. Система программных мероприятий 1. Сохранение и развитие системы дошкольного образования: развитие сети дошкольных образовательных учреждений и новых форм организации дошкольного образования; совершенствование содержания дошкольного образования; кадровое обеспечение системы дошкольного образования. 2. Обновление и совершенствование содержания общего образования: оптимизация сети общеобразовательных сельских школ; создание республиканской службы мониторинга качества образования; участие в эксперименте и апробация механизмов введения единого государственного экзамена; обеспечение преемственности всех уровней содержания образования; введение новой структуры общего образования (12-летняя школа); поддержка и развитие инновационной деятельности общеобразовательных учреждений; совершенствование национально-регионального компонента содержания образования; развитие государственно-общественного характера управления образованием. 3. Информатизация образования: создание и апробация модели сбора и обработки информации, необходимой для управления качеством образования; оснащение общеобразовательных учреждений современной компьютерной техникой; создание республиканского, городских и районных информационных центров. 4. Развитие системы воспитания детей и молодежи: совершенствование физического, героико-патриотического, эколого-биологического, художественно-эстетического и других направлений воспитательной деятельности; содействие становлению сельских школ как социокультурных центров села; развитие музееведения образовательных учреждений; развитие службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям; создание единой системы социально-педагогической реабилитации, трудовой и социальной адаптации подростков; осуществление целенаправленной работы по профилактике наркомании среди несовершеннолетних на основе межведомственного взаимодействия. 5. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений: совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки управленческих и педагогических кадров; разработка системы прогнозирования потребности в педагогических кадрах; повышение стимулирующей роли аттестации в системе переподготовки и регулярного повышения квалификации педагогических и руководящих кадров всех уровней. 6. Социальная защита работников образования и обучающихся: создание условий для получения полноценного образования каждым обучающимся; сохранение и укрепление здоровья обучающихся. 7. Развитие учебно-материальной базы учреждений образования: поддержка и развитие учебно-материальной базы образовательных учреждений, оснащение их средствами обучения, инвентарем, учебно-наглядными пособиями, станочным, лабораторным оборудованием, информационно-вычислительной техникой; строительство и ремонт зданий и сооружений учреждений системы образования. 8. Развитие системы профессионального образования предусмотрено Программой “Профессиональное образование в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года”, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.12.2000 г. № 275 по следующим направлениям: определение общей потребности в специалистах для отраслей экономики республики и формирование заявок на подготовку кадров в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; модернизация, перепрофилирование профессиональных учебных заведений, переобучение работников (преподавателей, мастеров производственного обучения и др.) под будущее развитие производства по заявкам предприятий, учреждений; содействие профессорско–преподавательскому, инженерно - педагогическому персоналу учреждений образования в повышении квалификации, знаний, умений, навыков, необходимых для подготовки конкурентоспособных на рынке труда рабочих и специалистов, способных обеспечивать рост производительности труда и выпуск качественной продукции; совершенствование нормативной правовой и методической базы, научно-информационное и организационное обеспечение; разработка системы организации производственной практики учащихся и студентов; разработка и реализация мер по укреплению материально-технической базы учреждений профессионального образования. IV. Ресурсное обеспечение Программы Общий объем финансирования Программы в 2001-2003 годах – 894838 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета– 148840 тыс. рублей, из республиканского бюджета Чувашской Республики – 298114 тыс. рублей, из внебюджетных источников – 447884 тыс. рублей. Кроме того, к реализации мероприятий Программы будут привлечены средства местных бюджетов. В состав внебюджетных источников включены средства Международного банка реконструкции и развития (МБРР), направляемые на реформирование образования и создание информационной системы учебного книгоиздания, средства института “Открытое общество” – на подготовку и повышение квалификации администраторов образования, а также средства спонсоров, добровольные пожертвования граждан и организаций. С учетом реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики и федерального бюджета объемы средств, направляемые на реализацию Программы, могут корректироваться. V. Механизм реализации Программы, управление Программой и контроль за ходом ее реализации Государственный заказчик – Министерство образования Чувашской Республики в ходе реализации Программы координирует деятельность основных исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование финансовых средств и выполнение намеченных мероприятий, формирует и ежегодно направляет в Министерство экономики Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики бюджетную заявку на ассигнования, необходимые для реализации Программы, принимает возможные меры по ее полному финансированию. Для реализации контрольных мероприятий могут создаваться межведомственные группы. В ходе реализации Программы планируется разработка программ развития образования районов и городов Чувашской Республики. Управление реализацией Программы осуществляется Министерством образования Чувашской Республики, контролирующим ход выполнения мероприятий. Министерства и иные органы исполнительной власти, администрации районов и городов Чувашской Республики представляют к 1 февраля справку о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство образования Чувашской Республики, которое направляет обобщенную информацию в Кабинет Министров Чувашской Республики к 1 марта ежегодно до завершения срока действия Программы. VI. Ожидаемые результаты реализации Программы Сохранение и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства; сохранение и развитие единого образовательного пространства республики; повышение качества образования и удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей; усиление роли общественно – государственного управления образованием. создание новых форм организации дошкольного образования; введение дифференцированных норм финансирования дошкольного образования; расширение перечня реализуемых общедоступных услуг, оказываемых учреждениями дополнительного образования детей; развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических, руководящих и других работников системы образования; повышение эффективности системы аттестации педагогических и руководящих работников; сохранение и развитие материально-технической базы учреждений системы образования.
Выписка
23 октября 2003 года
08 сентября 2005 года
Поделиться